 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS" Возвращение снежной бабы
Удивительные вещи можно встретить в старых советских учебниках. То там слово жёлудь написано как жОлудь, то собачонку называют собачЁнком (см. журнал «Уфа» №9 за 2012 год). Хотя многие из ныне здравствующих людей учились в 1940 - 1950-е годы, недоразумений этих они, конечно, не помнят. И потому удивятся, узнав, что во времена их детства не было снежных баб. А были куклы - снежные.
Вот, например, чудный рассказ из учебника для первого класса 1949 года издания: «Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка, глаза куклы были угли». Ничего не изменилось и к концу 1950-х, правда, в букваре для тувинской школы, видимо, для того, чтобы детки не подумали чего плохого, да и для более наглядного представления слова «баба» на рисунке изображена именно снежная баба. - Ну и что тут такого, - скажете вы. Снежная баба - что ж в ней загадочного: нос - морковка, шляпа - ведро. Да - морковка, да - ведро, а чем, к примеру говоря, снежная баба отличается от Снегурки (Снегурочки) или снеговика - все ж из снега? Судя по названию хотя бы. В ожидании разъяснений обратимся к старому и надёжному источнику - Словарю В.И.Даля. Изучим статью «снег» (если быть точным, то «снъгъ»). И вот что обнаружим: «Снежник и снегурка - складенный из снега болван, подобие человека, снеговик». И ничего такого, что имело бы отношение к нашей героине. Впрочем, поискать можно и в статье «баба». Какая радость - «бабе» посвящены почти три страницы. Чего тут только нет: и Баба-яга, и Бабариха, и даже баболюб. Вот только ни слова о том, что иногда бабы бывают и снежными. Как будто их в середине XIX века и не лепили вовсе. А, может, и не лепили? Но вот воспоминания одного художника, детство которого прошло в Уфе в 1860 - 1870-е годы: «Я, в длинной шубке с барашковым воротником, в цветном поясе, в валенках и серой каракулевой шапке и варежках, катался с горы и делал снежных баб». Как же так: Михаил Нестеров баб из снега лепил, а В.И.Даль это развлечение как бы игнорирует? Правда, следует отметить, что писал Нестеров свои воспоминания в конце 1920-х годов, когда снежная баба уже «засветилась» в литературе, например, так: …Ещё немножко! Брови - два пучка овса... Глазки - угли, нос - картошка, А из ёлки - волоса. Вот так баба! Восхищенье! Гриша пляшет: «Ай-да-да!». Воробьи от удивленья Разлетелись кто куда. Это Саша Чёрный. А вот более современный образ снежной бабы - в изображении Агнии Барто: - Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили... Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне.
Вероника Долина наделяет снежную бабу чувствами: Вот и вся любовь, вот и нос - морковь, И колпак из ведра, и метла у бедра…
Что-то в этом описании настораживает, смущает что ли. Так, а где у снежной бабы бёдра? Наверное, это первый, нижний шар. А есть ли у снежной бабы в таком случае ещё и грудь? Да уж, это вам не Барби - грудь, так грудь! Может именно эти выпирающие антропометрические характеристики и подвигли моралистов от педагогики на запрет сочетания «снежная баба»? Да и само слово «баба» (согласно В.И. Далю - «замужняя женщина низших сословий») никак не могло оставаться в учебниках бесклассового общества. Кстати, о метле. Для чего она снежной бабе, разве она идёт у нас по дворницкой части? Или, может, это помело? Вот и у Бабы-яги всем видится метла, несмотря на то, что она «в ступе идёт, пестом упирает, помелом след заметает». «Какая разница», - скажете вы? Но, видимо, есть, иначе, как расшифровать такое старинное выражение: «Ноги колесом, голова помелом, руки веником»? Почти всем понятно, что веник, надетый на палку, становится метлой, но вы, должно быть, удивитесь, узнав, что помело - это «пук мочала или тряпья, ветоши или хвойнику на помелище для обмёту печного поду под посадку хлебов» (Словарь Даля). Так что хотя и метла, и веник, и помело предназначены для того, чтобы мести, но помело - это нечто гораздо более нежное, поварское, домашнее что ли. Вряд ли снежная баба как-то связана с выпечкой хлеба, так что метлу мы ей оставим. Хотя бы в качестве украшения - не ведьма же она. Даже с учётом того, что на Руси снеговиков в языческие времена почитали как духов зимы. Кстати, наши предки верили, что зимними природными явлениями (снегами да метелями) повелевают духи женского пола. Вот и лепили снежных баб, чтобы задобрить духов. Впрочем, это, скорее, предположение. Если же подойти к вопросу не слишком серьёзно, то можно и вовсе предположить такое: дворницкую метлу снежной бабе вручили для того, чтобы её не приняли за обычную уличную женщину, хоть и из снега - стоит во дворе, так пусть двор охраняет. А какое главное оружие у дворничихи? Метла, конечно. И ещё одна цитата: «Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и говорит: - Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу! На Марью, видно, тоже нашёл весёлый час. - Что ж, - говорит она, - пойдём, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого! - Что правда, то правда... - сказал Иван, взял шапку и пошёл в огород со старухою.Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку», - так ещё в середине XIX века пересказывал русскую народную сказку «Снегурка» Александр Николаевич Афанасьев. Так вот, оказывается, откуда в советских учебниках взялась снежная кукла. Хорошо ещё, что до «Заветных сказок» (эротических) всё того же Афанасьева дело не дошло. Но кукла - она и есть кукла, недаром так частенько называют глупую и самовлюблённую женщину. А «баба» - это слово прямо-таки кричит о жизнерадостности. Вот и пошла снежная баба в народ: с сотен открыток на нас смотрит образец веселья, жизни, здоровья и удачи. С лёгкой руки художников снежная баба стала спортсменкой, почтальоном, модницей... И вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой уже давно превратилась в символ Нового года.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |