 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Во саду ли…
Как воспитывать детей – вопрос этот лет двести назад перед большей частью населения России вообще не стоял. Ведь детей считали взрослыми, только маленького роста. Вот и воспитывали их как попало. У крестьян дети с самых ранних лет работали в поле или сидели с младшими братьями и сёстрами. Не лучше дело обстояло и в дворянских семьях: игрушками и лакомствами детей обычно не баловали, зато телесные наказания редкостью не были.
Вспомните, как, попав в училище, маленький Серёжа Аксаков был доведён едва ли не до истерики из-за порки розгами учеников-мальчишек. За малейшие провинности учителя ставили детей в угол, иногда на колени (на горох!), а ещё и били линейкой по ладоням. Можно сказать, что маленькому Серёже повезло: едва не потеряв его в младенчестве, мать очень трепетно относилась и к его здоровью, и к его воспитанию. Например, Великого князя Николая Павловича (будущего Императора Николая I) воспитатель порол ежедневно, а однажды в сердцах так толкнул воспитанника, что тот, ударившись головой о стену, потерял сознание! В то время дети воспитывались в семьях. Но чем больше проникала в массы идея эмансипации, чем больше женщин начинало «делать карьеру», тем больше появлялось детских садов. Тем более, что с развитием промышленности и распространением идей атеизма (в христианстве разводы запрещены) к середине XIX века матери, чтобы прокормить себя и детей, всё чаще вынуждены были наниматься на работу. И тогда, чтобы не оставлять детей без присмотра, самые разные общества милосердия начинают создавать группы для заботы о них. Первые такие заведения назывались «Школами для самых маленьких». Хотя самую первую подобную «школу» создал известный нам как социалист-утопист Роберт Оуэн в Шотландии (Нью-Ланарка, 1802 год), родоначальником детских садов принято считать педагога-новатора, автора системы раннего детского воспитания Фридриха Фрёбеля: в 1837 году в германском городе Бад-Бланкенбурге он открыл заведение для маленьких детей. Фрёбель предполагал, что детский сад должен не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но и «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Так у созданного им заведения появилось название «Kindergarten» («детский сад»), а первых воспитательниц называли садовницами. Дело это было признано немецким изобретением настолько, что слово Kindergarten без перевода получило прописку и в английском языке. Зато в России воспитателей почти полвека учили на Фрёбелевских курсах. Появившееся практически одновременно с фрёбелевским Kindergarten выражение писателя и журналиста Моисея (Морица) Сафира «Цветы – дети царства растений, дети – цветы царства людей» Максим Горький переделал в «Дети – живые цветы земли». Последнее, в свою очередь, вскоре превратилось в расхожие и обросшие различными шуточными дополнениями слова: «Дети – цветы жизни». Особое внимание дошкольному воспитанию в нашей стране начинает уделяться после революции 1917 года, когда практически все женщины вовлекаются в рабочий процесс. Появляются и круглосуточные детские сады. Новую жизнь получают детские ясли, ведь даже полвека назад декретный отпуск у матерей составлял всего лишь два месяца, правда, для кормящих мам устанавливались дополнительные перерывы. Многие помнят дачи, на которые воспитанников детских садов вывозили в тёплое время года. Некоторое время существовало немного странное понятие «детский комбинат», означавшее учреждение, в котором под одной крышей функционировали ясли и детский сад. Если в 1925 году в Уфе было только шесть детских садов, то уже в начале 1951-х их было около пятидесяти. Но даже в 1980-е годы многие детские сады всё ещё ютились в деревянных домах дореволюционной постройки. Появилось деление дошкольных учреждений на государственные (от роно – районных отделов народного образования) и ведомственные. Но самое главное, как то и предполагал Фрёбель, огромное внимание в детских садах стало уделяться воспитанию.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |