 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Вверх по Белой-реке
На одном из снимков - прямо-таки живописная картина тёплого денька столетней давности: южная часть города - с церковью в Дубничках, архиерейским домом, Первой соборной мечетью и Воскресенским кафедральным собором. На шихане, где в 1967-м появится памятник Салавату, гордо торчит небольшой домик. Да и весь склон над рекой густо покрыт домами, стоящими едва ли не друг на друге. И почти нет деревьев (об этом, как я уже писал, заботились козы). За исключением Случевской горы, на которой в 1900 г. посадили их (т.е. устроили сад), видны павильон и две (пока только две!) беседки. На фоне далёкой возвышенности «спрятался» железнодорожный мост, да и наплавной (плашкоутный) мост на Оренбургской переправе почти сливается с рекой. Но не меньше, пожалуй, нас интересует то, что мы видим на переднем плане. У плавучей пристани - (дебаркадера) - целых три пассажирских парохода. Названий их, при всём желании, прочесть не удастся, видны только какие-то буквы на спасательных кругах. Заметна характерная особенность, прокомментировать которую можно цитатой из воспоминаний уфимца И.И. Садовникова*: «Пароходы Воткинского завода от всех других отличались своими тупыми носами**». Чтобы не мучить читателя, сразу скажу, что на снимке - пристань Э. Хасабова***: точно такая же фотография, но уже с поясняющей надписью есть в одном из альбомов Аполлония Зираха в Национальном музее РБ. Поэтому продолжу цитировать воспоминания Ивана Садовникова, который воспитывался как раз в семье Э.Н. Хасабова: «Первый пароход Хасабова под названием «Верочка» появился в 1904 году… Осенью того же года Эммануил Николаевич заказал пассажирский пароход на Воткинском казённом судостроительном заводе, а весной 1905-го он позвал меня с собой на завод принимать пароход «Надежда» (названный так в честь жены Э. Хасабова Надежды Николаевны)… С появлением нового парохода начался период регулярного пароходного сообщения Уфа - Шафеево. А с 1906 года - и по линии Уфа - Стерлитамак, что стало возможным потому, что Эммануилом Николаевичем был приобретён пароход современной конструкции, названный «Эммануилом». На следующий год в Нижнем Новгороде был заказан ещё один, получивший название «Яков» - по имени его брата. Последнее судно, которое было приобретёно Хасабовым, носило название «Иван». Таким образом, по рекам Белой и Уфимке вверх от Уфы до Шафеева перевоза (с. Усть-Багазы на р. Уфе) и Стерлитамака (р. Белая) ходило четыре пассажирских парохода. «Верочка» был переделан в буксирный и переименован в «Николай». По Белой до Стерлитамака пароходы ходили обычно десять рейсов, потом река мелела, и навигация выше Охлебинина прекращалась. По Уфимке навигация продолжалась до глубокой осени. Однако выдались два таких засушливых года, что «Надежду» из-за глубокой осадки (12 вершков без груза) приходилось пускать вниз по Белой - до Казани». А вот что об этом пишет историк Михаил Роднов: «Из многочисленных мелких бельских притоков, куда пароходы могли заходить только в устья и лишь весной, выделялась река Уфа - узкая, но многоводная, по которой суда поднимались весьма далеко - до Шафеева перевоза, там Уфимку пересекал Сибирский гужевой тракт (современный посёлок Караидель)… Особенно сложным было вождение в верховьях, где грузы сплавлялись весной по течению. Случались аварии. Так, 6 мая 1914 г. на реке Уфе возле д. Урюш «шла сплавом баржа Манаева, гружёная хлебом, и вследствие сильного течения наскочила на остров и переломилась пополам». Убыток владельца - 50 тыс. руб. На следующий день против устья речки Безымянки «села на мель коломенка**** Хабибуллина с грузом ржи в 30 000 пуд.», затем там же на Уфимке налетела на мель коломенка Кобелева. Ночью 21 мая 1914 г. на Белой пароход «Василий» Хасабова, «имея на буксире гружёный баркас, благодаря тёмной ночи и неосвещению фарватера сел на мель (район р. Белой от р. Уфы до Стерлитамака не обставляется предостерегательными знаками)». Буксируемый же баркас с меньшей осадкой продолжал двигаться вперёд по инерции и врезался в корму парохода». Но вернёмся к снимку Зираха. Итак, на три пассажирских парохода приходится четыре названия - «Надежда», «Эммануил», «Яков» и «Иван». Тем не менее по числу букв на спасательных кругах ближнего к дебаркадеру пароходу беру смелость утверждать, что это - «Надежда». Ну а для тех, кто сомневается, вытащим из запасников… открытку, на которой во всей своей красе хасабовская «Надежда». Сличайте!
Примечания: * Садовников Иван Иванович (1890 - 1970), после смерти отца мальчика взяли на воспитание Хасабовы. Окончил Уфимское реальное училище. Учился в Московском государственном университете на медицинском факультете, работал в Уфимской больнице, в сыпнотифозном отделении больницы Благовещенского завода. С 1930 года - санитарный врач в Уфе, с 1937-го - ассистент кафедры гистологии Башкирского медицинского института. ** Пароходы на Воткинском заводе строились с 1846 по 1919 г., всего их было выпущено около 400. *** Хасабов Эммануил Николаевич (ок. 1855 - 1918), убит бандитами, по одним сведениям на пороге собственного дома на ул. Б.Казанской (ныне Октябрьской революции, 45), по другим - на даче на р. Уфе. **** Коломенка - деревянное речное грузовое судно лёгкой конструкции, строящееся с большим применением круглого леса. Служит для перевозки хлеба и изделий металлургических заводов.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |