|
 |
 |
 |
 |
 |
Два Пушкина
Вряд ли кто затруднится с ответом на вопрос «Какое место в Уфе самое пушкинское?». Конечно, памятник на Пушкинской аллее на Пушкинской же улице. А вот какой из этих атрибутов появился первым, знают немногие. Но и эти немногие, думаю, удивятся, узнав, что бюст «нашего» – клон московского.
На родине поэта, в Москве, известный памятник Александру Сергеевичу стоит хоть и на Пушкинской площади, но на улице Тверской. А вот другая улица, на которой когда-то стоял родной дом поэта, носит имя революционера Баумана. Да и Елоховский собор, в котором 223 года назад его крестили, находится на Спартаковской. Правда, есть несколько «но», зато таких, которые перевесят все ваши недоумения.
«И были три свидетеля...»
Полвека назад памятник Салавату Юлаеву и новая 14-этажка на другом конце улицы Фрунзе соединились для меня в одно целое. И не только потому, что это знаковые объекты нашего города, но ещё и из-за того, что в связи со строительством 14-этажки был снесён деревянный дом моей бабушки, и она получила квартиру в микрорайоне «Телецентр» и с видом на памятник Салавату.
Переулок, где она жила, давно канул в вечность. Но самое удивительное, что и микрорайон, в который переехала бабушка, настолько изменился, что только диву даёшься. И трудно порой поверить, что когда-то здесь почти всё было иначе. Но у меня есть три свидетеля – три снимка тех лет.
Принято считать, что фотография –близкое к абсолютному отражение реальности. Но порой в передрягах реконструкций, переделок и перестроек сама реальность настолько искажается, что не «вооружённый» необходимой информацией мозг отказывается что-то на старом отпечатке признавать. В этом плане очень хороши снимки, на которых зафиксирован и сам процесс изменений. Глядя на такие, редко кто удержится, чтобы не сказать: «Ну, кто бы мог подумать!».
Тайны Мариинки
«Город был какой-то низенький, он точно сидел, а не стоял на земле. Со степи широкой волною налетал ветер, вздымая на улицах прозрачные облака черноватой, тёплой пыли…». Вы верите, что это написал человек, побывавший в городе на горе, т.е. Уфе? Я - нет. Так что вряд ли бывал в нашем городе автор романа «Жизнь Клима Самгина» Алексей Максимович Горький. Во всяком случае, точных сведений об этом нет. Вероятно, он просто «поместил» своего Самгина в то место, которое видел на… почтовых открытках.
Липы с Большой Ильинской
Растут в самом центре Уфы на улице Валиди три огромные липы. Шумят листвой (если, конечно, круглосуточно едущие мимо автомашины позволяют), цветут в конце июня, словом, живут своей обычной жизнью. И никто, наверное, и никогда не задумывался, как здесь, у бойкой трассы, оказались деревья-старожилы.
Герман Ионович и рупор индустриализации
Листаем самодельный фотоальбом, названия у которого, разумеется, нет. Рядом с семейным снимком – групповой портрет друзей – «работников Н.-Берёзовской п.т.к.»: Кузьминых, Андреева, Швецова, Дьякова, Ломадурова. Речь, как можно догадаться при грамотных подсказчиках, о почтово-телеграфной конторе села Николо-Берёзовка. Дальше – виды Свердловска. И лишь на четвёртой странице понимаем, что речь пойдёт о радио. И не просто о нём, а об истории развития радио в Уфе и республике в целом.
Вверх по Белой-реке
На одном из снимков - прямо-таки живописная картина тёплого денька столетней давности: южная часть города - с церковью в Дубничках, архиерейским домом, Первой соборной мечетью и Воскресенским кафедральным собором. На шихане, где в 1967-м появится памятник Салавату, гордо торчит небольшой домик. Да и весь склон над рекой густо покрыт домами, стоящими едва ли не друг на друге. И почти нет деревьев (об этом, как я уже писал, заботились козы). За исключением Случевской горы, на которой в 1900 г. посадили их (т.е. устроили сад), видны павильон и две (пока только две!) беседки. На фоне далёкой возвышенности «спрятался» железнодорожный мост, да и наплавной (плашкоутный) мост на Оренбургской переправе почти сливается с рекой.
Барсов и авиация
Люблю я читать старые газеты. Особенно местные. Не передовицы, конечно, а, например, фельетоны. Или то, что на последней странице. Попадаются интересные статьи и фотографии об изменении облика Уфы, о городских событиях, выставках, гастролях. А порою встретишь такие СТАРЫЕ НОВОСТИ, что хоть стой, хоть падай. Ответы на многие вопросы, которые не дают нам покоя и сегодня, оказывается, давно были известны.
Птичья фамилия
Как вы думаете, чем, кроме пернатых дел, могут быть связаны такие названия: «Сокол», «Беркут», «Гриф», «Коршун», «Кречет», «Орёл», «Орлан», «Ястреб», «Кобчик», «Лебедь», «Фламинго»... И как в эту «хищную» подборку попали два последних?
Cherchez la femme… Или полвека без Любви
Стоят на высоком берегу Белой в саду Салавата беседки. Все абсолютно уверены в том, что их всегда было три. И даже имена им придумали - Вера, Надежда, Любовь. Имена, прямо скажем, очень хороши, особенно если учесть, что к парку ведёт Софьина аллея. Но всё ж посчитаем беседки ещё раз: две, три… Или, может, больше?
Когда коза придёт…
Это было поздним летом, или, может, ранней осенью. Выхожу я как-то из аптеки, а у стенки дома стоит… коза. Самая обыкновенная, с длинными рогами и бессмысленно блудливыми глазами. Вокруг снуют машины и люди, гудит труба котельной, а она, бедная, прижалась к стеночке и жалобно так смотрит. Я настолько оторопел, что даже не попытался её сфотографировать. Так и осталось для меня загадкой, как коза оказалась почти в центре города, зато… родилась тема.
Черниковская пуповина
Если вспомнить, что фамилия Черников впервые в уфимской истории упомянута в 1610/11 г., а в 1614/15 году, как отмечала Маргарита Агеева, уфимский жилец Иван Черников пишет прошение с просьбой о закреплении за ним земель, что были даны ему ранее, то нынче смело можно было бы отметить 400-летие территориального комплекса или, если хотите, городского конгломерата, с давних пор привычно называемого Черниковкой. И как-то уже начинает забываться тот факт, что в 1944-1956 годах существовал самостоятельный город с гордым и, на взгляд непосвящённого, странным названием – Черниковск.
Тайная история трёх шурупов(Комментариев: 1)
Бытует мнение, что впервые «три шурупа» или «три таблетки» в качестве названия города Уфы на башкирском языке появились на здании аэропорта. К счастью, кроме мнений, существуют на белом свете и вещи гораздо более объективные, например, фотографии (разумеется, я не про «цифру», а про те, что с негативов печатались). Так вот, на одном из таких старых снимков аэропорта буквы над зданием читаются очень хорошо. Есть там и «УФА», есть и «ОФО». Нет только трёх шурупов.
Письма домой
Когда разговор заходит о письмах с фронтов Великой Отечественной, почти всегда перед глазами встаёт картинка сложенного в треугольник листа бумаги. Да, в подавляющем большинстве случаев письма и были такими. Но были ведь и новогодние открытки, которые одновременно выполняли и роль плакатов, вселяющих уверенность в том, что враг будет разбит, что победа близка. Впервые они появились уже под новый, 1942 год. Кроме открыток, то есть открытых писем, существовали и так называемые секретки: разлинованный лист бумаги сгибался пополам и заклеивался. Одну из внешних сторон украшала иллюстрация патриотического сюжета, на другой печаталась сетка для адреса.
Родина Нестерова
В середине сентября 1914-го художник Нестеров вновь приехал в родной город. Гуляя по уфимским улицам, он, возможно, и не предполагал, что больше сюда никогда не вернётся. Художнику показали помещение Аксаковского народного дома, в котором скоро должны были появиться картины, преподнесённые им в дар городу. В помещении было неуютно - стёкол и даже рам в окнах не было, а под ногами лежал строительный мусор, тем не менее художнику всё нравилось. За пять лет до этого в письме сестре он писал: «Аксаковский дом, не говоря об имени Аксакова, с которым имя Нестеровых совместить не стыдно, должен будет в себе вместить… и картин[ную] галерею». И вот мечта художника близка к осуществлению.
Где эта улица, где этот дом?
(Окончание. Начало в №6, 2011)
2. Полдень в Ущелье
«Красный полдень» Давида Бурлюка - картина известная. Но если речь заходит о месте, изображённом на картине, всё, к сожалению, ограничивается предположениями. Да и что можно, казалось, сказать конкретного, если в работе столь явно выступают черты кубизма?
В 1915 - 1918 годы местом жительства художника и поэта Д.Д. Бурлюка было Иглино, иногда он наведывался и в Буздяк, где тогда жила его мать. Соответственно и виды на всех работах художника этого периода вполне сельские.
Веселится и ликует весь народ
Когда я впервые увидал паровоз, большого впечатления на меня он не произвёл - всего лишь с небольшой автобус размером. Тем не менее, постановление ЦК КПСС, «отменившее» паровую тягу, отправило на пенсию и этот паровоз - из парка Якутова, так что вскоре на детской дороге появился более прогрессивный локомотив - тепловоз. Но к тому времени я уже познал вкус путешествия по настоящей железной дороге, проехав в вагоне электрички до Юматово. Чуть позже я достиг и станции Ключарёво. Потом были Москва, Ленинград, Киев, Оренбург, Полтава, Свердловск, Тюмень и десятки других городов, с которыми Уфа связана рельсами.
Трамвайное кольцо
И вот настанет тот неповторимый миг зимнего утра, когда далеко ещё до рассвета, а свежевыпавший снег играет звёздочками отраженных огней, и только-только просыпаются окна домов. Я вновь как будто нечаянно окажусь в постукивающем на стыках рельсов, неспешно катящемся по улице жёлто-красном вагоне. Прячется в сугробах привычный грохот, и невольно впадаешь в сладкую дрему, нарушаемую лишь остановками. Плывёт трамвай средь снежных валов, а за окнами, в сетке морозных узоров, дома теряют привычный облик, и кажется порой, что вот-вот прозвучит: "Следующая остановка - конечная, "Оперный театр", и я вновь окажусь в благословенном для многих уфимцев месте...
Чёрные стрелки,белый циферблат...
"Пять минут, пять минут - это много или мало?" - вопрошала героиня Л.М. Гурченко полвека назад в "Карнавальной ночи". "Конечно, много", - ответил бы ей плюшевый герой Алана Александра Милна. - Особенно если "завтрак уже давно закончился, а обед ещё и не думал начинаться". Впрочем, о том, что пора подкрепиться, Винни-Пуху напоминали его внутренние часы, а домашние у него навсегда застыли на положении без пяти минут 11. Другой литературный герой ко времени относился гораздо более уважительно: он постоянно вытаскивал из кармашка своего жилета часы, причитая, что опаздывает. Марку часов Кролика Льюис Кэрролл - автор известнейшей книги об Алисе - не сообщает. В отличие от Александра Пушкина, "вручившего" своему Евгению Онегину "недремлющий брегет". Подарок почти царский, ведь уже при рождении два века назад этот прибор стоил немало: карманные часы производства фирмы "Breguet"* кроме того, что отбивали часы, отличались ещё и большой точностью и даже показывали числа месяца.
Кирпич на кирпич(Комментариев: 1)
Речь вовсе не об известном стишке о вожде*: кирпич на кирпич меняют коллекционеры.
В Библии есть упоминание о кирпиче как о строительном материале уже применительно к временам расселения людей сразу после Великого потопа, т.е. на заре сознательной истории человечества: "И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней..." (Бытие. Гл. 11).
Хотя вплоть до нашего времени во многих странах использовался необожжённый кирпич-сырец - часто с добавлением в глину резаной соломы, применение в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (постройки в Египте, 3-2-е тысячелетие до н.э.). В Месопотамии и Древнем Риме из кирпича выкладывали арки, своды. В России времён Иоанна III шло строительство Московского Кремля. Кирпичную печь итальянские мастера "...устроили за Андрониковым монастырём, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего Русскаго кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают". До XIX века техника производства кирпича оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпич вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца. Лишь в середине XIX-го века стали применяться кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, означавшие переворот в технике производства кирпича. Появились и глинообрабатывающие машины.
Что тебе снится, "Волга" с оленем?
Хотя многие и не согласятся (большей частью, конечно, вынужденно), но и "Запорожец", и старенькая "Волга" с оленем на капоте, и даже "Мерседес" - не роскошь, а средства передвижения!
Сорок лет назад появился на киноэкране обаятельный авантюрист Юрий Деточкин. Зрители были очарованы игрой Смоктуновского, Папанова, Аросевой и Миронова. Сейчас фильм "Берегись автомобиля!" сочли бы рекламным, а белоснежную "Волгу" назвали бы главным действующим лицом. Ведь не появись на наших дорогах полвека назад красавица ГАЗ-21, не возникла бы у дуэта Эмиль Брагинский - Эльдар Рязанов и идея фильма. Воровать мышиного цвета "Москвичи", хоть и очень похожие на "Опель", согласитесь, вряд ли бы кто стал.
Ускакали деревянные лошадки...
Спят в чуланах, в подвалах, на чердаках плюшевые мишки, заводные машинки, целлулоидные Маши. Спят и видят сладкие сны о прошлом. Судя по изображениям в Помпеях, уже в античности дети играли со знакомыми нам и сегодня игрушками: мягкими мячами, куклами*, кубиками, миниатюрной глиняной посудой. Были у них и погремушки, дудочки, трещотки, фигурки зверей из дерева. Для комплекта не хватало разве что изрядно уже всем поднадоевшей Барби...
Взвейтесь кострами
Июнь, как всегда, начался со Дня защиты детей. Правда, если раньше детей защищали от войны, голода и эпидемий, то теперь их у нас всё больше приходится защищать от наркотиков и всевозможных игроманий. Лет сорок-пятьдесят назад в конце июня, в день тогда ещё советской молодежи проводились массовые шествия, подобные тому, что на этом снимке. На платьишках милейших юных созданий, если присмотреться, видны знаки в форме знаменитой фестивальной ромашки. Значки в те времена носили все: с комсомольскими значками шли студенты, трёхлепестковое пламя с подписью "Будь готов!" "горело" на рубашках пионеров...
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|