...«Вообрази: я здесь одна! Никто меня не понимает, и молча гибнуть я должна…». Эти слова Татьяны Лариной доходят до самого сердца, и мы не можем не сопереживать ей - такой прекрасной, глубоко чувствующей и юной, не случайно она - идеал великого Пушкина и гениального Чайковского.
«Евгений Онегин» - одна из самых ожидаемых премьер нынешнего театрального сезона, вызвавшая ажиотаж. Успех был определен изначально - во-первых, классика, во-вторых, проект осуществил талантливый и тонко чувствующий музыку творческий коллектив. Режиссер Ляйсан Сафаргулова, несмотря на молодость, имеет в своем творческом «багаже» блистательную победу в международном конкурсе «НаноОпера».
Казалось бы, что нового может быть в хрестоматийном произведении? Однако, по мнению многих критиков, побывавших на премьере, эта версия - одна из самых ярких. В ней есть неординарные художественные решения, смелые, даже дерзкие, с интересными «говорящими» деталями, что делает постановку свежей и интригующей.
- Это моя первая крупная режиссерская работа, - говорит Ляйсан, - За два года работы сроднилась с ней. В своем замысле мы не стремились кого-то удивить, а шли от музыки Чайковского - она вдохновляла нас. И для нас опера - прежде всего история Татьяны, ее переживания. Границы событий по ходу действия немного смещаются от времени Пушкина ко времени Чайковского, в чем тоже есть определенный смысл развития образов.
…По словам режиссера, опера классическая, и постановочная группа постаралась таковой ее и оставить. Из вольностей, которые позволили, - образ старшей Лариной (матери сестер Татьяны и Ольги). Она здесь не тетушка, а женщина в расцвете лет - ведь и в романе ей не больше сорока. Есть и любовная линия - она и Трике, учитель танцев и музыки. Француз - лощеный и дерзкий, его играют молодые артисты Айдар Хайруллин и Алим Каюмов, а старшую Ларину - Катерина Лейше и Любовь Буторина.
Интересная находка - образ лакеев, помогающих выстроить линию воспоминаний Татьяны. Они вдруг молниеносно преображают мизансцену по ходу действия: переставляют бокалы, меняют веера - и зритель переносится в картину юности Татьяны. Еще одна особенность - в опере сохранили экосез - танцевальный номер, который обычно исключают из классических постановок. Однако композитор его прописал, значит, в этом есть определенная логика, и его включили - это один из ярких моментов, органично вошедших в оперу, со своим смыслом, говорящий почти на языке Сатира. Постановка идет три часа и без купюр, что тоже одно из ее достоинств.
Жизнь в поместье, встреча с Онегиным, холодный и роскошный Петербург… Перед нами предстает вся картина русской жизни начала XIX века: балы, обеды, дамы в кринолинах, тяжелые хрустальные люстры, фраки, цилиндры, сверкающие паркеты, свечи, надушенные письма…
Встречают, как известно, по одежке. И первое, что поражает, - роскошь и великолепие нарядов. Сотни эскизов, бесконечный поиск и точное образное решение художника. Иван Складчиков сделал все как всегда блестяще и ни на кого не похоже. Поистине уникальная работа в самом лучшем понимании - высокая мода эпохи императора Александра I: графика мундиров, нежность кружев, шорох шелка… Костюмы, а их около трехсот - и столько же пар обуви, изготовлены индивидуально. Все персонажи от главных героев до сельских девиц в русских сарафанах с подоткнутыми рубахами, будто сошли с полотен художников позапрошлого века. Образ Татьяны решен с особой любовью - от тоненькой мечтательной девушки в батистовой сорочке до ослепительной в своем блеске княгини. А Онегин? Вот уж, действительно, «как денди лондонский одет»!
- Первоначально меня вдохновило красное платье младшей Лариной. Это такой эмоциональный посыл, точка отсчета. С него и начал, - рассказывает Складчиков о своей работе. - Лишь затем родились сотни остальных образов. Целая эпоха - корсеты, турнюры, фраки. Одежда диктует поведение, манеры.
…Другая эпоха. Да, вот и критики отмечают, что в нашем «Евгении Онегине» разлит воздух «Вишневого сада» и сами герои с их «души прекрасными порывами» порой близки к чеховским персонажам. Это еще одна находка. Да, мы все знаем, что произойдет: письмо Татьяны, ссора друзей, дуэль, встреча на петербургском балу. Но и тут нам подготовили особое блюдо. Мы, слушая и сопереживая, наслаждаясь атмосферой знаменитого произведения, начинаем свежим взглядом следить за развитием отношений героев. И нас удивит их новый тонкий и глубокий психологический портрет. Да, он порой смело отредактирован по сравнению с литературными образами, но в нем все естественно и живо, в поступках есть своя логика. И мы, возможно, зададимся вопросом, пусть и риторическим, - так отчего все так произошло и почему в общем-то умные, достойные люди не нашли своего счастья? Ни Онегин, ни Татьяна. Нам откроется совсем иной герой с заветными вензелями О. Е (забудьте школьные сочинения), и даже Ленский, и счастливый супруг Татьяны Гремин. Мы видим, что «милому идеалу» в общем-то некого любить, вокруг роскошь, но это лишь позолота, а внутренний «луч солнца» мы наблюдаем только в ее душе… Нашему воображению помогает световое решение (художник по свету Ирина Вторникова), искусно передавая эмоциональные нюансы, что-то досказывая, акцентируя внимание…
Безусловно, опера - сложный проект со многими составляющими: музыка, свет, костюмы, декорации. Театралы оценили точно выверенную работу приглашенного хореографа Рамуне Ходоркайте, которая успешно работает со многими известными режиссерами и со всеми спектаклями Андрея Кончаловского в Италии. На высоте был хор, который жил, пел, дышал, танцевал, создавая неповторимую атмосферу постановки. Хормейстер Александр Алексеев поставил перед своим коллективом труднейшую творческую задачу, которая с блеском выполнена на высоком уровне. Браво! Музыка, которая захватила нас в плен от увертюры до финала - заслуга дирижера Азата Шахмухаметова и прославленного оркестра. И все же главное в опере - великолепные голоса наших солистов. Все эмоциональные нюансы читались в них - от грусти и тоски до беззаботного веселья, от безудержной страсти до отчаяния. Все передано ими в естественном движении, будто перед нами не сцена, а портал в иной мир. Назовем солистов, воплотивших персонажей оперы: это блистательные Назгуль Ибрагимова, Екатерина Куликова, Татьяна Никанорова, Ильгам Валиев, Рим Рахимов, Владимир Орфеев…
Среди самых именитых исполнителей - художественный руководитель Башоперы Аскар Абдразаков в образе Гремина. Он блистал в этом образе на многих сценах, в том числе в Мариинском театре. И в нашей опере это одна из лучших партий. Титульные роли исполнили Ян Лейше (Евгений Онегин) и Галина Чеплакова (Татьяна Ларина), но, вообще, на каждую партию заявлено несколько исполнителей. Онегина будут исполнять также Айтуган Вальмухаметов и Салават Киекбаев, партию Лариной - Олеся Мезенцева и Эльвина Ахметханова.
Театр можно поздравить с успехом, и мы с нетерпением будем ожидать новой встречи с «Евгением Онегиным», которая состоится уже в новом сезоне - в сентябре.