ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Без бюрократии в науке
Первое заседание Совета по науке прошло под председательством главы республики Р...

Приедут учиться
Уфа принимала делегацию из Челябинска в составе 14 человек. Цель посещения – ознак...

Заслуженные и народные
48 лучших представителей отраслей экономики, образования, культуры, здравоохранен...

Изменим Устав вместе
Публичные слушания по изменению городского Устава пройдут 9 марта на семи городск...

Не здание, а ребус
Здание, словно выросшее из земли,  – так будет выглядеть музейный комплекс «Дре...

Чак-чак - рекордсмен
Уфимский чак-чак весом 1143,5 кг воше
л в Книгу рекордов Гиннесса. Таким образом поб...


Очереди больше нет
В Уфе ликвидирована очередь в детские сады среди малышей от трех до семи лет.
- Э...


Красников покорил Европу
Уфа принимала чемпионат Европы по мотогонкам на льду. В соревнованиях участвовал...

Совместные проекты
Между медицинскими университетами Башкортостана и Китая налажено тесное сотрудн...

Прирост сохраняется
Уфа – единственный город-миллионник, сохранивший естественный прирост населения...

Лебеди улетают в Париж
Балетная труппа БГТОиБ  собирает чемоданы. В марте артисты  отправляются в д...

Большой спорт начинается во дворе
150 ребят от 10 до 14 лет приняли участие в Молодежном хоккейном турнире «Дворовая ли...

Свой облик обретет в Уфе
Уфимскому ученому, известному антропологу Алексею Нечвалоде предстоит создать 3D ...

Ретрокалейдоскоп
140. 7 марта 1876 года Александр Белл получил патент на первый пригодный к использован...




     №3 (172)
     Март 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Кино: бизнес или искусство?


Последние десять лет в Уфе, как и других городах нашей страны, шло бурное развитие индустрии кинопоказа. Многозальные кинотеатры с современной цифровой аппаратурой, в том числе поддерживающей формат 3D, появлялись практически в каждом новом торгово-развлекательном центре. Если посмотреть на число кинотеатров и их аудиторию в городах РФ, становится понятным, что этот показатель зависит не только от численности населения, но и уровня его доходов. В 2014 году, когда в Уфе уже открылись все действующие сегодня кинотеатры, их общее число составило 11, а число залов – 55. По этому показателю мы занимаем седьмое место среди крупнейших мегаполисов страны, обойдя города с большей численностью населения. К примеру, в Челябинске и Самаре проживает 1,2 миллиона человек, против 1,1 миллиона в Уфе, а количество кинотеатров составило, соответственно, 8 и 10, число залов - 52 и 47.  
По соотношению числа кинозалов и жителей столица республики также занимает неплохие показатели по стране. В Уфе на 100 тысяч горожан приходится 5 кинозалов, а, к примеру, в Москве – 4,6, Самаре – 4,4, Челябинске – 4. По этому показателю нас заметно опережают только Санкт-Петербург (6,7 кинозала) и Екатеринбург (6,6), а Омск и Казань находятся с нами на одной строчке.
При этом на сам кинорынок, как и всю отечественную индустрию досуга и развлечений, уже начал сказываться экономический кризис. По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), к которой подключено большинство российских кинотеатров, в период новогодних каникул с 1 по 10 января 2016 года, приносящих кинопрокатчикам до десятой части годового дохода, фильмы на большом экране посмотрели 11 миллионов человек, что на 30% ниже, чем за тот же период прошлого года. Сборы при этом сократились на четверть - до 3,1 миллиарда рублей. Точных данных по числу посещений и выручке уфимских кинотеатров в новогодние каникулы нет, но динамика цифр навряд ли сильно отличается от общероссийской. С учетом сложностей  в экономике и падения реальных доходов горожан можно говорить, что в ближайшее время на рынке кинопоказа едва ли появятся новые игроки, а существующие будут более активно бороться за зрителя, предлагая различные бонусы и, вполне возможно, снижая цены билетов.
Голливудское доминирование  
Как показала практика, тенденции рынка кинопоказа совпадают во всех крупных городах, в том числе и Уфе. К сожалению, в основном наш зритель смотрит продукцию Голливуда и других американских киностудий. К примеру, в этом году лучший старт показала картина «Выживший» с Леонардо Ди Каприо. Она вышла в российский прокат 7 января и собрала за первый уик-энд 500,6 миллиона рублей. Всего крупные голливудские картины - «Выживший» и «Звездные войны: Пробуждение силы», вышедшие в прокат еще 17 декабря, - получили более 20% совокупной новогодней кассы. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», среди российских фильмов самую большую кассу за праздники собрала комедия «Самый лучший день» - 642 миллиона рублей. Но здесь нужно отметить, что наши ленты традиционно собирают свою кассу в основном именно в новогодний период, а в остальное время на экранах доминирует зарубежный производитель. Так, в прошлом году, то по данным ЕАИС, российские фильмы в 2015 году посмотрел 31 миллион человек, или 17,8% от общего числа зрителей. В 2014 году доля российского кино в общем прокате составила 18%. При этом доля голливудской продукции в общем числе просмотров в последние годы составляет более 60%, а на другие студии Европы и США приходится около пятой части российской киноаудитории. Такая тенденция характерна и для Уфы, что лишний раз подтверждает интернет- опрос, проведенный на сайте столичной администрации. На вопрос, «Какие фильмы вы смотрите?», современные зарубежные - ответили 34% уфимских респондентов, современные российские - 15%. Правда, 47% опрошенных отдало предпочтение советским картинам. Но, по понятным причинам, любовь горожан к советскому кино не оказывает никакого влияния на современный рынок.  
Доминирование в прокате американских фильмов объясняет несколько фундаментальных причин. Прежде всего, США имеют крупнейшую в мире индустрию кинопоказа. Объем ее кассовых сборов составляет около 9,5 миллиарда долларов в год, а в нашей стране, даже  до резкого падения курса рубля, этот показатель едва превышал миллиард долларов. С учетом прибыли от демонстрации американских фильмов за рубежом становится понятным, почему Голливуд и другие американские киностудии играют роль лидеров глобального кинорынка. Кроме того, в России практически отсутствует производство фильмов в жанрах «исторический экшн» и «фантастический боевик», хотя, по статистике, именно они зачастую имеют наибольшие сборы в мировом прокате.   
Социальная
составляющая   
Частные кинотеатры, доминирующие на российском и мировом рынке кинопоказа, демонстрируют фильмы, способные вызвать зрительский интерес и принести прибыль, а фактор их морально-эстетического содержания стоит на втором плане или не рассматривается вообще. Поэтому множество документальных лент и авторских работ в стиле арт-хаус можно увидеть лишь в Интернете и по телевизору, а на экраны кинотеатров они если и попадают, то в виде исключения.
Как показала практика, брать на себя показ упомянутых выше картин и проводить тематические кинофестивали и у нас, и за рубежом могут лишь государственные кинотеатры, имеющие бюджетное финансирование. Один из них – уфимский кинотеатр «Родина».
- Основной принцип формирования нашего контента - сочетание лучших образцов современной мировой киноиндустрии с достижениями авторского отечественного и зарубежного кинематографа, - говорит директор ГУП кинотеатр «Родина» Татьяна Разина.
Сегодня у «Родины» есть своя целевая аудитория и специальные программы показа. Одни ориентированы на молодежь, другие - на киноманов, для которых показывают в основном экспериментальные киноленты, не  востребованные массовым зрителем, третьи рассчитаны на среднего человека, который ходит в кино не столько смотреть фильм, сколько просто отдыхать. При этом в противовес засилью массовой культуры «Родина» уделяет  внимание авторскому и фестивальному кино.
Другой интересный проект - прямые трансляции спектаклей ведущих театров мира.
- Все показываемые у нас спектакли транслируются на киноэкран в режиме реального времени, - поясняет Татьяна Разина. – В театральном зале работают шесть или восемь камер. Режиссер в режиме онлайн монтирует видеоряд, который по высокоскоростному интернет-каналу или через спутник  передается на экран кинотеатра. Субтитры на прямых трансляциях максимально точно синхронизированы с речью актеров, ведь даже зрители, свободно владеющие языком оригинала, не всегда могут на слух разобрать текст Шекспира. 
Директор «Родины» подчеркивает, что сегодня, когда кино является мощным инструментом пропаганды, оставлять на «самотек» продвижение социально ориентированных фильмов ни в коем случае нельзя, в связи с чем крайне важна господдержка площадок, проводящих серьезную работу в культурном и учебно-просветительским плане.  
Национальный аспект
В Уфе существует не только развитая индустрия кинопоказа, но и весьма крупная по российским меркам региональная киностудия - «Башкортостан». Как пояснили в Минкультуры РБ, на нее  «возложены важнейшие социальные функции по патриотическому и нравственному воспитанию общества. Фильмы киностудии способствуют возрождению и сохранению национальной культуры, вносят вклад в формирование толерантности многонационального Башкортостана».
При этом подбор тематики снимаемых кинолент имеет свою специфику. На сайте ГУП «Киностудия «Башкортостан» ежегодно объявляется конкурс о приеме заявок и сценариев для формирования плана кинопроизводства. Поступившие работы рассматривает художественный совет киностудии, который затем формирует план съемок. Для получения средств на воплощение творческих планов в жизнь, киностудия, как и независимые режиссеры, ежегодно участвует в конкурсах на соискание грантов главы Республики Башкортостан. По данным Минкультуры РБ, благодаря такой форме поддержки в 2014 году были созданы фильмы «Визит» (режиссер Б. Юсупов), «Музыкальные легенды в песнях» (Р. Исхаков), а в прошлом году снят фильм «Пусть ветер унесет твои слова» режиссера  
А. Аскарова.
И если в коммерческом прокате главный критерий оценки фильмов связан с величиной кассовых сборов, то для авторского и национального кино актуально участие в международных фестивалях и тематических конкурсах. Здесь у «Башкортостана» дела обстоят весьма хорошо. Только за три последних года работы киностудии приняли участие более чем в 130 международных кинофестивалях, на 70 из которых были отмечены призами и дипломами. Вместе с профессиональным признанием приходит и зрительский интерес.
- Интерес зрителей к фильмам, созданным на киностудии «Башкортостан» неуклонно растет, - говорит Татьяна Разина. -  Спрос на национальное кино хорошего качества очень большой. К примеру, в 2015 году в прокате кинотеатра «Родина» были показаны
3 короткометражные ленты молодого, но талантливого режиссера Айнура Аскарова - «Енмеш», «Горький мед» и «Эсе». Показы прошли очень успешно, побив все предыдущие рекорды по сборам и посещаемости среди национальных фильмов, созданных в нашей республике.
Частная инициатива
Наряду с государственной киностудией «Башкортостан» в Уфе есть и частная студия, способная выпускать пользующееся успехом полнометражное  художественное кино. Речь идет об основанной еще в 1990 году студии «Муха», название которой произошло от школьного прозвища ее основателя – Виталия Мухаметзянова. Сначала студия занималась производством печатных комиксов для взрослой аудитории, а затем приступила к более сложным проектам, с применением редких на тот момент компьютерных технологий. В 1994 году были сделаны первые в истории России компьютерные видеоклипы для групп «Алиса», «Чайф» и Сергея Галанина.
Полученный опыт затем позволил «Мухе» войти в число немногих частных региональных студий, способных снимать качественное  художественное кино. Дебютом стал снятый  в 2003 году фильм «День хомячка», вышедший в прокат российских кинотеатров от Калиниграда до Владивостока. Два года спустя последовал следующий проект – фильм «Здравствуйте, мы ваша крыша!». Права на его показ выкупил Первый канал, пустивший картину в эфир в конце января 2005 года.
- Работа на коммерческом кинорынке заметно отличается от съемок на бюджетные деньги под госзаказ, - говорит Виталий Мухаметзянов. – Если в случае бюджетного финансирования фильмы нередко снимают на определенную, заранее заданную тематику, то в кинобизнесе ты сначала сам придумываешь тему, пишешь сценарий и отправляешь его продюсерской компании, которая, если проект ее заинтересует, выделяет деньги на съемки. Затем вложенные средства отбиваются за счет показа в кинотеатрах и на ТВ. Какой-то проект может быть неудачным и не окупиться, но издержки продюсеров покрывает прибыль от успешных работ. К примеру, сумма, полученная от продажи фильма «Здравствуйте, мы ваша крыша!», Первому каналу четыре раза окупила его бюджет.
Наряду с производством собственных кинокартин, студия «Муха» участвовала в создании компьютерных спецэффектов для таких популярных российских фильмов, как «Первый после Бога», «Капкан для киллера», «Мастер и Маргарита».  
- Создание спецэффектов для фильма, где присутствует множество морских батальных сцен периода Второй мировой, я имею в виду ленту «Первый после Бога», рассказывающую о подвигах советских подводников, весьма трудоемкий процесс, - поясняет Виталий Мухаметзянов. – Над этим проектом команда из 25 специалистов работала около семи месяцев. Для того чтобы спецэффекты были максимально реалистичны, создавая у зрителя ощущение реальности происходящего на экране, мы внимательно изучали чертежи исторической техники, тщательно работали над имитацией воды и природных ландшафтов.
Проделанный труд был оценен: фильм «Первый после Бога» номинировался на премию MTV Russia Movie Awards-2006, с формулировкой «Самая зрелищная сцена (морской бой, торпедирование немецкого конвоя)».
В последнее время студия «Муха» в основном работает в жанре анимации. Сейчас в производстве находится уже второй по счету полнометражный мультфильм «Садко». Этот жанр становится все более популярным у российских зрителей, причем не только у детей, но и старших возрастов. Не случайно в новогодние каникулы этого года самую большую кассу в кинотеатрах - 691 миллион рублей - собрал мультфильм производства студии СТВ «Иван Царевич и Серый Волк-3». И хотя не все проекты имеют такой успех, российская анимация набирает обороты, вытесняя с экранов зарубежный контент, к примеру, студия СТВ ежегодно выпускает в прокат несколько сотен новых мультфильмов.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости