РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"От истории - к современным образам
Невероятный микс культур, колорита и традиций - все это было на флешмобе национальных костюмов. Участие в нем приняли представители более пятидесяти народов. В уфимском Амфитеатре, взявшись за руки, более тысячи участников объединились в хороводе дружбы. Так в этом году начался Международный фестиваль искусств «Сердце Евразии».
...В этот день утром Гульназ встала рано, несмотря на то, что накануне допоздна выступала на Набережной: сегодня снова «на выход» и нужно быть неотразимой, как всегда. Длинные волосы уже заплетены в косы и украшены серебряными монетами, под расшитым золотыми нитями камзолом («елян») – платье в пол с присборенным отрезным подолом в несколько рядов («кулдэк») и, конечно же, головной убор («бурек») –шапка из меха куницы. – Эх, как я соскучилась по своему платью, по шапке, по выступлениям!.. После окончания пандемии мы уже успели выйти на сцену, но сегодня танцуем только для себя – участвуем во флешмобе. Не знаю, насколько верно, но говорят, что сегодня приехали представители более тридцати народностей и каждый представляет свою национальную одежду, поэтому немного волнительно: нельзя ронять марку, – говорит артистка балета ансамбля «Мирас» Гульназ Губайдуллина. Несмотря на то, что на улице моросящий дождь, артисты одеты легко и согреваются, пританцовывая и выполняя различные па. Ее напарник по танцу Азат Юланов, беспокоясь за коллегу, поделился с ней своим камзолом. Недалеко от «мирасовцев» собрались в круг русские, башкиры, татары, марийцы, мордва и что-то увлеченно обсуждают. Оказалось, это артисты народного ансамбля танца «Сумбуль» города Дюртюли. – Лично для меня каждая поездка, будь то грандиозное событие или небольшой фестиваль в районе, – новый опыт. Например, нам сейчас нужно обновить костюмы для юношей, и я приглядываюсь к каждому наряду, что-то записываю, что-то зарисовываю. Вот мой камзол – он более скромен и сдержан, нежели у молодых. У них должен быть расшитый орнаментом камзол-безрукавка, такие же пояса и рубахи и, конечно же, тюбетейка, – объясняет руководитель ансамбля Ринат Минехатович. Вечер начался с показа мод башкирских костюмов, где были представлены как одежда наших предков, так и современные наряды с национальным колоритом. – Сегодня стало модным привносить элементы национального декора будь то просто понравившиеся этнические сумки-кисеты или монисто, – говорит Сарвар Аслаева, изготавливающая национальные костюмы и украшения. – Но, чтобы он передавал дух народа, нужно знать тонкости национальной одежды, ведь в ней любая деталь и оттенок имеют важное значение. Например, изначально янсык изготавливался исключительно из кожи: мужчины, уходя на охоту, чтобы не возвращаться домой во время обеда, забирали в нем еду, а чтобы охота была удачной, женщины рисовали на нем мужские узоры – геометрически точные, симметричные ромбы, треугольные сплетения. А когда янсык вошел и в обиход женщин, то и изображать на нем начали растительные орнаменты. Сама Сарвар-ханум перед тем, как впервые взяться за дизайн национального костюма, а это было почти тридцать лет назад, долго изучала не только историю моды, но и традиции народа, башкирского костюма. Тогда Интернета еще не было, да и книгу соответствующей тематики найти было нелегко, поэтому каждый день после работы шла в читальный зал: что-то выписывала, что-то вырисовывала. Полгода ходила в библиотеку и по магазинам в поисках идей. Когда представила эскизы, заказчики, а это были представители тогда еще малоизвестного ансамбля «Караван-сарай», были в восторге и сказали, что если удастся воплотить их в жизнь, впредь одеваться будут только у нее. Тогда автор навечно связала себя с историей башкирского костюма, национальными образами. А мне невозможно было пройти мимо женщин в необычных одеяниях красно-белых цветов, несмотря на дождь, отбивающих под родные мотивы. – Мы – ансамбль «Вастома», приехали из Стерлитамакского района. Я мордвинка-эрзянка, в Башкортостан приехала из Ульяновской области почти полвека назад, когда вышла замуж, – рассказывает участница ансамбля «Вастома» Мария Артамонова. Ее муж всегда интересовался родной куль турой, мордовской историей и не хотел, чтобы в иных землях пропала их связь с предками, и в начале 90-х создал в районном доме культуры ансамбль песни и танца, который сегодня и представлял их диаспору на «Этноночи».
От «Сердца Евразии» к Фольклориаде После того как отплясали русский, марийский, чувашский, удмуртский, мордовский, татарский и башкирские хороводы, на сцену вышла Народная артистка России Надежда Бабкина с музыкальным театром фольклора «Русская песня». – Рада вернуться в республику вновь. Причем не только вернуться, а быть первооткрывателем масштабных мероприятий после пандемии. Считаю, что необходимо проводить такие мероприятия, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, ведь когда люди собираются со своими обычаями и традициями, с характерным диалектом и говорочками и общаются в дружеской обстановке, никакой вирус не страшен! – сказала Надежда Георгиевна. Она сравнила «Сердце Евразии» со «Славянским базаром», отметив теплую, дружескую атмосферу фестиваля. По ее мнению, именно в подобных мероприятиях, в общении «по-свойски» и есть сила нашей многонациональной страны. Надо сказать, что перед открытием фестиваля во время личной встречи глава республики Радий Хабиров попросил главную казачку страны взять шефство над Всемирной Фольклориадой, которая пройдет у нас в 2021 году. Накануне выступления на «Сердце Евразии» Надежда Георгиевна объездила десять городов республики, провела мастер-классы для творческих коллективов. Ольга Ремаренко – давняя поклонница артистки, подражает ей не только в выборе нарядов, народных костюмов, но и в сохранении, преемственности национального духа. – В нашем семейном ансамбле «Рябинушка» представители четырех поколений – моя мама, я с мужем, наша дочь и внук Егор. Считаю, что сегодня, в то время, когда у молодежи теряется музыкальный вкус, необходимо возродить наши народные песни. Пусть вместо «Кадиллака» и «Ананаса» из колонок звучат «Калинка-малинка», «Ромашки спрятались», «Пидманула», «Ой цветет калина» и другие, – говорит Ольга Владимировна. Несколько лет назад она занялась благотворительностью и организовала фонд «Дорогие мои старики». Увидела, что в домах престарелых, где они помогают пожилым людям материально, не хватает и духовной пищи – родных мотивов, народных песен. Сейчас они приезжают на праздники в народных костюмах с соответствующей концертной программой. – И наряд у нашего Деда Мороза не красный, американский, а исконно русский – шубка-охабень с длинными рукавами и прорезями для рук, со снежным посохом. Вот и сейчас на Сергее костюм, воспроизведенный по архивным историческим данным. Его стоимость – 70 тысяч. А эскиз своего я создавала сама и заказывала в Санкт-Петербурге, потому что там мастера, специализирующиеся именно на русских костюмах, – рассказывает Ольга.
Памяти предков Еще один доброволец флешмоба, а также руководитель благотворительного фонда «Здоровая семья» и председатель молодежного комитета азербайджанской диаспоры в республике – Рамин Алекперов. Он пришел сюда, чтобы поддержать своего друга и коллегу Джахангира Алмазова. – Головной убор у мужчин Кавказа играет особую роль. Это – олицетворение мужества, чести и достоинства. Раньше, если кого-то хотели оскорбить, могли попытаться сбить шапку с его головы. Считалось позором выйти в свет без папахи, в ней имело значение все – высота, качество и отделка меха, и даже подклад, – рассказывает молодой человек. – Меня воспитывали в уважении не только к своей нации, но и ее истории, которая неразрывно связана с Россией. В 1941 году все народы встали на защиту нашей многонациональной родины и победили, – говорит Рамин. Он помнит дедушку, который со слезами на глазах рассказывал, как санитарки, среди которых были и русские, и хакаски, отдавали свой ломоть хлеба солдатам, а сами пили воду, чтобы не упасть в обморок от голода. После «Курай-феста» вечер продолжился в этно-стиле, на сцене в самом сердце Евразии выступили фолк-ансамбли и этно-группы не только республики, но и со всей России: Zainetdin, «Аргымак», «Бурановские бабушки», «Khoomei Beat», Пелагея. В башкирском казачьем мундире воина Отечественной войны 1812 года с упоением слушал «Любезники-любизар» гость из Баймака Айдар Мажитов. Для поклонника истории войны с французами это не просто песня, а гимн победителям. – Вот в такой костюм были одеты наши предки – воины I башкирского полка, которые после подписания Тильзитского мирного договора были представлены Наполеону. Император был поражен рассказом французского генерала о том, как сотни стрел, выпущенные башкирами, вонзились в подброшенный их есаулом головной убор, и пожелал их видеть на приеме, – рассказывает Айдар Раисович. Он – Заслуженный учитель республики, многие годы преподавал историю в школе, в 2014 году в составе военно-исторического клуба «Северные амуры» прошел путь своих предков от Бородино до Парижа, и его сегодняшний наряд идентичен одеянию воинов тех лет. – Башкиры никогда не разбрасывались стрелами и собирали их после боя, опрокидываясь с лошади. А чтобы не упасть, цеплялись за стремена сапогами – их закругленный кончик отнюдь не дань моде, а необходимость, – рассказывает он. Также он увлеченно повествует о головном уборе с вырезом посередине, казачьей сабле с темляком («темляк» – это ремень, петля, шнур или кисть на эфесе холодного оружия, указывающая на принадлежность бойца к офицерскому составу, к рядовым или русскому полку) и других аксессуарах бойца. Надо сказать, в фестивале в этом году красной нитью проходит дух патриотизма, и весь следующий день был полностью посвящен 75-летию Великой Победы, а хедлайнером был главный «офицер» российской эстрады Олег Газманов. – Меня обрадовало и одновременно польстило, что в праздник целый день посвятили Победе. Я родился в послевоенном Калининграде, а мои родители приняли непосредственное участие в Великой Отечественной: отец дошел до Берлина, а мама закончила войну на Халхин-Голе, – сказал народный артист.
Алина ГАРИПОВА |