РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР" Еще ноябрь, а благодать…
Выпал первый снег, придав обыденному пейзажу сказочную загадочность. Восторженные пользователи социальных сетей выкладывают запорошенные гроздья рябины. Значит, как показывают долголетние наблюдения, примерно через месяц земля покроется пышным одеялом и начнется зима. Чтобы убедиться, готов ли город к встрече с ней и все ли идет по плану – мы отправились в рейд.
Итак, поехали... Начали с левого берега Белой, с Демы... На улице Центральной остановились у высокого забора с большими распашными воротами. Из них ни свет ни заря на расчистку зимних дорог выходит вся снегоуборочная техника Службы по благоустройству района. Ненадолго притормозив у поста охраны, оказались на территории, где нас встретил директор предприятия Айдар Ахметьянов. – Для нас горячая пора уже началась. Мы содержим улицы, тротуары, остановочные площадки. Также близлежащие деревни – Романовку, Демский кордон, дороги на территории лесничества, садовых товариществ и подъездные к ним пути. Чтобы первый гололед или серьезный снегопад не стали неприятным сюрпризом, заранее готовим спецтехнику, планируем маршруты, составляем график работ, – отметил он, начиная знакомить с хозяйством. ...На улице зябко, а в ангаре тепло и сухо. В таких условиях ремонтируют машины «СПБ». В смотровой яме обследуют свой КамАЗ водитель пятого разряда Васим Калимуллин с напарником. На этой машине они работают посменно. В летний период ездили с бочкой, поливая улицы, а зимой будут разбрасывать из бункера противогололедную смесь. Все необходимые агрегаты уже повесили, предварительно перебрав хлипкие места, теперь осталась самая малость – с электрикой разобраться, и смело на техосмотр. – Знаю технику как пять своих пальцев. Довольно часто ее работоспособность нарушается из-за неполадок в двигателе внутреннего сгорания. Изнашивается транспортировочная лента, песок и соль разъедают металл. Все эти дефекты мы устраняем: где-то завариваем, а какие-то детали заменяем. Будто покрытые глазурью, блестят в соседнем помещении трактора, пуская свежепокрашенными капотами веселые солнечные зайчики. А рядом за сварочным столом над креплением рамы для подъема кабины «20-тонника» «колдует» Радик Мавлиевич. Так по имени и отчеству к опытному наставнику обращается Борис Белоногов, пришедший на предприятие совсем недавно. Хотя с техникой парень имел дело и раньше: перевозил на автобусе людей. – Что ни говори, вдвоем получается быстрее, – признаются они. Пока один очищает деталь от старого шлака и накладывает новый шов, второй готовит болты и гайки. – Железки железками, а у машины под капотом спрятана душа. Она очень чутка и уязвима. Чтобы служила долго, ее нужно лечить, – говорит Радик Шакиров. – Чем-то помогает механик, но в основном болты и гайки крутят сами водители. Кроме того, есть обязательные ежедневные мероприятия. Прежде чем выехать на линию, обязательно нужно убедиться, что все в порядке: проверить тормоза, уровень масла, тосол, воду, откорректировать фары. Без этого разрешение на выезд не выдадут. Здесь машины принимают «душ». «Беларусь -811» уже помыт и высушен – к покраске готов, на очереди стоит погрузчик. – Автогрейдер, пескоразбрасыватели, самосвалы, трактора с шнекоротором и с дополнительным оборудованием – щетками, отвалами, снегопогрузчики. Всего к зиме готовим 32 единицы техники. По опыту прошлых лет этого достаточно для содержания дворов и улиц в надлежащем состоянии, – говорит Айдар Айратович. – Что-то новое в этом году закупили? – Да. Приобрели погрузчик, трактор МТЗ-82, 2 самосвала 20-кубовых. Их мы закрепили за опытными водителями, а вновь пришедшие пока работают на старых, если зарекомендуют себя, пересадим на новые. – Штат тоже пришлось доукомплектовать? – В кадрах дефицита нет. На 32 машины с учетом сменного графика 45-50 человек достаточно. Взаимозаменяемость у нас полная. Летними и зимними агрегатами управляют одни и те же специалисты. Полностью укомплектована и диспетчерская служба. Весь персонал обучение прошел. Сейчас отрабатываем маршрутные карты. – К какой зиме готовитесь? – Мы придерживаемся правила – быть готовыми к худшему: к обильным снегопадам, сильным морозам. Подготовительные мероприятия начинаем заблаговременно, уже с весны. Параллельно с ямочным ремонтом асфальта ремонтируем зимнюю технику. Большая часть уже готова, нужно только подсоединить аккумуляторы. В рамках подготовки к зиме подремонтировали и здание ангара. Было много протечек, но благодаря средствам, выделенным городской администрацией, больше капать на головы не будет. Кровлю уже перекрыли, работы над фасадом еще продолжаются. – Противогололедные средства тоже закуплены в полном объеме. Заготовлено 3 000 тонн песка, «Бионорда». До конца недели поставщик завезет соль, – сказал, провожая у песчаного шихана, Айдар Айратович. Уснули до весны В центре города притормозили у одной из любимых площадей уфимцев, у памятника Салавату Юлаеву. Наше внимание привлекло то, что происходило у большой чаши фонтана, откуда из-за завалов пиломатериала доносились стук молотка, визг бензопилы. – Это довольно сложное сооружение, и для того, чтобы он перезимовал без ущерба и весной снова радовал нас водными представлениями, к холодам его надо готовить. Все работы необходимо завершить до наступления заморозков. Обычно закрывать начинаем с 13 октября, в этом году приступили раньше – уже 9-го, – пояснил заместитель начальника ремонтно-строительного участка МБУ «Горзеленхоз» Ришат Гарипов. Процесс консервации состоит из нескольких этапов. Сначала службой малой механизации готовятся инженерное оборудование и коммуникации. Сливается вода, демонтируются насосы, подсветка. Затем все устройства герметично закрывают, из брусков строят каркас, обивают фанерой, в завершение конструкцию покрывают краской. – Объем работ большой. За один день точно не управимся. Кроме того, нужно следить, чтобы все было эстетично, – говорит рабочий ремонтно-строительного участка Ильдар Сайгафаров. И это ему удается. Он специалист широкого профиля. Умеет не только плотничать, но и как положено обращаться с камнем и брусчаткой. – Работа сложная, но как подумаю, что ради родного города стараюсь – и пила в руках петь начинает, – делится мужчина. Вдалеке слышится рев мотора. Это рабочий пятого участка Дамир Бикметов у подножия памятника рыхлит клумбы. Сантиметр за сантиметром чернит выгоревшую за лето площадку. Так земля лучше отдыхает и впитывает влагу. Говорит, что с одним «квадратом» минут за 40 может управиться. – С землей и раньше имел дело. Я парень деревенский – из Кармаскалинского района. Работал механизатором, «Беларусом» управлял, поля пахал. А здесь мне культиватор доверили, – поделился Дамир, ненадолго выключив агрегат. А в сквере имени Мажита Гафури мастер участка №5 Земфира Хисматуллина со своей бригадой окружили декоративную «пчелу». С тех пор как насекомое «перелетело» сюда с Советской площади, пережило 7 зим, теперь в очередной раз готовится впасть в спячку. Сама конструкция металлическая, внутри набита соломой, черноземом и питательными добавками. А на верхнем слое из плотной смеси торфа, перегноя и глины летом росли бегонии и колеусы. – Часть их мы состригли, некоторые выдернули с корнями. И наша полосатая пчела превратилась в черную муху, – шутят работницы и накидывают на насекомое огромное акриловое полотно. – Укрывной материал поможет сохранить земляную смесь внутри сетки. Таким образом весной мы можем обойтись малыми вложениями. Перед посадкой заменим только часть верхнего слоя и после 1 мая снова высадим цветы. Кстати, для благоустройства памятника требуется более 8 000 цветов, – поясняет Земфира Ханифовна. Рядом, под березами Нина Исаева убирает листву, которую тоже нельзя оставлять до морозов. Так, только из парков, скверов, закрепленных за пятым участком, в числе которых аллея на улице Ленина, скверы имени Маяковского и Дзержинского, а также другие зеленые участки, на полигон в Черкассы ежедневно отправляют по три КамАЗа сухой травы и листьев. Будет тепло Зима – ответственная пора и для предприятий жилищно-коммунального хозяйства: тепло, газ, вода и электричество в дома должны поставляться бесперебойно. Поэтому, как только замолкают котельные и из труб перестает идти дым, начинают готовиться к предстоящему отопительному сезону. – Что помогает сократить количество аварий, происходящих зимой, – говорит Венер Гайсин, директор жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия ООО «Комфорт», которое мы тоже посетили на бульваре Ибрагимова. Рабочий день уже приближается к концу, а в конторе – оперативка. Ведь обсудить всегда есть что, тем более – скоро наступят морозы. Как пояснил руководитель, у них на обслуживании 114 домов. 72 из них имеют центральное отопление. Хотя в полную боевую готовность система была приведена к концу лета, и тепло в этом году начали давать до 15 сентября, жалобы от жильцов все еще поступают. – В «распашонке» на третьем этаже жильцы изнывают от жары, а в квартире дома по стояку четвертого подъезда батареи ледяные. Нужно разобраться, – дает поручение мастер четвертого участка Мазит Багаут-динов, после которого слесарь Валерий Степанов направляется по адресам. – Мои дома расположены на улицах Карла Маркса, Революционной, Домашникова, Подвойского, – рассказывает он по пути и в одном из дворов останавливается обменяться последними новостями с Марией Федоровной и Евгением – дворниками со своего участка. – С тех пор как начала работать, эта зима для меня будет двадцатой. За это время многое изменилось: инструменты и технологии новые появились. Научились время экономить. Раньше мы собирали мусор в кучу и для погрузки ждали трактор, сейчас наполняем мешки и идем дальше. Но даже при всем этом каждая зима – серьезное испытание, – говорит Мария Шульгина. – Осенью у нас работы много. Убираем сухую траву, кронируем деревья. Чтобы молодые саженцы во время уборки снега не пострадали, огораживаем их досками. Разобраться с клумбами помогают жители, – добавил Евгений. Вскоре мы подошли к дому №8 по ул. Запотоцкого и вслед за Валерием спустились в подвал, где находится узловая. Сюда поступает тепло от ресурсоснабжающей компании и передается в квартиры. – Первые дни начала отопительного периода самые сложные. Мы с коллегами работаем до полуночи, в несколько смен: ведь одним жарко, другим холодно. За уменьшение и увеличение тепла отвечает эта задвижка, – говорит он и крутит ее в сторону увеличения. – Значит, тепло в квартирах прибавится и мерзнуть никому не придется.
Мария НИКОЛАЕВА |