РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Мода на скульптуры
В Уфе, как и в других российских городах, становится все больше оригинальных скульптурных композиций, которые нередко получают противоречивые отклики горожан. Одни считают их безвкусными и не достойными появления на уфимских улицах. А немало тех, в том числе и гостей столицы, кто устраивает забавные фотосессии возле этих арт-объектов. О том, как городская скульптура проходит путь от идеи до воплощения в жизнь, мы узнали в творческой мастерской скульптора Халита Галиуллина.
Современный город с его близкой к предельной концентрацией людей и машин очень нуждается в точках эмоционального отдыха, где уставший за день житель «каменных джунглей» может как-то восполнить дефицит жизненных сил. Очень часто настроение может поднять даже беглый взгляд на какой-то жизнеутверждающий символ, к примеру, фигуру застывшего в момент стремительного бега грациозного скакуна или играющих детей. Именно такая концепция реализуется в Уфе, находя все большее одобрение у горожан и гостей столицы. Многие из ставших известными и уже такими привычными городских скульптур были созданы руками скульптора Халита Галиуллина. Закончив профильный факультет вуза в Санкт-Петербурге, он вернулся в родную Уфу, где начал творить. Первым в своем роде стал памятник дворнику, в 2007 году установленном перед входом в торговый центр «Мир». Скульптура, при создании которой мастеру позировал его сын, в отличие от традиционных бронзовых монументов, получилась очень живой и быстро стала излюбленным местом для фотосъемки. - Я не стремился придать своей скульптуре сходство с каким-то конкретным дворником - это собирательный образ, - пояснил автор. - Работу эту я знаю не понаслышке - в студенчестве сам подрабатывал дворником. В мастерской Галиуллина также были созданы памятник землемеру и геодезистам, фигуры, украсившие проспект Октября и городские парки, а также перенесенная ко входу в парк Якутова с площади перед Гостиным двором оригинальная композиция, изображающая живой символ Уфы, – куницу, бегущую по ветвям у сказочного домика.
Тонкости работы Как и любой сложный творческий процесс, создание скульптур имеет свою специфику. На первом этапе обычно из пластилина лепится небольшая модель, позволяющая доработать общую композицию и мелкие детали проекта и, если нужно, согласовать задуманное с заказчиком. Далее из специальной глины скульптура выполняется в натуральную величину. Получившаяся основа обмазывается гипсом, который после застывания снимается по частям и вновь собирается, формируя пустотелый каркас будущей скульптуры. Далее существует несколько методик изготовления, от выбора которых зависят цена, время создания, долговечность и прочность изделия. Гипс можно использовать как форму для отливки изделия из бетона, бронзы и других подходящих металлических сплавов. Другой вариант – формирование с помощью чеканки на специальных матрицах металлических элементов фигуры, которые затем собираются вместе с помощью сварки. Есть и еще один более современный и прогрессивный метод, предполагающий использование вместо бетона или металла современных синтетических материалов, которые после застывания на гипсовом каркасе имеют высокую прочность и малый вес. Именно так работает Халит Галиуллин. - Мы делаем скульптуры из специального стеклопластика - фабергласса, - поясняет мастер. – Этот материал достаточно прочный и недорогой, а усиление фигуры металлическим каркасом делает ее устойчивой к действиям вандалов. При этом изделия получаются очень легкими, обеспечивая удобство при перевозке и монтаже. Фабергласс можно окрашивать в любые цвета, что практически невозможно, к примеру, при выборе бронзы. Он также в несколько раз дешевле и позволяет делать скульптуру за месяц-полтора против двух-трех месяцев и даже полугода при использовании металлических сплавов. В этом году Уфу украсит несколько новых скульптур из мастерской Халита Галиуллина. Фигура хоккеиста и играющих детей появятся на аллеях парка Якутова. Крылатый конь будет установлен перед ипподромом Акбузат. В парк Победы отправится композиция из фигур пограничника и его верного пса, которые сейчас находятся в работе. Под этот небольшой, но очень выразительный монумент уже выбрана площадка на краю высокого склона, с которой открывается превосходный вид на реку Белую и Забелье.
Алексей Фатыхов |