|
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Трамвайное кольцо
Первая электрическая железная дорога появилась в Берлине в 1881 году. Утверждали, что её строительство якобы возглавлял английский инженер О'Трэм (О'Тrаm), по имени которого она и была названа - Тrаmway (wау по-английски - дорога). Это всего лишь одна из версий, ведь tram - это ещё и вагонетка. Американцы усовершенствовали это изобретение, заменив, прежде всего, передачу тока по рельсам очень простой воздушной проводкой. После этого и начинается победное шествие трамвая по миру, хотя даже в начале ХХ века само слово трамвай в обиход ещё не вошло. В 1892 году городская железная дорога появилась в Киеве, вскоре "электрическая конка" стала возить жителей Казани, Нижнего Новгорода, Курска, Орла. В 1899 году началась московская история трамвая. А в ночь на 24 января 1937 года трамвайные звонки услышала и Уфа. Регулярное движение началось 1 февраля того же года. Сначала линия шла от Главпочты до улицы Пермской, потом рельсы были доведены до вокзала. Да и кольцо у Гостиного двора появилось не сразу - трамвайные "тянитолкаи" вполне обходились стрелками на конечных остановках. Вагоны, конструкция которых наводила на мысль, что они прибыли прямиком из дореволюционной Москвы, возили людей лет двадцать, потом появились памятные многим "звёздные" трамваи - с прицепами и решётками. Ещё полсотни лет минуло, но, как и прежде, раньше всех просыпается и самым последним уходит спать этот неутомимый трудяга. Мытищинские, сормовские, путиловские, коломенские, рижские, чешские, усть-катавские - каких только трамваев не было, но... Но нет давно кольца у "Детского мира", многое ушло навсегда за эти годы, а всё так же ползёт мой старенький, мой милый уфимский трамвай. Следующая остановка - … "Оперный театр".
Анатолий Черкалихин |
|
|