РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Дом на углу
На выставке в Национальном музее РБ многих любителей прежней Уфы восхищали небольшие по размеру работы Василия Степановича Сыромятникова (1885 – 1979), показывавшие наш город начала 1950-х. Был там и «Жилой дом на ул. Ленина». Редко кому сразу удалось признать в нём дом под № 44-46, ведь сейчас он выглядит абсолютно иначе из-за появившегося уже во второй половине 1950-х крыла по улице Чернышевского. И уж тем более практически никто не знал, что стоявший на его месте одноэтажный деревянный дом значил очень многое для нашей истории. Несколько лет назад в фотоальбоме старейшего уфимского краеведа Бориса Леонидовича Попова я увидел прелестный снимок: девушки идут по апрельской улице Ленина, а позади хорошо видна гостиница «Башкирия». Но вот дом справа был мне не знаком, хоть адрес этот, Центральная, 42, я знал давненько. Согласно уфимскому справочнику 1908 года, домом на углу Уфимской и Центральной (т.е., по современному, Чернышевского и Ленина) владела А.И. Грибушина. Сразу скажем, фамилия нечастая. И чтобы долго не объяснять кто такая Антонина Ивановна, раскроем тот же справочник на последних страницах – там, где напечатаны рекламные объявления. И вот вам: «Торговый дом
М.И. Грибушина наследники»! Для начала для тех, кто не в курсе, скажу, что имя купца первой гильдии, Почётного гражданина города Кунгура Михаила Ивановича Грибушина (1832-1889) до революции было известно всем любителям чая нашей страны и, стало быть, всему населению России. Ещё 15-летним Михаил попал в далёкий забайкальский город Кяхту. За пять проведённых там лет он постиг все тонкости процесса выращивания и продажи чая – от посадки плодоносящих кустов до упаковки готового продукта и его транспортировки. В Кяхте Грибушин завёл связи с тамошними купцами и вскоре открыл собственное дело, доведя его за несколько лет до миллионных оборотов. После смерти Михаила Ивановича чаеторговлей занялась его 50-летняя вдова Антонина Ивановна. За семь лет руководства фирмой она сумела в три раза увеличить капитал, оставленный мужем. В 1896 году Потомственная почётная гражданка А.И. Грибушина вместе с сыновьями учредила Торговый дом «М.И. Грибушина наследники»: «Оптовая торговля в городах Уфе, Перми, Екатеринбурге, Вятке, Кунгуре, селе Топорнине. В ярмарках Нижегородской, Ирбитской, Мензелинской, Бирской, Осинской, Красноуфимской и Кундравинской». В Уфе чайный магазин Грибушиных находился на Верхнеторговой площади. Что касается села Топорнина Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Кушнаренково), то ещё в 1865 году М.И. Грибушин приобрёл там у наследников героя Отечественной войны 1812 года А.С. Топорнина имение. Находилось оно на небольшой возвышенности, называемой местным населением Девичьей горой. Здесь располагался двухэтажный дом с мезонином, перед домом был разбит большой цветник с фонтаном. Михаил Иванович частенько приезжал в Топорнино, ведь в селе находилось одно из его чаеразвесочных заведений. Занимался Грибушин и скупкой хлеба. Кроме того, он построил в имении крупорушку и наладил производство крупы. Но не только деньги двигали его интерес к селу: в 1886 году Грибушин обновил старый дворянский сад в Топорнине тремя сотнями новых саженцев. Уже в советское время два сорта неизвестного происхождения из этого сада стали основой таких сортов яблок, как «Башкирская красавица» и «Сеянец Титовки». Часто бывал в Топорнине и старший сын купца, Иннокентий, проживавший с семьёй в Уфе на углу Центральной и Уфимской улиц. Он являлся попечителем сельской церкви и приходской школы, жертвовал И.М. Грибушин и средства на школу глухонемых в Уфе. В декабре 1905 года «в припадке нервного расстройства» он застрелился. Щедрой жертвовательницей была также А.И. Грибушина: на её средства в Топорнине была возведена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и построена земская больница на 12 коек. После революции на базе грибушинского имения был создан опытный сад (Кушнаренковский питомник) и открыт техникум. Лет двадцать назад мне в руки попалось несколько фотографий, сделанных в начале прошлого века в грибушинском имении. Кто на них изображён, кто фотографировал, скорее всего, сказать уже никто не сможет. Но не так уж это и важно, ведь главное то, что с этих снимков веет чем-то давно забытым, чем-то чеховским, бунинским или набоковским, веет навсегда потерянным уютом прежней жизни и прежней России.
Анатолий ЧеЧуха |