РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ" Озеро надежды и океан возможностей
- Если только кормить и одевать приемного ребенка - никакого результата не будет. Нужно начинать воспитывать с самого начала. Хорошая мать, когда она только забеременела, уже начинает читать будущему ребенку сказки. С этого и нужно начинать. О трудностях воспитания и их преодолении шла речь на выездном семинаре для замещающих семей, организованном Центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья». О своем опыте рассказали опытные приемные родители - Валерий и Галина Семеновы, Ольга Фатьянова, Ляля Каримова и Наталья Евграфова.
- Что самое трудное в воспитании приемных детей? - Когда приходят подростки, они уже сформировавшиеся личности со своим внутренним миром, со своим опытом. Их интересами всегда пренебрегали, и они тоже привыкли не считаться с другими людьми. Наша задача - научить считаться, вообще социализировать, чтобы они искали свой круг общения среди успешных людей. - Проблемы у них не только с воспитанием, но и со здоровьем, и ими надо очень много заниматься. Два-три часа после работы совершенно недостаточно. Вечером ты можешь просто не заставать его - как пропадал на улице целыми днями, так и будет пропадать. - Поэтому у вас мама не работает, и я тоже сижу дома. Пробовала выйти на работу (я учитель), но поняла, что так контакт с детьми можно потерять. - Может, ты не сходишь лишний раз в парикмахерскую. Зато будешь ближе к ребенку. Когда была моложе, я ходила вместе с ними на гимнастику, пела, рисовала, изучала английский. Они спрашивали: ну зачем нам это надо? Как зачем? Чтобы узнавать что-то новое. - Что вы им стараетесь внушить в первую очередь? - У меня трое приемных детей и собственная дочь. Во-первых, учу общаться между собой - уважать, заботиться, находить друг в друге опору. И у нас обычай: обедать всем вместе. - Прежде всего воспитываешь своим примером. - Хорошо действует пример других детей. Мы взяли девочку-подростка, которая уже побывала в другой приемной семье, но отношения не сложились. И менять свое поведение она не собиралась. Поздно возвращалась домой, курила, могла взять вещь без спросу. Наши девочки собрались и сказали ей: «Ты сюда пришла и должна жить по нашим правилам. Не расстраивай нашу маму, она у нас одна». И она не сразу, но прекратила так себя вести. Когда я ей что-то говорила, такого эффекта не было. - Ситуация часто бывает такая: объясняешь что-нибудь каждый день, но они не прислушиваются. А когда встречаются с детьми из другой семьи - оказывается, что их мама и папа предупреждают о том же. И тогда - действует. - Недавно мальчишки в церкви подбегают к батюшке и говорят: «Здрасьте». А он им отвечает: такого слова нет, есть «здравствуйте». А ведь мы им каждый день это твердили - оказывается, это правильно было! И наш авторитет вырос. - У нас тоже был похожий случай. И ребенок извинился, что не слушал меня. Так что постепенно до них все доходит. - Улучшения происходят помаленьку каждый день. Так что другие приемные родители пусть не отчаиваются. Сразу все, конечно, не получится. Но главное - не решать за счет детей свои проблемы. Ведь деньги, которыми государство нас поддерживает, все равно все на детей и уходят. - А как в этой ситуации ощущают себя родные дети? - Когда люди решаются взять ребенка из детдома, свои дети уже хоть немного подросли. А приемный - маленький, травмированный, возможно, у него проблемы со здоровьем. И бывает так, что родному сыну или дочери внимания совсем не достается. Дети очень тяжело это переживают. Мы общались с приемными семьями по всей России и обнаружили, что многие кровные дети в обиде на своих родителей. Я своих тоже спросила об этом и боялась услышать ответ. И старший сын сказал: «Мама, мы уважаем ваше решение и никогда вас не упрекнем, будем во всем вам помогать». Я была тронута до слез. Хотя им и досталось по первое число. Все игрушки старшего сына были сломаны в первый же день. Думаю, для него это было… как если бы соседи пришли к нам, забрали всю одежду и ушли. Наверное, надо было отложить для него несколько игрушек… - Кровные дети невольно становятся нашими первыми помощниками: они и няньки, и воспитатели, а подчас - репетиторы. И их нужно готовить к этому. - Наш сын учился в одном классе с приемными дочерьми. Он учился хорошо, а им все давалось с большим трудом. И его учителя упрекали: «Почему ты не занимаешься с сестрами?». Хотя он им помогал. И он нам сказал: «Зачем меня определили в один класс с ними? Мне постоянно приходится краснеть». Я с ним поговорила, попросила не обращать внимания на эту нетактичность. И девочки получили хорошие профессии, сейчас работают. И он теперь гордится тем, что внес в это свой вклад. - Как вы делаете уроки? - С кем-то сидишь не вставая, кто-то только приносит проверить черновики. - В старших классах, где сложная программа, стараешься хотя бы просто приучить посещать школу. - У меня они были уже студентами - и то приходилось каждый день проверять посещение. Тут только отпусти контроль - не будет сделано вообще ничего. Тем не менее у меня ребенок заканчивает профессиональный лицей с отличием. - Кое на что приходится глаза все-таки закрывать. - Что касается физики, я так говорю: мальчики, что-то самое главное - две-три мысли - вы все равно можете себе уяснить, даже из самой сложной темы. - Я и на уроках сидела, и с классом общалась, чтобы они не обижали молодую учительницу. Говорила: «Вы должны ей помочь». И знаете, сейчас дисциплина намного лучше. - Все воскресенье уходит на уроки и текущие дела - успеешь только, может быть, утром сходить на мультфильм. - Мы по воскресеньям уроки не делаем. Ходим на каток, на лыжах, в кинотеатр, недавно боулинг посетили. А можно просто пойти в парк Салавата посмотреть на ледоход. На море ездим на своей машине. - Кстати, для нас большая радость собраться здесь. Все-таки обычные родители не всегда понимают наши проблемы. А мы встретились - и наговориться не можем. - И мой ребенок счастлив оттого, что он три дня будет вместе со мной. - А к чтению вы ребят приучаете? - Да. У нас сначала вообще не хотели читать. Тогда еще было много недорогих детских журналов, мы выписывали по шесть изданий. Дети разгадывали кроссворды, участвовали в викторинах. Прибегали, спрашивали: «А это что за персонаж? А это?». Я не всегда отвечала, говорю: «Это такая интересная книга, давайте почитаем!». Садимся и читаем. Это был большой стимул. И потом, какие бы они ни были, большие или маленькие - все равно любят слушать. - Моим поначалу даже для этого внимания не хватало. - Вы еще посещаете кружки, секции… - Многим нашим детям очень трудно осилить программу средней школы. Поэтому мы стараемся делать акцент на дополнительном образовании. Важно показать ребенку, что есть много других занятий, в которых он может преуспеть. Мы своих возим в украинскую воскресную школу, они занимаются плетением из соломы, танцами, музыкой. Эмир у нас гиперактивный, я его три года водила в эту школу и не могла выбрать занятие. А тут в кружок резьбы по дереву пришел новый педагог - и мальчик увлекся этим. Уже выбрал себе профессию: хочет поступить в лицей №64, стать столяром. Девочка занималась танцами и прошла в Педуниверситет на хореографическое отделение. Другая любила готовить (в школе есть уроки домоводства) - поступила в кулинарное училище. - У нас Леночке тоже учеба давалась плохо, а танцы - хорошо. Сейчас она учится в хореографическом училище имени Рудольфа Нуреева. И у нее уже совсем другое мнение о себе. - Мы взяли девочку-первоклассницу. У нее отличные способности, феноменальная память. Но к регулярным занятиям она была не приучена. Я как-то ей говорю: «Переделай, у тебя здесь и здесь ошибка». Она стала биться головой о стену. - И как вы победили этот кризис? - Внушения действовали плохо. Но через некоторое время она подошла ко мне и говорит: «Почему Алена купила себе компьютер, шубу, а мне не покупают?». Алена училась в восьмом классе и получала стипендию за отличную учебу от детского фонда «Созидание». А у Ирины такой характер: если чего-то захотела, будет добиваться. И она стала стараться, теперь участвует во всех олимпиадах. Все ради стипендии. В этом году подадим документы в фонд. Ну а Лена поступила на строительный факультет Нефтяного университета. У нас все поступают на бюджет своими силами. - Многим сиротам ставят диагноз «задержка психического развития». И это как ярлык. Но на самом деле ребенку просто не хватало любви и внимания. - У нас есть такая проблема. Учимся мы не слишком хорошо, зато прекрасно поем, танцуем, читаем стихи. - Мы сталкивались с этим. У одной нашей девочки был такой диагноз, и когда мы пришли поступать в кулинарное училище, ее отказались принимать! И никуда нас не хотели брать. Но насколько они ошиблись! Когда ее все-таки взяли в художественный лицей, она стала самой лучшей ученицей! Затем отучилась и на повара - работает по профессии, стала востребованным специалистом, вышла замуж. Прекрасно адаптировалась в жизни. О сути проводимых психологических тренингов рассказала директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья» Ольга Крючкова. - Выездной семинар для замещающих семей проводится в рамках проекта «Ключи к сердцу». Наш центр по итогам конкурсного отбора получил грант на реализацию данного проекта от московского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель семинара - научить родителей и детей строить конструктивные взаимоотношения, укрепить сеть дружеских связей среди замещающих семей. Программа насыщена детско-родительскими тренингами, психологическими играми, и каждый участник может получить индивидуальные консультации специалистов. - Сейчас мы проводим с родителями арт-терапевтический тренинг, - рассказывает заведующая отделом психологической помощи, педагог-психолог центра Эльза Ахметова. - Когда-то мы все были детьми, и этот опыт продолжает влиять на нас. В нашем сознании живут «раненый», обиженный и «золотой ребенок» (счастливый от того, что его любят). Кто-то обиду на родителей переносит на детей, на мужа… и мы размышляем, что же дать этому «ребенку внутри», чтобы ему было хорошо? Также отец или мать могут выступать в ролях «любящего родителя» (который восхищается ребенком и прощает все проступки), «контролирующего родителя» или подходить к проблемам взвешенно, с позиции взрослого. Так вот, родители выбрали пять фигурок животных, которые отражают все эти роли. - Для «контролирующего родителя» я выбрала фигурку гиены. Понимаете, если выступать с этой позиции, ты все время будешь искать «падаль», то есть недостатки в ребенке. - Дело в том, что если в вас есть эта роль, вы так же «грызете» и себя за свои упущения, - говорит психолог. - Для «любящего родителя» я выбрала дерево. С одной стороны, это вроде бы хорошо: дерево питают корни. А с другой стороны, оно неподвижно - значит, я не делаю шагов навстречу ребенку. Жду, когда он сам «подойдет». - Наша цель - чтобы они знали все эти роли и чаще действовали с позиции взрослого, - продолжает Эльза Ахметова. - А потом еще они будут рисовать «карту своей души». Изобразят пять положительных эмоций и пять отрицательных. Возможно, там будут «гора любви», «вулкан радости», «океан возможностей». Они будут искать в себе ресурсы для воспитания детей. Ведь порой и родным родителям нелегко с детьми: ресурсы истощаются. - А почему надо все это рисовать? - Так легче вывести бессознательное на сознательный уровень. Мы вообще осознаем только десять процентов своих эмоций и побуждений. Пообщаться с замещающими семьями города приехал и заместитель главы администрации Уфы Сынтимир Баязитов. - Такие семинары нужны и для общения, и для единства, и для получения знаний. И они уже стали традиционными, - сказал он. - Считаю, что вы должны собираться хотя бы 2-3 раза в год - делиться опытом. Я хочу сказать вам спасибо - ведь благодаря вам дети воспитываются не в специальных учреждениях, а в полноценных семьях. Я знаю молодого человека, который в семь лет попал в детдом, а в десять его взяли в семью. Сейчас ему 24 - он закончил вуз, открыл свой бизнес. И продолжает близко общаться с приемной мамой. Эта история далеко не единственная. Вы растите достойных граждан. Хочу подчеркнуть, что в области работы с сиротами другие регионы равняются на нас, приезжают перенимать опыт. Также Сынтимир Биктимирович ответил на вопросы родителей. - Раньше был очень хороший опыт: совместный отдых детей с родителями. Можно было отправить ребенка в лагерь, а можно - поехать куда-нибудь всей семьей. Мы так два или три раза плавали в Астрахань. Теперь ребенок должен 21 день отдохнуть в лагере. Но, к сожалению, там к нашим детям возвращаются плохие привычки. По полгода потом «приводим их в чувство». Нельзя ли вернуть совместный отдых? - В целом я идею поддерживаю. Мы займемся этим вопросом. - Нельзя ли сделать единый документ о том, что мы имеем право на бесплатное посещение театров, музеев (при наличии свободных мест)? Ни одно учреждение нам не отказывает, но приходится носить с собой целую кипу бумаг. - Этот вопрос тоже проработаем. - Мы попали в тяжелую ситуацию, и я хочу прийти к вам на прием. - Я веду прием по понедельникам с 17 до 18.00. Вы можете записаться по телефону 279-05-20. - Родители не всегда положительно относятся к обучающим семинарам. Говорят: не надо нас учить, мы воспитали своих детей. Я прошу: сходите все равно. И ни одна семья еще не сказала: «Мы потратили время зря», - отметила начальник Управления по опеке и попечительству Татьяна Квасникова. - Если у вас назревают проблемы - приходите к нам, не доводите до кризиса. Мы сделаем все, чтобы помочь. И если все хорошо - тоже приходите!
Екатерина КЛИМОВИЧ |