 |
РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Дорожный контроль
Сравнение дорог в России и в схожих по климату странах Скандинавии или Канаде будет явно не в нашу пользу. Главную причину такой ситуации эксперты видят в низком качестве используемых материалов и несоблюдении технологий. В прошлом году при ремонте трассы Уфа - Аэропорт вопрос качества дорожных работ был впервые публично поднят в республике – подрядчик, использовавший асфальт, прочность которого оказалась значительно ниже нормы, исправлял брак за свой счет. В этом году уровень контроля дорожного ремонта резко возрастет. В Уфе начинает работу одна из самых современных в стране дорожно-строительных лабораторий.
Цель оправдывает средства При создании лаборатории городские власти решили не экономить и снабдить её современным оборудованием как импортного, так и отечественного производства, в том числе разработанным в уфимском БСКБ «Нефтехимавтоматика». Всего было приобретено 602 единицы самого разного оборудования на общую сумму свыше 25 миллионов рублей. Но эти вложения себя оправдают. Только в 2012 году на дорожное строительство выделяется 9 миллиардов рублей из бюджета республики и 7,5 миллиарда – из федеральной казны. Эффективность использования этих средств во многом будет зависеть от контроля работы дорожников и качества используемых материалов. - Из всех лабораторий, которые я видел, по уровню технической оснащенности и кругу решаемых задач с нашей могут сравниться только те, что действуют в Москве и Санкт-Петербурге, - заявил начальник дорожно-строительной лаборатории Василий Ивлев. – Мы можем исследовать абсолютно все компоненты дорожного полотна: разные типы асфальтов, битумы, щебень, гравий, песок, а также железобетон, кирпич, бордюры, тротуарную плитку и целый ряд других материалов. По словам Василия Ивлева, при выявлении лаборантами отклонения от ГОСТов и нормативов составляется протокол, и до устранения нарушений работа приниматься не будет. - В прошлом году я потребовал создать несколько дорожных лабораторий у нас в республике, - отметил президент РБ Рустэм Хамитов. - Первая такая лаборатория теперь у нас уже есть, вскоре будет вторая. Я хочу предупредить всех строителей: заканчивается ваша сладкая жизнь, когда за плохую работу вы получали деньги. Подобные центры контроля будут создаваться по всей республике. Я считаю, что это действительно первый и главный шаг к тому, чтобы качество наших дорог, вызывающее самую острую реакцию населения, становилось нормальным. Мобильный компонент Дорожно-строительная лаборатория состоит из двух частей: мобильной и стационарной. Первая представляет собой микроавтобус «Газель» с оборудованием для проведения ряда важных замеров непосредственно на дорогах. С его помощью можно определить, например, глубину образовавшейся колеи или несущую способность грунта. В последнем случае используется прибор, где роль датчика играет падающий груз. В комплекте мобильного оборудования наиболее интересен измеритель плотности асфальтового покрытия, как в процессе его укладки, так и на действующих магистралях. Для этого достаточно просто приложить его к исследуемой поверхности и нажать кнопку «пуск». На дисплее тут же отобразится плотность асфальта, коэффициент его уплотнения, тип использованной при изготовлении смеси компонентов и даже кодовый номер проекта. При необходимости эти данные можно распечатать, как чек в магазине, и в случае несоответствия ГОСТам предъявить нерадивому подрядчику или в надзорную службу. - Плотность асфальта будет зависеть от материалов, которые применяются: тяжелый щебень, легкий щебень, битум, - отметил Василий Ивлев. – Мы можем сравнить показания прибора с требованиями стандартов и сделать соответствующие выводы. Другая задача мобильной бригады – вырубка из асфальта контрольных образцов, которые затем будут исследоваться в стационарных условиях. Умная автоматика Стационарная часть дорожно-строительной лаборатории расположена на первом этаже Управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы. Именно сюда будут привозить контрольные образцы, вырубленные на городских магистралях. В лаборатории асфальт подвергается всесторонним испытаниям, определяющим его состав, устойчивость к износу и запас прочности. Вырубки сжимают на прессе, имитируя нагрузки от проходящих машин, нагревают в специальных печах или насыщают водой, а потом замеряют несущие свойства. Также проверяются компоненты, из которых готовят асфальт, особенно его главное связующее звено - битум. - При исследовании битумов мы можем проверять их свойства, имитируя различные климатические условия, - поясняет ведущий инженер дорожно-строительной лаборатории Радик Сабитов. – Например, у нас есть аппарат, способный точно определить момент, когда битум начинает трескаться и ломаться под воздействием нагрузки и низких температур, то есть мы можем дать точный прогноз, как будет вести себя дорога зимой. Летом наибольшую опасность представляет жара. Поэтому наша аппаратура определяет еще и градус размягчения битума, имитируя воздействие перегретого воздуха и солнечных лучей. Многих автолюбителей, не раз поминавших недобрым словом колеи на оживленных трассах, наверняка заинтересует установка измерения глубины колееобразования с говорящим названием «колесо». Испытуемый образец асфальта размещается на стенде, где прокатывается специальным роликом, способным развивать давление до 710 ньютон, а температура в процессе исследования может колебаться от 30 до 70 градусов Цельсия. По глубине образовавшейся колеи можно сделать точное заключение о том, насколько устойчивым и прочным будет раскаленный летним солнцем асфальт под колесами проезжающих по нему тяжелых грузовиков. Отметим, что в штате лаборатории, способной контролировать всю дорожно-строительную отрасль Уфы, числится всего 6 человек. Большинство испытаний выполняет автоматика под управлением ЭВМ, а от лаборантов требуется лишь грамотно ими владеть.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
 |