|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР" Дорожная революция
По подъему улицы имени 50-летия Октября к Аграрному университету очень медленно движется грузовик с горячим асфальтом. Периодически он вываливает порцию содержимого на дорогу, следующий за ним агрегат распределяет асфальтовую кучу ровным слоем по поверхности; перед этим слой, который уже есть, еще полили битумной эмульсией. А теперь превращать насыпанное в дорогу отправился каток. Вверх-вниз по участку, вверх-вниз: каток двусторонний. Рядом с вновь создаваемой полосой плотным потоком идет транспорт, вот по самой кромке только что положенного асфальта, обгоняя машины и автобусы, пробирается скутерист… А теперь пошел дождь. От горячего асфальта поднимаются клубы пара, но рабочие не останавливаются.
Как отмечают обозреватели, избавить от постоянных пробок центр Москвы может только введение высокой платы за парковку - так, чтобы добираться до нужного места на метро и автобусе стало дешевле и удобней. У уфимских же улиц еще есть резервы. Программа капитального ремонта объектов городского хозяйства на 2012-2014 годы предусматривает реконструкцию более чем 80 магистралей, площадей и улиц в частном секторе, на сумму около 4,5 миллиарда рублей. Этим летом расширению подвергаются 27 объектов: Революционная и Цюрупы, Карла Маркса и Тукаева, Сочинская, «пробкогенные» перекрестки улиц Жукова, Ахметова, Кольцевой и Вологодской - дорожники просто исполняют мечты всех автомобилистов. Претензии заказчика и горожан На дороге Уфа - Аэропорт, за которую взялись в первую очередь, обнаружились и первые проблемы: проверка только что уложенного покрытия, проведенная по поручению Президента республики Рустэма Хамитова, показала, что асфальт не соответствует ГОСТу: он не прошел испытания на прочность. После этого для этой важной магистрали было решено применить другую технологию - щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он дороже, но зато полотно, правильно уложенное по этой технологии, служит не менее 10 лет. Бракованный участок подрядчику пришлось переделать за свой счет. Вокруг Дома Печати - царство песка и щебенки, по которому осторожно вышагивают девушки на каблуках. Однако сохраняют оптимизм: надеются, что асфальт станет ровнее, а проезд по городу - быстрее. Рядом на улице Пархоменко работает небольшая бригада: экскаватор осторожно роет траншею, ему помогают двое рабочих с лопатами. Рецепт «слоеного пирога», из которого состоит дорожное полотно, известен: 30 сантиметров песчано-гравийной смеси - 20 сантиметров мелкого щебня - 2 слоя асфальта: 8 и 6 сантиметров - все это дорожники и готовятся уложить. - Изначально хотели расширить улицу до 20 метров, но получится на 17: местные жители против спиливания деревьев, - говорит мастер участка Раис Каримов - представитель субподрядчика ООО «Дортрансстрой». - Город прислушался к жалобам жителей, распорядившись высадить деревья на оголившейся стороне улицы. Работу затрудняет то, что здесь очень много коммуникаций: кабеля ГТС, «Горсвета» и так далее, газовые трубы (правда, они залегают глубже), канализационные колодцы… Поэтому многие места раскапываем вручную. Восемь полос обновленной улицы Цюрупы уже заполнены транспортом (крайние полосы опять превратились в автостоянку), на улице Карла Маркса тротуары срезали до минимально допустимой ширины; они радуют водителей новеньким ровным асфальтом, пробки практически исчезли. Однако на многих объектах в работе дорожников обнаружились недочеты. - Неоправданно медленными темпами ведутся работы по улицам имени 50-летия Октября, Сочинской, Софьи Перовской, Заки Валиди, Тукаева, Пушкина, Пархоменко, Вологодской, Лесному проезду, Российской, проспекту Салавата Юлаева, на пересечениях улиц Жукова - Новоженова, Жукова - Бикбая. Все это происходит из-за того, что у подрядных организаций не хватает людей и техники, плохая организация работ: они начинаются поздно и заканчиваются рано, не используется благоприятное ночное время, - считает начальник Управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Владимир Чернов. - На улице Вологодской (о ремонте и расширении которой много лет мечтают все проезжающие по ней автомобилисты) работы начались 15 мая, и до 20 июля удалось уложить только 400 погонных метров ливневого коллектора (это примерно по 6 метров в день). Похожая ситуация и на Лесном проезде: здесь «раскопки» начались 23 мая, однако и по прошествии двух месяцев подрядчик (ООО «СУ-820») не приступил к асфальтировке. При этом все подрядчики периодически «забывали» оградить участки работ, установить дорожные знаки, вовремя вывезти строительный мусор. Горожане же страдали от дефицита мостков для перехода охваченных ремонтом территорий. - Объемы текущих и запланированных ремонтов и строительства дорог колоссальны, они превышают сделанное в год подготовки к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Но все подрядчики обязаны обеспечить должное качество - иначе они не увидят ни копейки и окажутся в «черном списке», - заявил, в свою очередь, глава администрации Уфы Ирек Ялалов. Параллельно с работами по расширению идет и обновление знаков дорожного движения. В первую очередь разметка обновляется вблизи 208 школ и детсадов Уфы, здесь должны появиться еще 40 новых знаков. По словам специалистов, разметку необходимо обновлять ежегодно: срок ее службы - один сезон. Устами подрядчика - Российские ГОСТы на дорожные покрытия немногим отличаются от европейских. И если их соблюдать, дороги будут служить долго. Для этого нужен контроль качества материалов и работ на всех уровнях: и у производителей материалов, и у дорожников, и у заказчиков дорог должны быть свои испытательные лаборатории, - говорит Василий Лесников, заместитель директора БСКБ «Нефтеавтоматика», которое производит приборы для автоматизированной проверки качества нефтепродуктов. - А с 2013 года «Росавтодор» начнет поэтапное введение европейских стандартов. Такая лаборатория по указанию мэра должна вскоре появиться в Управлении коммунального хозяйства (до сих пор же коммунальщики прибегали к помощи республиканской службы). Чтобы выяснить качество дорожных материалов, я отправилась в испытательную лабораторию одного из крупных подрядчиков - ООО «Дортрансстрой». - Претензии к качеству покрытия на трассе Уфа - Аэропорт возникли из-за применения некачественного битума. Как разрешилась проблема? - Такой битум поставлял нам один из уфимских заводов, - отвечает руководитель «Дор- трансстроя» Марат Гилимьянов. - Качество нас не очень устраивало, и мы пытались предъявлять производителю претензии - но и на такой товар у них большой спрос, так что нет никакого стимула его улучшать. А мы теперь используем битум из Салавата, хотя везти его дальше и обходится он дороже: местный битум стоит 12000 рублей за тонну, салаватский - 13000. Щебень нужной прочности в республике добывают только на Абзаковском и Сангалыкском карьерах, ближе привезти из Челябинской области - из Сатки, что мы и делаем. Все это сразу удорожает стоимость тонны асфальта на 20 процентов - для нас, но мы должны уложиться в 3000 рублей за тонну - цену по контракту, который мы подписали с администрацией города по результатам электронных тендеров. Выполнить такое требование по цене и качеству - нелегко. В лаборатории определяются показатели салаватского продукта: температура хрупкости - минус 17 градусов, температура размягчения - плюс 43 - соответствуют требованиям. Качество же уложенного асфальта начинают проверять через сутки после укладки. По норме с 7000 квадратных метров дороги (то есть с 1 километра дороги шириной 7 метров) берутся три пробы. Пробы расплавляются в печи, формуются. У хорошего асфальта от всех этих манипуляций прочность изменится максимум на один процент. Еще есть испытание холодом: за две недели образец асфальта подвергают температурному перепаду от минуса к плюсу и обратно 300 раз - и он должен сохранить свои качества. - Какие еще технологии используются для увеличения прочности дорожного покрытия? - Мы покупаем у Института нефтепереработки специальную присадку, которая улучшает адгезию (то есть «липучесть») битума - он лучше обволакивает твердые частицы. На новом мосту через Белую (около Монумента Дружбы) положили гео-сетку, произведенную уфимским предприятием «СТЕКЛОНиТ». Подобные сетки применяются на федеральных дорогах - они повышают «сдвигоустойчивость» полотна. В 2007 году, когда к юбилею республики мы ремонтировали спуск на улице Карла Маркса (от бульвара Ибрагимова к Железнодорожному вокзалу), положили сетку по своей инициативе - решили испробовать. И асфальт до сих пор лежит хорошо. Сейчас используем ее и на наиболее изнашиваемых участках трассы Уфа - Аэропорт. - Почему вы не работаете ночью? - Мы работаем. Только не все операции можно выполнять ночью: асфальт класть - можно, а устанавливать бордюрные камни - нельзя, тогда жителям окрестных домов не дадим спать. Мы уже пробовали - были жалобы. - Вы сказали, что крупнозернистый асфальт на тротуарах не используют - только на нижние слои дорог… Почему же тогда из многих наших тротуаров (о чем хорошо знают все уфимские женщины) торчат крупные гальки? - Потому что у асфальта есть срок службы, по истечении которого его надо обновлять. - А вы какую гарантию даете на «ваши» дороги? - Пять лет. Испортится раньше - будем переделывать за свой счет. - Почему за границей такие прекрасные дороги? - Я видел, как их строят в Швеции. Если у нас сначала делают земляную насыпь, у них все слабые грунты убирают - и сыплют щебень, высотой больше метра. Причем щебень гранитный (Швеция - горная страна), все это хорошо уплотняется. Если рядом с дорогой есть влага, делается дренаж. И только потом - асфальт, причем битум они берут лучший в мире - из Венесуэлы. Ведь асфальт - это только верхний слой, а основную нагрузку несет нижний. А у нас во главе угла при строительстве дорог лежит экономичность, в соответствии с Федеральным законом ФЗ-94. И пока при проведении тендеров он позволяет неоправданно занижать стоимость работ, качество дорог мы не улучшим. К тому же беда всей России - недоремонт. Если дорогу не отремонтировать вовремя, потом ее уже надо перестраивать… и на это опять хронически не хватает денег… Имена римских императоров знают в основном историки. А то, что римляне строили очень хорошие дороги и водопроводы, знают все. И поминают неизвестных начальников добрым словом. Пожелаем этого и нашим начальникам.
Дворы дождались «Рядом с моим домом №42 по улице Транспортной расширили проезд и сделали парковочный карман, теперь мы ставим машину на то же самое место - но в парковочный карман, а не на землю! - радуется жительница Калининского района Наталья Кузнецова. - И вокруг музыкальной школы №10, которая находится в нашем дворе, положили нормальный асфальт, отремонтировали тротуары. А то после дождя были сплошные лужи!» На капитальный ремонт дворов и внутриквартальных проездов в этом году выделено 543339,2 тысячи рублей. К 23 июля 31 процент запланированных территорий (это 40 дворов) был уже отремонтирован, 47 процентов находились в работе, на 30 объектах работы еще предстояло открыть.
Ямы пересчитают Согласно официальной статистике, только с начала года более чем в 340 ДТП неудовлетворительные дорожные условия стали основной или сопутствующей причиной их совершения. В них погибли 49 человек и 430 получили ранения различной степени тяжести. С 23 июля Федерация автовладельцев в РБ организует рейды с целью выявления изъянов дорожного полотна. Кроме ям, слишком высоких рельсов, колодцев будут проверять дорожную разметку, знаки и светофоры - на соответствие нормативам. Активисты будут обследовать каждый микрорайон по три дня в неделю, начиная с Черниковки, и просят местных жителей, готовых быть проводниками по своему району, присылать сообщения по адресу: doroga@far-ufa.ru.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|