ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








Ангел примирения

Русский драматический театр представил последнюю премьеру сезона - спектакль «Вышел ангел из тумана» по пьесе Петра Гладилина в постановке известного российского режиссера Петра Орлова. Сергей. А это наш подарок: сережки и колечко. Ольга. Белые, серые и черные бриллианты. Екатерина Кондратьевна. Сережа?! Сергей. Мама, я тебя люблю. Екатерина Кондратьевна. Зачем мне такие сокровища на старости лет?! Сергей. Мама, сокровище — это ты, а это всего лишь навсего камушки, прозрачные, красивые камушкии немножко желтого металла. Ольга. Белого цвета.

Крылом к крылу с друзьями

В Национальном молодежном театре им. Мустая Карима состоялась премьера пьесы «Звезда героя» о боевом пути дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. В зале выключается свет, и мы оказываемся под осажденным Сталинградом. Озабоченный комполка Семенов (Асхат Накиев) получает по телефону приказы, однако выполнить их непросто: не хватает самолетов. Но есть летчики-штурмовики – опытные, выжившие в боях 41-го года, и молодые выпускники Энгельсского летного военного училища, в числе которых - и 20-летний Муса Гареев, влюбившийся в небо еще в Уфимском аэроклубе Осоавиахима. Подтянутый, немногословный и очень целеустремленный парень сразу же рвется в бой.

В маске и под маской

17 марта - день рождения гения балета, нашего великого земляка Рудольфа Нуреева. В этот день в Башкирском театре оперы и балета ежегодно проводятся посвященные ему Дни, совпавшие в этом году с Международным культурным проектом «Нуреевские сезоны». Организаторы «Сезонов» приготовили зрителям прекрасный подарок - фильм «Венеция. Карнавал. Любовь» - последнюю работу артиста в кино. Итак, Венеция. Два молодых архитектора (их играют Рудольф Нуреев и прима-балерина театра La Scala Карла Фраччи) показывают ее красоты молодым студентам. Однако мы в городе карнавала, таинственных масок, загадочных превращений – и, чтобы завоевать сердце строптивой возлюбленной, герой может заманить ее в таинственный дворец, где он превратится в загадочного вельможу, а мы увидим Carnеvale во всем его блеске – в разноцветье масок, чаще всего закрывающих все лицо, с праздничным шествием, канатоходцами и тут же – дуэлями на улицах…

Путешествие в детство

Спектакль «Манюня» по одноименной повести Наринэ Абгарян стал для Театра юного зрителя экзаменом на зрелость, а для уфимской публики - тем глотком свежего воздуха, вдыхая который понимаешь, «как прекрасен этот мир», несмотря ни на какие пандемии. Что вложила в постановку режиссёр и актриса Полина Шабаева, насколько начало 80-х годов прошлого века созвучно современному зрителю и о чем заставляет задуматься бердская история - об этом наша беседа. - Повесть написана больше 10 лет назад, в свое время она по достоинству была оценена читателями и критиками. Но именно сейчас вышел сериал по книге и вы тоже обратились к ее постановке. Думаю, не случайно. Чем она вас зацепила?

«Глава вторая». Парадоксы любви и одиночества

…В Нью-Йорке снова дождь. Что может делать в непогоду мужчина средних лет, «не красавец, но приятной наружности»? Правильный ответ - звонить женщине, свободной, разведенной. Что он и делает. Однако в ответ слышит: «Нет, не до встреч». И как-то сразу становится еще холодней, и не согревает твидовый пиджак, и широкий зонт не спасает от дождя. Таким предстал писатель Джордж Шнайдер, главный герой пьесы американского драматурга Нила Саймона «Глава вторая», показанной на сцене Национального молодежного театра имени Мустая Карима. Пьеса - произведение во многом автобиографичное. Нил Саймон, потерявший горячо любимую жену, долго горевал, но все же женился второй раз, на актрисе, и был довольно счастлив. Так что автор знает тему, что называется, изнутри и показывает чувства героев без фальши, чем и подкупает. Не случайно это произведение известно в литературном и театральном мире. Спектакль «Молодежного», конечно, не об американцах: такая любовная история могла произойти в любом месте и в любой стране. Об этом говорит и исполнитель роли Джорджа Шнайдера в новой постановке заслуженный артист республики Рамзиль Сальманов.

ТикТок, зайчик и дух Рождества

На Малой сцене Русского драматического театра состоялась премьера пьесы Влады Ольховской «Рождественская история». Возможно ли в наши дни настоящее, без волшебной палочки, новогоднее чудо? Приходите и узнаете! Вы какой новогодний (рождественский) фильм предпочитаете? «Один дома», «Реальную любовь», «Карнавальную ночь», «Иронию судьбы» или «Крепкий орешек»? Кстати, в Русдраме, кроме премьеры, о которой пойдет речь, можно увидеть еще и восстановленный спектакль «Пока она умирала», где тоже действие происходит под Новый год…

Два вечера с «Золотой маской»

Что есть современный театр? Погружение в мир иллюзий? Или игра в реальность? Или то и другое, но в новой концепции? И где здесь новизна, а где вызов? И что же нашей зрительской душе близко - классическое или экспериментальное? Как ныне служители Мельпомены трактуют любовь, добро и свет? Обо всем этом - два театральных вечера, которые прошли на сцене Театра оперы и балета, представившие спектакли, номинированные Российской национальной премией «Золотая маска».

«Старший сын», или Чудные люди

В Русском драматическом театре состоялась премьера пьесы «Старший сын» по пьесе А. Вампилова. Что будет, если вдруг вы останетесь поздним вечером на улице незнакомого городка? Несомненно, найдется круглосуточный магазин, ночной клуб, хостел… А вот чтобы вам открыл дверь кто-нибудь из жителей городка N - на это шансы равны нулю. А еще не так давно все было по-другому: двум друзьям, пропустившим последнюю электричку, ничего не остается, как стучать и звонить во все двери.

Пишем оперу...

«Лаборатория современной башкирской оперы» - так назван масштабный проект главного театра республики, который был объявлен в начале нынешнего сезона художественным руководителем БГТОиБ Аскаром Абдразаковым и осуществлен благодаря гранту главы республики. Идея словно витала в воздухе. Ведь на сегодняшний день в репертуаре театра только два ярко национальных произведения – опера «Салават Юлаев» и балет «Журавлиная песнь».

Рыцарь на все времена

«Наивное, детское лицо, на котором и улыбка, и слеза, и судорога страдания выходят почему-то особенно трогательными» - таким видел Дон Кихота великий русский бас Федор Шаляпин. Он воплотил на сцене образ этого славного на все времена героя более чем сто лет назад на сцене французского Казино-театра уже известным на весь мир певцом. Образ стал эталонным! И соответственно, весьма сложным для дальнейшего воплощения другими артистами, так как высока планка гения. Неудивительно, что редко кто берется за постановку этой великолепной оперы Жюля Массне и она идет только в двух-трех театрах мира, в том числе Мариинском. Нелегко тягаться с идеалом, но… заманчиво.

Разгадать код народа

«Следуйте за волком!» - протяжный речитатив проникает во все потаенные уголки души. Голубые треугольники трансформируются в горы, приходят в движение, и вдруг появляется огромный змий. Сверкая узорами вдоль своего тела, он подбирается к джигиту… Новая постановка Башкирского государственного театра кукол «О чем поет орнамент?» впервые в истории театров делает центральным персонажем… сам орнамент. Каким образом удается оживить древний узор, рассказывает режиссер спектакля, директор БГТК Альберт Имамутдинов.

Найти своего Аксала

В Национальном молодежном театре РБ прошла премьера спектакля «Белое чудо» по мотивам рассказов народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Белое чудо» и «Ашкадар». Поставил его заслуженный деятель искусств России, Калмыкии и Азербайджана Борис Манджиев. - Я впервые так основательно погрузился в творчество Мустая Карима, - говорит он. – Это неисчерпаемый источник вдохновения, из которого невозможно напиться. Произведения писателя, написанные в застойные годы страны советов, сегодня получают новое звучание.

Ульмасбай среди нас

В литературе каждого народа есть образ весельчака фантазера, которому удается выйти из любой ситуации победителем: такой барон Мюнхгаузен. Создал подобного героя и Мустай Карим. В его поэме «Ульмасбай» главный герой в воде не тонет, в огне не горит, сам не унывает ни в какой ситуации и не дает пасть духом однополчанам. Произведение осталось незаконченным, но живет своей жизнью… В Молодежном театре в июле выходит спектакль по этой поэме. О новой постановке рассказывает ее режиссер Рустем Хакимов.

Каждый зритель… модератор

Лучшие архивные спектакли и премьеры театров, концертные представления, онлайн-репетиции, интервью с артистами, проекты для самых маленьких – чтение сказок на ночь, поэтический флешмоб, видеоуроки по вокалу, хореографии, актерскому мастерству, сценическому движению и речи, различные мастер-классы, лекции и онлайн-конференции… Наверное, у артистов ведущих театров республики никогда не было столько простора для фантазии, чем в это непростое время. В условиях самоизоляции они продолжают творить и радовать своих поклонников.

«Мы разобрали игру m-lle Жорж…»

«…как говорится, по ниточке, и вот, в коротких словах, в чем состоял весь механизм и вся ее характеристика. M-lle Жорж играла свои роли холодно, без всякого внутреннего чувства. George не обращала ни малейшего внимания на мысль автора, на общий лад (ensemble) пиесы и на тон реплики лица, ведущего с нею сцену; одним словом: она была одна на сцене, другие лица для нее не существовали. После этого можно ли назвать ее игру художественным воспроизведением личности представляемого лица?

Андрей Шишкин: «Коллектив подсел на успех»

Как сделать так, чтобы о постановке в Театре оперы и балета на следующий день говорил весь город, и не только? Чтобы в каждом сезоне появлялся спектакль - кандидат на «Золотую маску»? Екатеринбургский театр оперы и балета, ныне сменивший название на «Урал Опера Балет», ежегодно участвует в этом конкурсе и обычно не остается без наград; в его репертуаре есть произведения, не идущие больше нигде. Как же так получилось? Об этом мы беседуем с директором театра Андреем Шишкиным. Кстати, с 2001 по 2006 год он руководил Башкирским театром оперы и балета.

Победит ли Прометей?

Как современный человек представляет себе Олимп? Да очень просто: он открывается нам каждый вечер кликом на пульт телевизора. Вот примерно таким - ничего не стесняющимся телешоу - и предстает Олимп на сцене Башдрамтеатра в новой постановке по драме Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!» Ильсура Казакбаева. Явления нового «Прометея» зрителю пришлось ждать долго: предыдущая постановка Рифката Исрафилова состоялась в 1977 году. Она была безоговорочно принята самим автором, шла с аншлагами, тем более что играли такие звезды театра, как Гюлли Мубарякова, Ильшат Юмагулов, Олег Ханов.

Взгляд из «Зазеркалья»

В начале мая в Уфе откроется ставший уже традиционным фестиваль «Петербургские сезоны». Мост между культурной столицей России и столицей Башкортостана протянула в 2016 году наша землячка Галия Камаева. Благодаря ей уфимцы увидели выступления звезд балета и оперы Мариинского и Михайловского театров, а любители изобразительного искусства встретились с известным искусствоведом из Русского музея Александром Боровским. В Год семьи в «Сезонах» примет участие один из лучших детских музыкальных театров Санкт-Петербурга «Зазеркалье». Сегодня мы беседуем с его главным режиссером, народным артистом РФ Александром Петровым.

Театр должен обжигать

Уфа вновь стала участником масштабного культурного проекта «Большие гастроли». Если в 2017-м он охватил 83 региона страны, то в нынешнем замахнулся на все 85. Именитые коллективы везут в провинции свои лучшие постановки: «золотомасочные» шедевры, неожиданные формы и новый язык. В феврале уфимцы принимали «по обмену» Театр драмы имени Волкова из Ярославля. Первый русский театр - явление уникальное. За год слаженному и довольно большому коллективу удается выпустить до 11 премьер! А с появлением в своих рядах режиссера Евгения Марчелли получить культурную встряску и регулярные номинации на главную театральную премию.

Как важно быть несерьезным

«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо ­ еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица», ­ заметил Тот самый Мюнхгаузен. Что он имел в виду? Что это значит сегодня? Поразмышлять на эту тему предлагают в Русском драматическом театре. «Улыбайтесь, господа!» ­ спектакль по рассказам Григория Горина, который поставил Алексей Логачев ­ главный режиссер Саратовского ТЮЗа, стипендиат премии правительства РФ. Кстати, постановка выросла из творческой лаборатории современной режиссуры, которая действует уже три года.

Железный трон Калигулы

«Игра престолов», «Карточный домик», говорите? Этими сагами о безграничных амбициях сегодня увлекся весь мир, не без основания полагая, что в политике момент стремления к власти зачастую перевешивает мотив созидания. Но костры амбиций пылают с тех пор, как мир стоит, хотя время от времени человечеству и удается позаниматься чем­то еще. Словом, настало самое время для того, чтобы башкирская труппа Национального молодежного театра предъявила нам сцены из истории еще одного владетельного дома. Что случится, когда железный трон будет прочно завоеван? Например, вот что.

Раскольников, сыграйте блюз!

Пьеса молодого драматурга Алексея Зайцева «Кофейный блюз» в 2015 году вошла в шорт-лист одного из самых известных в России Международных драматургических конкурсов «Евразия». История о молодом человеке, который не согласен жить как все и не хочет мириться с обыденностью, вызвала интерес уфимской публики - вначале на традиционной «Лаборатории современной драматургии», а затем - в качестве полноценного спектакля на малой сцене Русского драматического театра.

Пять сезонов до столетия

Праздник начинался еще на улице. Гостей встречала огромная надпись «Пять сезонов до столетия» - Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури отмечал свой 95-летний юбилей. В фойе выставка фоторабот, запечатлевших вехи становления старейшего храма культуры, создавала особо волнительный настрой. И здесь же… артисты разыгрывали сценки. Действо продолжилось в зале. Разумеется, была обязательная официальная часть: вице-премьер правительства республики Салават Сагитов, коллеги-москвичи, мастера сцены из соседних регионов и просто высокие гости чествовали труппу театра. Конечно, вручались награды. А после короткой интермедии началось главное. Художественный руководитель Олег Ханов запустил… «машину времени»! И артисты увлекли своих поклонников за собой, через годы и расстояния. Сценки становления старейшего театра воссоздавались, отыгрывались с юмором и живым ощущением эпохи. На подмостках ваялась история. Вот декабрь 1919-го. Кругом - пламя Гражданской войны. А в Стерлитамаке, первой столице Башкирской АССР, учрежден единственный в то время театр. Свой, отражающий национальные и культурные особенности народов, живущих на этой земле! Несколько групп артистов объединяются, чтобы составить костяк его коллектива. Среди них Товарищество мусульманских драматических артистов, ряд фольклористов и даже бывшие бойцы Красной армии!

Какой же почерк у твоего города?

За окном дождливое лето. Душа требует моря и солнца, но рабочий график возвращает в суровую действительность. До отпуска еще далеко, и, чтобы сменить серую картину будней, мы начинаем листать альбомы с фотографиями предыдущих путешествий. Очаровательный мишка в кожаной куртке искусно нарисован неизвестным уличным художником на стене дома. Конечно, это - швейцарский Берн – город, название которого и означает «медведь». Отважный тореадор укрощает огромного быка – Мадрид. Рыбак ловит сетью прыткую сельдь – Осло. Каждое из этих граффити точно передает атмосферу мегаполиса, отражает исторические нити, тянущие за собой интересное и богатое прошлое. И создает тот неповторимый почерк, по которому без труда угадываются знакомые бульвары, проспекты…

Изображая мысли

Мир – это не только то, что мы видим, слышим, чувствуем. Во все времена художники, философы, ученые доказывали: настоящий мир совсем не такой. Платон и вовсе утверждал, что окружающая действительность – на самом деле всего лишь тени, а люди, подобно напуганным зверям, прячутся в пещерах и всю жизнь верят, что реальнее отражений на стенах ничего не бывает. Авангардизм никогда не стремился к документальной фиксации, для него важнее передать мысль, идею. Вот уже 24 года в Уфе действует уникальное объединение художников - группа «Чингисхан». Совместными усилиями авторы пытаются показать особый мир - мир вещей в себе.

Аншлаг осенней ночи

Побывать на репетиции нового спектакля, сфотографироваться с любимым артистом или попробовать бутерброд «зарплата режиссера» – нет ничего проще! В преддверии открытия нового сезона в Уфе впервые прошла масштабная акция «Театральная ночь». На проведение праздника Министерство культуры РБ получило президентский грант. Стоит ли говорить, что после успеха библиотечной и музейной ночей идея была практически обречена на успех. И организаторы не подвели: каждая из артистических площадок имела свою неповторимую изюминку. А для комфортного перемещения между ними курсировали автобусы, благодаря которым зрители успели познакомиться с большинством постановок.

Ритмы праздника и дыхание жизни(Комментариев: 1)

Нежные мелодии и задорный перестук восточных барабанов можно услышать и на современной дискотеке. Но только там все это будет подано с современными акцентами – пропущено через жесткий «умц-умц». Однако в Уфе есть места, где можно услышать настоящую восточную музыку. Ответственна за это группа Ava Ethno Fusion Band. Готовясь к разговору с музыкантами, я сижу в восточном ресторане. Если прислушаться, разливающиеся по залу мягкие ритмы – вполне заводные и танцевальные, даже без электроусиления.

«Спартак» зовет вперед

«Целый год без любимых спектаклей?» - то и дело восклицали поклонники постановок Башкирского театра оперы и балета, едва стало известно о масштабной реконструкции исторического здания. Несмотря на то, что артистам придется работать в непростых условиях, долгой разлуки с уфимским зрителем не будет. О прошедшем сезоне и задачах на будущее рассказывает художественный руководитель балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова.

Приглашение в сказку

В Центре движения «Пространство» в Гостином дворе не утихает музыка. Повсюду разложены костюмы, элементы декораций, вещи неизвестного происхождения и крайне странные на вид. Артисты становятся похожими на частицы, сталкивающиеся в броуновском движении. Радостное волнение и ожидание чего-то очень теплого и яркого накатывает огромной волной. Еще чуть-чуть и начнется действо, героем которого будешь ты сам. Нужно только поверить в чудо и отправиться вслед за «белым кроликом»…

Нуреев: Уфа - Париж

В Уфе прошел XIX Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. По традиции на него съехались звезды первой величины из лучших театров России и мира. В качестве специального гостя был приглашен музыкальный и балетный критик, вице-президент Международной ассоциации музыкальных критиков Виктор Игнатов. Обозреватель и член попечительского совета российского телеканала «Театр» уже 30 лет живет во Франции. Но парижский гость заинтересовал нас и по другой причине: Виктор Михайлович знал гения мирового балета, дружил с ним. Мы решили показать ему город, где Нуреев родился, учился и готовился шагнуть на Олимп мировой славы. Господин Игнатов с благодарностью принял наше предложение.

Диалоги с подсознанием

Два года назад влиятельный журнал «Forbes» опубликовал список десяти самых интересных провинциальных театров страны. Уфы в рейтинге не оказалось, зато туда попали наши территориальные соседи и хорошие друзья – Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина. В первую неделю календарной весны в рамках обменных гастролей они представят зрителям башкирской столицы три своих лучших спектакля: «Грозу», «Бег» и «Двое на качелях».

Связанные одной нитью(Комментариев: 197)

Минувший ноябрь стал знаковым для Башкирского государственного театра кукол. В год своего 80-летнего юбилея он не перестает удивлять и выпускать в свет необычные идеи. Одна из них - организовать в Уфе фестиваль, который бы объединил всех кукольников региона. Ведь последний раз башкирская столица принимала подобный творческий форум целых 30 лет назад. Сказано - сделано: и вот уже зрители, затаив дыхание, ждут выхода на сцену гостей - участников окружного фестиваля «Театральное Поволжье - Ниточка».

Театр без подмостков(Комментариев: 1)

Центр Варшавы, Рыночная площадь. По ней гуляет группа ребят-студентов. Остановившись, они скидывают рюкзаки, спешно вытряхивая из них нехитрый реквизит. Начинается действо, которое сложно передать словами. Перед зрителями, которых с каждой минутой становится всё больше, разыгрывается пьеса, стать героем которой может любой желающий. И вот ты уже внутри выдуманной истории, но тебе кажется: именно это и есть реальность, сама жизнь…

«Я жду, когда такой спектакль появится в Москве»

Старик и старуха доживают свой век на заброшенном полустанке под названием «Васютки». Вспоминают молодость, старик все время шутит, подкалывая свою старушку. Перебирают фотографии детей (их то ли шесть, то ли девять) … и ждут от них весточки. Большую часть спектакля зрители ждут: сейчас кто-то позвонит, приедет, и начнется другая жизнь… или между фотографиями спрятались «похоронки»? И дети, оказывается, не какие-нибудь работяги или бомжи-алкоголики: один поэт, другой - военный, третий - инженер. Немым укором висит на стене старый телефон с оторванной трубкой. Неправдоподобно? Нет, этот художественный вымысел вполне в духе сегодняшнего дня: отдав все силы в борьбе за «достойную жизнь», тело и мозг хотят расслабиться - где уж тут найти время на общение с родителями, которое не всегда бывает легким? Спектакль «Москва-Васютки» - укор всем нам, вечно занятым. И когда упал занавес и смолкли аплодисменты, зрители схватились за телефоны.

Психоанализ «Театрального перевала»

Сразу в шести городах стартовал «Театральный перевал» - уникальный проект по обмену гастролями между Уралом и Сибирью, состоявшийся при поддержке Министерства культуры России. Томский, Кемеровский и Новокузнецкий драматические театры - такая программа ждала Уфу, соответственно, Томск, Кемерово и Новокузнецк увидели игру наших актеров. Также сибиряки представили свои спектакли челябинским и тюменским зрителям, и наоборот.

Следствие ведет Мария Эспехо(Комментариев: 15)

Марии всюду чудятся зловещие обманы и кровавые преступления. Разгадывать загадки, многократно превосходя полицию в проницательности - разве не в этом миссия одинокой женщины? Между тем ее сосед Хорхе Сатильо безумно ревнует свою жену Леонсию, служанка Пура ходит с ведром и тряпкой, а мечтает совсем о другом, у нее есть возлюбленный Хасинто и очень строгий папа… В общем, соседи постоянно дают Марии пищу для размышлений. От театров республики требуют более эффективной работы (хотя Русский драматический и так лидирует по сборам). «Черт с вами - будем ставить кассовые комедии!» - заявляют режиссеры. Как раз этим сейчас и занята труппа Русдрама во главе с Михаилом Рабиновичем: здесь репетируют комедию «Все кувырком» по пьесе современного испанского драматурга Альваро Портеса.

Искры из-под ног

Так сошлось, что нынешняя осень стала юбилейной сразу для нескольких очень известных танцовщиков прославленного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Два имени навсегда вошли в историю искусства Башкортостана, хотя, будь оба артиста живы, вполне могли бы еще отметить свои даты: у народного артиста РБ Закира Исмагилова было бы 85-летие, а у солистки и художественного руководителя ансамбля, заслуженного работника культуры РБ и РФ Фаи Гареевой - 80-летие. Их коллеге - народному артисту РБ Ратмиру Бадретдинову 15 ноября исполнится 80 лет, и он по сей день продолжает себя ощущать членом родного коллектива, где ветеранов помнят и чтут.

Главный сказочник столицы

Приход в Башкирский государственный театр кукол нового руководителя Ильмара Альмухаметова многие восприняли с радостью, связав сей шаг с ситуацией, которую мы условно можем назвать вторым рождением этого учреждения культуры. И правда, личность нынешнего директора БГТК интересна и многогранна: он и режиссер, и актер, и драматург, и юрист, и даже... дипломированный медик! Мы решили выяснить, насколько ожидания уфимского зрителя оправданны и какие планы у театра на предстоящий сезон.

Ночь должна пройти…

Мы часто сравниваем нашу действительность с жизнью на вулкане, намекая на ее непредсказуемость. А что значит, если город, в котором ты живешь, на самом деле расположен рядом с Везувием, и он в любой момент может проснуться? Нельзя же в самом деле каждый день готовиться к смерти? Как это жить, не заглядывая в перспективу, - одним днем? Надо просто наслаждаться, памятуя о том, что живешь как в последний раз? Примирение с фатальностью - одна из особенностей итальянского национального характера.

Он это ставил, танцевал, любил

- Фестиваль - дело очень интересное, но нелегкое, - признается балерина Валерия Исаева. - Обычно балерины танцуют через день, а на фестивале - каждый день. В «Семи красавицах» я танцую либо славянскую, либо византийскую красавицу, в «Баядерке» участвовала в трио третьего акта, в «Жизели» танцевала па-де-де 1 акта, в Дон Кихоте - во втором и третьем актах, в «Лебедином» - па-де-де 1 акта, маленького лебедя и неаполитанскую невесту, в гала-концерте - па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» и одну из маркитанток в па-де-сис.

Тощий, голодный и обаятельный

Тощий. Рыбы на всех не хватит. Определенно. Одноглазый. Кто тебе сказал, что сегодня будет рыба? Рыжий. А меня раньше обыкновенной рыбой не кормили, только филе. Около заброшенного киоска «Овощи-Фрукты» живут три кота, к ним присоединяется кошечка. В киоске живет тетя Паша, которая их кормит. А листья с дерева облетают, на носу зима… В ситуации, от которой мы обычно отворачиваемся, драматизма побольше, чем в триллере от Мартина Скорсезе. И становится ясно: проблемы животных сигнализируют о проблемах людей. Царь природы на поверку часто оказывается существом недалеким и беспомощным... И не только в пьесе Виктора Ольшанского «Зимы не будет».

Будьте взаимно выгодны

«У нее красота, у него деньги», - говорили про Сомса и Ирэн Форсайт. - «Если у нее нет своих средств, она не наделает ошибок». Но эти люди ошибались. «А вы когда-нибудь думали о том, что можно выйти замуж ради удовольствия? - Удовольствия?! Не говорите глупостей! Никакого удовольствия в браке нет… Это удовольствие для мужчин, хотя одному богу известно, что они тут находят. Я этого никогда не могла понять. А женщине замужество приносит лишь бесплатную еду, прорву работы да еще необходимость мириться с мужскими причудами. Ну и, конечно, по ребенку в год», - сказала Скарлетт Ретту Батлеру. Но потом все-таки вышла за него. Долларовые миллионеры на дороге не валяются.

Рифкат Исрафилов: «Наша задача - потрясти»

Скрыть от жены любовницу, избежать встречи с неожиданно свалившимся на голову отпрыском, отвести глаза полицейскому, переодеться в женское платье… Попробуйте проделать все эти не новые фокусы так, чтобы в зрительном зале раздавался единодушный хохот. В помощь - драматургия Рэя Куни, которого поругивают, но ставят все российские театры, и умелая режиссура. Комедию «Клинический случай», а также мюзикл «Вестсайдская история» привез в Уфу Оренбургский драматический театр имени Горького. И подарил одним вечер романтики, другим - три часа непрерывного смеха.

Культурная составляющая

Современную культуру принято делить на чисто коммерческую и государственную, призванную удовлетворить духовные потребности населения и потому живущую в основном за счет бюджетного финансирования. Но с принятием в прошлом году Федерального закона №83, предусматривающего для госучреждений возможность зарабатывать дополнительные средства и бороться за госзаказ, официальная культура оказалась в весьма непростом положении - перед ней, пожалуй, впервые встала задача привлечь потребителя, готового платить за «духовный продукт».

«Чего-то здесь не хватает» (Комментариев: 1)

Отношения между семьями Морозовых и Зуевых непростые, конкретно между Валей Морозовой и Ромой Зуевым - тоже. У одних свой магазин, другие работают на фабрике за шесть тысяч в месяц. Строения в небольшом городке Полынске явно нуждаются в хозяйской руке, однако история у города богатая. По улицам ходят недружелюбные аборигены. И ощущение, общее от всех российских просторов: кто-то должен прийти со стороны и что-то сделать, чтобы жизнь наладилась. Какой-нибудь добрый инвестор. Но зато воздух какой! Особенно остро это чувствует бизнесмен, приехавший, чтобы предложить жителям стать «живыми экспонатами» на фоне своих старинных домов.

«Князь Игорь»: миссия выполнима

Александр Бородин сочинял оперу «Князь Игорь» 18 лет, но она так и не была завершена. После смерти Бородина А.Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н.Римский-Корсаков инструментировал большую ее часть. Опера, созданная на сюжет «Слова о полку Игореве», считается воплощением «русскости» в музыкальном искусстве. В 2010 году - в год 120-летия премьеры в Мариинском театре - «Князь Игорь» снова вошел в репертуар Башкирского государственного театра оперы и балета (прошлые постановки относятся к 1951, 1966 и 1989 годам).

Остановись и подумай

Он человек благородный Вы никому не позволите себя обмануть? А сами при этом считаете, что быть честным на все 100 процентов необязательно? Считаете, что у вас очень трудная работа, а женитьба - шаг серьезный? А может быть, вам не хватает в жизни поэзии, борьбы… словом, какой-то такой атмосферы, а вернее - внимания? Тогда «Свадьба» - для вас! Премьера спектакля «В сегодняшний, так сказать, день» по «сцене в одном действии» Антона Павловича Чехова состоялась в Башкирском академическом драматическом театре 5 октября.

Как одевалась Клеопатра

Чем платья, скажем, XIX века отличались от сегодняшних? Всем. Один только лиф, плотно облегавший стянутую корсетом талию, включал более 20 деталей. Он зашнуровывался утром - обычно это помогал делать муж дамы, и если вечером узелок выглядел по-другому - сразу было ясно, что дама зачем-то разоблачалась… А как делаются теперь - когда беззубые киты уже не расстаются со своими роговыми пластинами - костюмы, воссоздающие перед нами ушедшие эпохи?

Авантюристы по натуре

«Его взгляд впечатлял. Для меня, как для журналиста, всегда было очень опасно его интервьюировать: предугадать реакцию было невозможно - он мог быть и очень обаятельным, и просто несносным. Нужно было его соблазнить - разумеется, в интеллектуальном смысле: он не любил лести, зато любил умные вопросы. И никогда не надо было задавать ему вопросы о России: он не хотел подвергать опасности свою семью. Это был человек, который умел блистать, как солнце. И можно было войти в его орбиту и вращаться вокруг него, но если эта планета переставала его интересовать, он обращался к другой, более умной»… Такими воспоминаниями о Рудольфе Нурееве поделилась гость XVI Фестиваля его имени - французский журналист Ариан Дольфюс, автор книги «Непокоренный Нуреев».

Кто за этим стоит?

Уличный плясун Петрушка полюбил неземную, воздушную Балерину. А легкомысленной Балерине приглянулся Арап: ведь он богат. Веселый герой русских балаганов становится героем трагедии… А впрочем, все они - лишь куклы на ярмарке. Таким был сюжет балета Игоря Стравинского «Петрушка» - одного из балетов, прославивших русскую школу на весь мир. Его премьера с триумфом прошла в 1911 году в парижском театре Шатле. В Башкирском театре оперы и балета в постановке Рината Абушахманова он обрел новые краски: любовный треугольник превратился в четырехугольник. И герои «La Marionnette» - не куклы, а люди, но находящиеся под властью чужой воли. Чья-то ловкая рука дергает за ниточки… Не правда ли, современно?

Он мечтал вернуться

Как же так получилось, что надо покинуть Родину? Но времени на раздумья нет. Товарищей забирают одного за другим. Сталин обещает все условия для работы в Москве - но Ахмет-Заки Валидов уже знает, чего стоят эти обещания… 19, 20 и 21 марта в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась премьера исторической драмы «Ахметзаки Валиди Тоган», посвященной Году Республики и 120-летию со дня рождения выдающегося ученого-ориенталиста и лидера башкирского национально-освободительного движения. В честь этого юбилея признанного во всем мире ученого 2010 год объявлен в странах ТЮРКСОЙ Годом Ахмет-Заки Валиди.

У каждого свой модерн

В ночь на 1 мая (это день святой Вальпургии) ведьмы слетаются на гору Броккен на свой годовой шабаш… "Вальпургиева ночь" - колоритная хореографическая картина из оперы Шарля Гуно "Фауст", уже давно обретшая самостоятельную жизнь; в 1949 году выдающийся российский хореограф Леонид Лавровский создал свою собственную версию этого балета. Премьера феерических языческих плясок ожидает уфимцев 5 и 6 февраля в малом зале Театра оперы и балета. Плюс "Вакханалия" - маленький шедевр Александра Горского, который не идет больше нигде, и второе отделение - "Неклассический дивертисмент": в числе 9 номеров - 4 работы молодого уфимского балетмейстера Рината Абушахманова.

Миссия - духовный связист

Молодые люди решились пойти против древнего обычая, среди небожителей нашелся один недовольный своей близостью к верховной власти, на войне молодым людям как никогда хотелось жить и любить, мальчик подрался со своим другом, в высокогорном озере отчего-то перевелась вся рыба, секретарь райкома в свободное время любил вышивать крестиком... Для Мустая Карима не существовало в человеческой жизни неважных сторон: пристально вглядывался он во все движения человеческой души. А движения их обычно были такие: прочь от непорядочности, фальши и самодовольства - туда, куда велит сердце.

Феерия под брендом «Рудольф»

«С первого взгляда на него было понятно, что это служитель высокого искусства, и вы бы почувствовали его гениальность, даже если бы не знали, кто он. При этом он никогда не проявлял высокомерия, держался очень дружелюбно - и в артистическом кругу, и с журналистами». Такие воспоминания от общения с Рудольфом Нуреевым остались у Святослава Бэлзы - заслуженного деятеля искусств России и гостя XV юбилейного фестиваля имени великого танцовщика, который проходил с 21 по 30 июня в Башкирском государственном театре оперы и балета.

На Олимпе он думал о нас(Комментариев: 1)

Произведение Рустэма Сабитова по мотивам трагедии Мустая КаримЗевс одержал верх над титанами и празднует свою победу. Вокруг него собрался весь цвет Олимпа: Дионис, Гермес, Аполлон Мусагет, Афродита… и все склоняются пред владыкой. Только один Прометей не чувствует политическую конъюнктуру, не умеет льстить. Он нашел себе другое развлечение: как-то раз взял и создал людей - как и полагается, из глины. А однажды ему попалась белая глина - и получилась женщина. Прекрасная, как богини Олимпа. С той только разницей, что Агазия была счастлива находиться рядом с ним и ничего не требовала - ведь ее возлюбленный был божеством… Ради нее Прометей был готов на все: он мечтал улучшить жизнь людей, подарив им огонь. Но они никаких перемен не хотели - так ценили стабильность. Осветить земную жизнь герою удалось, лишь заплатив положенную цену: его любимая погибла, а он сам был осужден Зевсом на долгую-долгую пытку. А людям осталось сознание того, что к несчастью привела не только злая воля богов, но и их страх и неверие. С тех пор они учатся верить в лучшее и стремиться к совершенству.

«Мне не хватает наград...»

«По бесконечному творческому пути, усыпанному художественными открытиями, бредет режиссер, беременный замыслом! А за ним идет актер - он несет с собой действие! А за ним еще один - контрдействие! «Как он заботится о своем замысле! - думают актеры. - А как бы мне хотелось, чтобы он обратил на меня внимание и спросил: ты не устал? может быть, тебе хочется сменить амплуа? или повысить категорию? или обострить действие? А я бы сказал: нет, я доволен своей категорией! И амплуа свое я люблю! И действие мне нравится... и я бы тащил на себе это действие через все события, я бы даже сверхзадачу вытащил... вот только бы он спросил меня! А он все идет и идет. Как ты думаешь, чем он разродится?»

Из тьмы к свету. К свету рампы

Остались в прошлом многочасовые сборы на бал, когда барышни целый день находились в лихорадочной тревоге и деятельности; салоны, где допущенные должны были владеть искусством светской беседы, а красивым девушкам можно было просто демонстрировать ослепительные плечи, улыбаться и молчать… А желание «выйти в свет» - осталось. Описать все возможности, предоставляемые для этого нашей столицей, в рамках небольшого обзора невозможно. Поэтому цель моего исследования - уфимцы, у которых возникает такое побуждение.






НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости