РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Зугура Рахматуллина: Физкультуры станет больше, А физики - меньше...
В правительстве Башкортостана одну из серьезных должностей занимает женщина. Это министр образования РБ Зугура Рахматуллина. Каково ей на этом посту? На этот и другие вопросы Зугура Ягануровна сегодня отвечает корреспонденту журнала "Уфа".
- Чиновник есть чиновник. Будь ты мужчина или женщина. Спрос тот же, требования те же, фронт работы тот же. К слову, недавно республика принимала иностранных гостей, и один из американских коллег после знакомства со мной с восхищением сказал, что теперь везде и повсюду будет рассказывать о том, что в Башкортостане сферу образования возглавляет женщина. Это, конечно, приятно.
- Похоже и на за рубежом проблема женщин у власти стоит остро...
- Похоже. Я думаю, то что у нас в республике сферу образования возглавляет женщина - это правильно. Ведь образование - это не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. А сфера воспитания, как правило, считается прерогативой женщины. Женщина - мать, женщина - воспитательница, женщина - учительница - это те звенья, которые формируют в человеке духовность.
- Как вас единственную женщину-министра восприняли ваши коллеги мужчины?
- Очень тепло и доброжелательно. Я ощущаю постоянную поддержку с их стороны. Министерство образования требует серьезного внимания к себе, ведь здесь основным объектом являются наши дети - будущее республики. Приятно что они это прекрасно понимают.
- Зугура Ягануровна, когда вам поступило предложение возглавить министерство образования, были ли у вас какие-либо сомнения?
- Подобный же вопрос мне задают учителя в районах. Вы знаете, я прошла очень хорошую школу комсомола и партии. Была и комсоргом курса, и командиром строительного отряда, и депутатом городского совета и так далее. В этой школе было заложено такое мобилизующее начало... Дисциплина, умение общаться, распределять свое время, находить выход из даже безвыходных ситуаций - все это оттуда. Каждый вечер я составляю план работы на день и неукоснительно его выполняю. Потому что если полетит одно звено плана, то полетит и вся цепь.
- Вы доктор философских наук, профессор возглавляли в БГУ кафедру этики, эстетики и культурологи. Вообще, интерес к науке - это у вас откуда?
- Тяга к исследованиям у меня с детства. Я всегда любила докапываться до истины и в школе, в педучилище, в университете. Любила всегда докапываться до истины. А философией я увлеклась на 3-ем курсе университета. Помню тогда преподавал у нас философию на филфаке Валерий Николаевич Финогентов (ныне заведующий кафедрой философии УГИС). Прекрасный ученый и педагог. Наши занятия по философии превращались в бесконечные споры. Это было очень интересно. У Валерия Николаевича я многому научилась: умению завоевать аудиторию, заинтересовать студентов своим предметом. Я ему очень благодарна. Когда я заканчивала университет, открылась новая кафедра этики эстетики и культурологи. Я стала ее первой аспиранткой. Меня волновали проблемы духовности. Начала я с осмысления этих вопросов и заинтересовалась философским пониманием башкирского духа. До меня были разработаны лишь отдельные фрагменты этого вопроса, а вот в целом проблема национального духа башкир не поднималась. Докторскую диссертацию я посветила именно этому интересному вопросу. В ней затронуты такие проблемы как мировоззрение башкир, особенности национальной психологии, культуры, традиций и так далее.
- Эта высокая научная база пригодилась вам в работе в министерстве, или все-таки здесь все другое?
- Во-первых, системно мыслить надо было. Мне кажется, этот навык необходим и в управленческой практике. Я рада, что наконец-то появилась возможность мои теоретические знания реализовать в жизнь. Система образования в республике - она одна из лучших в России. Но поскольку мы - один из субъектов федерации, то и все больные проблемы системы образования России касаются и нас. И вот результат этой, на мой взгляд, основной проблемы отрыва обучения от воспитания у нас в обществе сегодня налицо. Если я раньше занималась теоретически этой проблемой, то теперь мы работаем практически над тем чтобы вернуть воспитанию - второму полюсу образования свое надлежащее место. Этот баланс непременно нужно восстановить.
- На сегодня в области образования проводится очень много экспериментов. Мне даже жалко нашу молодежь...
- Да, сегодня молодежь живет во времена реформ и перемен. Я согласна, реформы и эксперименты нужны, жизнь так изменилась, что иногда мы не удерживаемся в тех рамках, которые были нам заданы много лет назад. Но гармонизируя наше общество с миром, опасно потерять некоторые особенности его (Они кстати в конечном счете и оказываются конкурентными преимуществами), в том числе и в образовании. Я часто задаю себе вопрос: не теряем ли мы за экспериментами нашу отечественную систему образования, считающуюся одной из самых лучших в мире? Все эксперименты идут с запада. Не переборщить бы нам. Во всем должна быть мера. Как-то на одной из научных конференций по проблемам образования мне возразили: зачем нам изобретать велосипед, если он уже давно изобретен? Надо его просто привезти к нам. На что я ответила: "Но ведь этот велосипед еще должен по нашим дорогам ездить". Действительно, эти новые инновационные методики и эксперименты иногда у нас не срабатывают Почему? Да у нас психология, менталитет совсем другие.
- Зугура Ягануровна, каких новаций всем нам стоит ожидать в скором будущем?
- Никаких особо революционных изменений в учебном процессе не ожидается. Все новшества незначительные. С нового учебного 2006 года вся российская школа перейдет на новые стандарты школьного образования, включая профильное обучение в 10-11-ых классах. С этого времени все дети будут начинать обучение с 6,5 лет, учить иностранный язык и информатику со второго класса, обязательно изучать основы экономики, права и граждановедения. Число уроков физкультуры увеличится, зато резко уменьшится объем знаний, получаемых с 5-го по 9-й класс. Самые сложные темы по физике, химии, биологии и другим предметам будут перенесены в профильную школу. Конечно, какие-то школы будут работать в обычном режиме, тотальная профилизация может быть как в городе, так и на селе. А изучение иностранного языка со второго класса - это очень хорошая идея. Ведь маленький ребенок как губка все впитывает в себя. Не зря раньше аристократы с детства обучали своих детей языкам. Сегодня в мире без знания хотя бы одного иностранного языка просто будет трудно. Уверена, в скором будущем как и во всем мире наши дети будут выезжать за границу. Знание родного языка, русского языка как языка межнационального общения и иностранного - это требование времени.
- В последние годы со стороны молодежи наблюдается повальный интерес к таким профессиям как юрист, экономист... При этом престиж рабочих профессий падает. Молодые люди считают ниже своего достоинства обучаться в средних специальных учебных заведениях и в ПТУ...
- Да, перепроизводство явное... Пора молодежи объяснить: хватит стремиться только к корочкам о высшем образовании - человеку важно иметь достойный заработок. И это не маловажный факт. В стране возводятся новые заводы, предприятия оборудуются новейшей техникой. Она требует высокопрофессионального подхода. А у нас одни юристы да экономисты. Скоро некому будет работать... Конечно, нужно поднимать престиж рабочих профессий, создавать хорошие условия для работы, достойно оплачивать тяжелый труд. Вообще, придерживаюсь такого мнения: любое образование начальное, профессиональное, среднее или высшее - оно бесценно, если сможет обеспечить тебя как материально, так и морально, обеспечить тебе достойное место в этом мире. Если есть желание, например, получить обязательно высшее образование, то для реализации этой мечты существуют разные формы: заочная, экстернат и так далее. Или вот еще немаловажная проблема: государство, вкладывая немалые средства, обучает будущего специалиста на протяжении пяти лет в ВУЗе, а он после окончания учебного заведения по специальности не работает. Поэтому, думается есть смысл возродить и систему распределения, и трехгодичную отработку. В последнее время заговорили и об образовательных кредитах - это тоже решение проблемы оплаты за получение образования. Другой прием: фирма, заинтересованная в получении хорошего специалиста, оплачивает его обучении в ВУЗе и по окончании возвращает его обратно. Словом, вариантов, в том числе заимствованных с запада, достаточно. Так что будем работать.
БЛИЦ-опрос
- После окончания Салаватского педучилища вы приехали поступать в Уфу в Башкирский государственный университет. Вспомните тот день. - Мне очень хорошо запомнился тот день: шла ранним утром по улице Фрунзе в направлении университета и издалека в голубой дымке увидела величественные колонны здания БГУ. Я подумала, как хорошо было бы здесь учиться. Когда вошла в вестибюль ко мне подошла женщина с дочерью и спросила: "Вы наверное студентка и знаете где находится приемная комиссия." Я показала. Действительно, я, наверное выглядела старше других абитуриенток, поскольку была уже учительницей. - Пользовались ли вы во время экзаменов шпаргалками? - Нет. Я всегда была уверена в своих знаниях и на экзамены шла первой. Будучи преподавателем университета, я говорила своим студентам, что всегда вижу тех, кто списывает и советовала этого не делать. Если студент хоть что-то знает, он все равно с помощью моих наводящих вопросов ответит и даже иногда на отлично. - Встречаетесь ли со своими однокурсниками? - Мои однокурсники почти все разъехались по районам, многие из них работают учителями в школах. Конечно, хотелось бы встретиться, но если честно, просто на это не хватает времени. - Как относятся домочадцы к тому, что вы постоянно заняты: командировки, встречи, и так далее? - То что я сегодня есть - это основная заслуга моей семьи. Ведь когда я поступила в аспирантуру, моей дочери было всего два месяца. Тогда мне очень помогали моя мама и мама моего мужа. А в докторантуре я училась, когда дочке было десять лет. Семья меня всегда и во всем поддерживала и поддерживает. - Дочь пошла по вашим стопам? - Нет, она в папу. Увлекается точными науками. - Как вы оцениваете сегодняшнюю молодежь? - Приходиться много общаться с молодежью, детьми. Например, в Тубинском детском доме Баймакского района, где я побывала, меня поразил один мальчик. Он соорудил макет своей будущей усадьбы: двухэтажный дом с проведенным электричеством, гараж со стоящей в нем иномаркой, теплица и так далее. И я уверенна, что, когда он вырастет обязательно построит этот дом и будет в нем жить. У человека должна быть мечта. А как же иначе?
Журнал "Уфа" // Зиля Камилл |