|
 |
 |
 |
 |
 |
РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Дыхание города
На квадратный километр крупного города ежегодно выпадает до 30 тонн различных веществ, что в 4-6 раз больше, чем в сельской местности. При этом семь последних лет решающую роль в загрязнении уфимского воздуха играет автотранспорт. В прошлом году на него пришлось 63 процента всех выбросов в атмосферу Уфы, или около 247,2 тысячи тонн вредных веществ - более полутонны на каждую транспортную единицу.
Пробочный выхлоп Проблема пробок актуальна для всех крупных российских городов, ведь их дорожная сеть формировалась в расчете на гораздо меньший уровень автомобилизации, который растет буквально на глазах. Только за 15 последних лет автопарк Уфы вырос почти в два раза - со 187 до 380 тысяч автомашин. По данным Минтранса РФ, средняя скорость движения в крупных городах страны в часы пик падает до недопустимых 5-10 километров в час. А количество улиц и дорог в 2-5 раз меньше, чем в сравнимых по площади мегаполисах европейских государств. Отставание развития дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20-25 лет. Как известно, основной объем вредных веществ приходится на автомобили, стоящие в пробках или медленно ползущие по перегруженным магистралям. В так называемом «городском цикле» езды токсичность выхлопа возрастает в несколько раз. Например, концентрация угарного газа достигает пика при работе двигателя на холостом ходу. Именно в районе пробок воздух отравлен сильнее всего: помимо прочего, сказывается высокая концентрация автомобилей и слабое перемешивание воздуха из-за недостаточной скорости потока. Для решения проблемы в Уфе была разработана программа расширения в 2010-2013 годах 28 наиболее загруженных улиц. Но сейчас она вызывает жаркие споры в связи с вырубкой деревьев, растущих вдоль проезжих частей. Зеленый барьер Сторонники и противники сохранения насаждений, как правило, основываются на эмоциях и даже не пытаются использовать факты и научный расчет, хотя и те, и другие кивают на экологию. Так что же лучше для экологии: сохранение насаждений или расширение городских дорог? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить реальную роль деревьев в очистке воздуха от вредных веществ. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли и содержащихся в ней вредных примесей, а лиственных - около 100 тонн. Общая площадь насаждений, растущих на улицах Уфы, составляет 280 гектаров, так что в лучшем случае деревья смогут уловить 28 тысяч тонн пыли, при том, что годовой объем автомобильных выбросов измеряется сотнями тысяч тонн. К тому же очищающая способность придорожных деревьев, растущих в экстремальных условиях с дефицитом влаги и переизбытком вредных веществ, бывает значительно снижена. Так, на улицах Москвы у 20-25-летних лип фотосинтез примерно вдвое слабее, чем у таких же деревьев в пригородном парке. Вдоль магистралей чаще наблюдается ослабление и частичное усыхание крон деревьев как лиственных, так и хвойных пород. И если в лесу липа живет в среднем 150 лет, в городском парке - 100, то у оживленной дороги срок ее жизни составляет всего 40-50 лет. Большинство придорожных деревьев Уфы находятся на грани гибели и нуждаются в скорой замене. Шумозащитная функция насаждений также не имеет решающего значения. Высаженные между трассой и жилыми домами деревья снижают уровень шума всего на 5-10 процентов. Таким образом, выбор между расширением дорог и сохранением стареющих деревьев вполне очевиден. Тонкий ряд зелени просто не может справиться с огромным потоком пыли и газов. За год один автомобиль может выбросить в атмосферу до килограмма свинца, для нейтрализации которого нужно не менее 10 деревьев. В пересчете на весь автопарк, Уфе необходимо не менее 4 миллионов деревьев, растущих вдоль дорог. Наличие придорожных посадок имеет скорее психологический эффект, а для реального улучшения экологии необходимо бороться с пробками. Ведь, как показала практика, после их ликвидации объем вредных выбросов, поднимаемой в воздух пыли и шума сокращается даже не на десятки процентов, а в разы. К примеру, в Москве после строительства многоуровневой развязки, связывающей Нахимовский проспект, Варшавское и Каширское шоссе, площадь прилегающих дорог, где в пробках отмечалось десятикратное превышение ПДК по вредным веществам, сократилась в 41 раз. Несмотря на возросший поток автомобилей, положительный эффект достигается благодаря работе их двигателей в режимах, при которых в воздух попадает минимально возможное количество вредных веществ. Газ против газов Снижению вредных выбросов от автотранспорта способствует и применение более экологичного топлива, прежде всего попутных нефтяных (пропан, бутан) или природного газа - метана. По сравнению с бензиновым правильно отрегулированный двигатель на «голубом топливе» выбрасывает в атмосферу в 5-10 раз меньше угарного газа, выброс оксидов азота снижает в 1,5-2 раза, а углеводородов - в 2-3 раза. При этом газовое оборудование приносит прямой экономический эффект: расходы на ГСМ снижаются в среднем на 40 процентов, ресурс двигателя возрастает в полтора-два раза. Казалось бы, при таких плюсах автомобили в такой газовой стране, как Россия, должны были давно перейти на «голубое топливо», но этого не происходит. В 2011 году в республике было всего около 85 тысяч автомобилей (8 процентов автопарка), работающих на газу, из них около трети - в Уфе. В основном газ приживается в коммерческих автотранспортных предприятиях с интенсивным использованием парка - на нем ездит большинство уфимских «ПАЗиков» и «Газелей». По разным оценкам доля переоборудованного транспорта частных перевозчиков колеблется от 70 до 90 процентов. Массовый же автолюбитель продолжает использовать более токсичный бензин. В качестве основной причины можно назвать пресловутое нефтяное лобби и связанное с ним малое число газозаправочных станций. На Уфу с ее почти четырехсоттысячным парком автомобилей их всего 12, а на всю республику - около 100. Отчасти это также связано с весьма жесткими требования к размещению АГЗС, например, они должны быть на 1,5-4 километра удалены от объектов инфраструктуры, что довольно затруднительно в городских условиях. Экономная экология Программа перевода транспорта на газ, впервые принятая в Уфе еще в 2001 году, пока может похвастаться лишь весьма скромными результатами. Впрочем, такая ситуация характерна для городов всей страны. По уровню газификации автопарка Россия находится на одном из последних мест, в два раза уступая даже Украине. Сдвинуть вопрос с мертвой точки может Федеральный закон «Об использовании газомоторного топлива», проект которого был внесен в Госдуму в конце прошлого года. В нем впервые сделана реальная попытка прописать конкретные меры стимулирования перехода на газ. В качестве таких мер предлагается регулирование доли газа в топливном балансе для государственных и муниципальных нужд, упрощение порядка размещения АГЗС, запрет на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки оборудования для заправки «голубым топливом», а также предоставление госгарантий и бюджетных кредитов для профильных муниципальных программ. Свой вклад в дело снижения выбросов вне зависимости от сроков принятия закона могут внести и заинтересованные коммерческие компании. В прошлом году «Газпром трансгаз Уфа» и Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ подписали резолюцию о совместных действиях в целях перевода общественного автотранспорта на наиболее безопасный природный газ - метан. По данным СМИ, компания планирует модернизировать сеть метановых АГЗС и расширить ее. Сейчас из 11 заправочных станций лишь две располагаются в Уфе. К 2014 году в столице могут появиться еще две новых заправки, а остальные реконструированы. Пока же «Башавтотранс» использует автобусы с дизельными двигателями, правда, отвечающими стандартам «Евро-3». Но, к примеру, в Казани с прошлого года ездит первый в стране автобус «НефАЗ» со специализированным двигателем на сжатом природном газе (метане), выхлоп которого соответствует самому строгому на сегодня экологическому стандарту «Евро-5». Широкое распространение нового транспорта, как и у нас, сдерживает малое число заправочных станций, ориентированных на метан, - в столице Татарстана их всего 3. Но эта проблема разрешима. При содействии федеральных и местных властей газовые компании и перевозчики готовы вкладываться в программу перевода парка на новое топливо - экономия позволяет относительно быстро отбить все затраты и существенно снизить расходы на эксплуатацию.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|