РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Покорить свои Воробьевы горы
Гуллярия Ялчикаева, возглавившая гуманитарный блок в команде Сергея Грекова, - человек в высоких кабинетах известный. Она успела поработать в администрации президента РБ, правительстве республики, оргкомитете международных саммитов ШОС и БРИКС. А привлечение в республику 100 миллионов федеральных рублей на создание Центра опережающего развития создало ей репутацию человека, способного реализовать проекты любой сложности.
- Мне всегда было интересно, как становятся чиновниками. Первое ваше образование - филологическое. Вы мечтали стать педагогом? - Родители всегда говорили, что есть две основополагающие профессии - учитель и врач. Поэтому я должна пойти в доктора, а сестра - в педагоги. В школе углубленно изучала химию, физику, биологию - то есть целенаправленно готовилась к поступлению в медицинский. И вдруг в 11 классе поняла, что не хочу. Стала рассуждать: люблю читать, занималась в фольклорном ансамбле… Так и выбрала филфак БашГУ. Свою роль сыграло и то, что у меня были хорошие учителя. Любовь к предмету ведь во многом определяется уважением к педагогу, его личности. До 8 класса я училась в Кумертау. Мне нравилась математика, потому что ее преподавала Надежда Степановна, еще любила русский язык, историю и культуру Башкортостана. Когда в результате отбора попала в республиканскую башкирскую гимназию-интернат имени Рами Гарипова, то здесь мне тоже повезло с учителями. Но самое большое влияние на меня оказала Фаузия Киямовна Кульшарипова. Она была не просто профессионалом, а человеком широких взглядов, разрешавшим нам быть свободными. Теперь в полной мере осознаю, какое значение это имеет для становления личности. Строгая, но очень справедливая, никогда не ущемляла наше достоинство. Когда я спустя время вернулась в родную гимназию пионервожатой, она осторожно заметила: может ты зря пришла, оглянись вокруг - есть другие горизонты. И я задумалась.
- У вас три высших и одно средне-специальное образование. Когда вы успевали учиться и делать карьеру? - Уже после 1 курса филфака перешла на заочное. Наверное, сыграло свою роль то, что рано уехала из дома и быстро повзрослела. Было внутреннее осознание, что за проведенные пять лет в Уфе я окончила учебное заведение. Убеждена: человек должен постоянно развиваться. Тем более что сегодня открылись возможности дистанционного обучения. Тогда, в середине 1990-х, онлайн-обучения не было, только переподготовки, и все платные. Поэтому все, что зарабатывала, тратила на учебу. В колледже статистики, информатики и вычислительной техники проработала 8 лет. Мне нравилось постоянно учиться. Когда преподаватели МГУ первый раз в Уфе набирали курс, я, не задумываясь, поступила. Учились очно, а вот защита диплома проходила дистанционно - по скайпу. В это время параллельно окончила колледж. Позже, когда работала заместителем министра, - уже во взрослой жизни - получила специальность коуча в РУДН.
- После колледжа вас пригласили в Комитет по молодежной политике - в центр по трудовой занятости молодежи. Потом вы перешли в администрацию президента. И вдруг... ШОС и БРИКС? - Это действительно был огромный опыт. Некий тренинг, когда тебе дают поручение: связаться с федеральным министерством на самом высоком уровне, и ты «привозишь» в республику финансирование и гордишься, что не потратила ни копейки из бюджета республики. Это были уникальный шанс и школа, которые потом сыграли свою роль.
- Вы привыкли доводить дело до конца. Синдром отличницы? - К сожалению, он иногда мешает в жизни. В определенное время начала осознанно бороться с перфекционизмом.
- В министерстве образования, где вы проработали три года, перед вами поставили непростую задачу модернизации профессионального образования. Многие тогда не верили в успех предприятия. Вы успешно справились, добившись, чтобы республика вошла в федеральную повестку. Как вам это удалось? - Нашими предшественниками была создана хорошая база - самая большая сеть колледжей в России. Но она требовала обновления. С командой, в которую входили директора крупнейших профессиональных учебных заведений, мы написали программу модернизации и презентовали ее на федеральном уровне. И наши труды даром не пропали: в 2017-м мы взяли два больших гранта. Для многих это стало настоящим шоком. Оказывается, у федералов можно брать деньги! На следующий год мы вновь получили их, а в 2019-м написали программу на более 100 миллионов рублей. Мало получить финансы, необходимо грамотно их потратить. На хорошие лаборатории, ремонт общежитий, создание центров компетенции. Все это в конечном итоге преследовало одну цель, чтобы студенты полюбили свое учебное заведение и будущую профессию. Продвинулись и в профессиональном движении WorldSkills. Сегодня в рейтинге Башкирия занимает 7 место, поднявшись с 13-го. А в конце августа Уфа примет финал российского чемпионата.
- Вроде бы можно и почивать на лаврах, но последовало предложение от главы администрации Уфы Сергея Грекова возглавить гуманитарный блок, и вы согласились. Почему? Ведь, если принять во внимание табель о рангах, это не повышение? - Достигнутого на прежней должности задела хватило бы лет на пять, но, чтобы идти вперед, надо выходить из зоны комфорта. Мне интересно попробовать себя в совершенно другом направлении. В свое время, когда меня пригласили в оргкомитет ШОС и БРИКС, многие говорили: это же понижение. Но я считала и сейчас так думаю, что опыт важнее. Можно работать на самых высоких должностях и не получить его.
- Гуллярия Рафкатовна, вы так или иначе имели представление о столичном образовании, работая в министерстве... - Да, приходилось взаимодействовать с муниципалитетом, но миллионный город - совершенно отдельный опыт. В том, что я, образно говоря, спустилась с небес на землю, есть большое преимущество. Работа в администрации главы республики, правительстве с большим объемом документации меня многому научила. Сейчас, читая любое постановление, понимаю, какой путь ему предстоит пройти, как его продвинуть, сколько времени уйдет на принятие решения в министерстве. Ты заранее просчитываешь и закладываешь все риски. Понимаешь, в каких федеральных программах можешь участвовать, уложиться в сроки, учитывая определенные условия. Для меня этот процесс прозрачен, а значит, я могу принести пользу мегаполису.
- Школа - консервативное учреждение по определению, и руководитель такой масштабной системы образования находится в сложном с точки зрения чиновника положении. Для того чтобы его запомнили, он должен совершить некую революцию. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы с одной стороны система работала стабильно, без потрясений, а с другой - шла в ногу со временем? - Я могу обозначить приоритеты. Главные задачи, которые стоят перед нами - безопасность и качество образования. Есть понимание, что сегодняшние дети другие, а значит, и работать с ними надо по-новому. С одной стороны, учитывать их интересы, но в то же время не уходить от системности. Школа - не разовое мероприятие, а выстроенная система с ФГОСами, программами и планами. Мы четко должны понимать, какой результат хотим получить. Нацпроект «Образование» направлен на вполне определенные вещи: создание условий для наших детей, а именно обновление материально-технической базы. Недостаточно оборудовать аудитории современной мебелью, надо создать новые лаборатории. Качество образования напрямую зависит от квалификации учителя. Так сложилось, что последние полтора года из-за пандемии на передовой оказались не только врачи, но и педагоги. Они в считанные дни должны были перестроиться, чтобы подготовиться к дистанционному обучению. Как преподнести свой предмет в формате онлайн так, чтобы дети усвоили материал? Может быть, впервые в истории новейшей школы родители поняли, насколько важен и сложен учительский труд. Мы заключили соглашение с БГПУ имени М. Акмуллы о сотрудничестве, специалисты которого будут в течение года проводить совместную работу с двумя школами и двумя детскими садами. О качестве образования мы будем непременно говорить на дискуссионных площадках августовского педсовета.
- Не кажется ли вам, что повышение качества образования увеличит отток наших выпускников в вузы Москвы и Санкт-Петербурга? Чем больше стобалльников подготовят уфимские учителя, тем меньше вероятность, что ребята останутся учиться у себя на родине… - Меня это нисколько не пугает. Как показывает многолетняя статистика, 24 процента выпускников так или иначе уезжают покорять свои Воробьевы горы. И так было всегда. Мой родной Кумертау, например, остается поставщиком студентов в вузы Санкт-Петербурга. Но давайте обратимся к фактам. В Уфе находятся 7 федеральных вузов плюс филиалы в других городах. И все 13 тысяч бюджетных мест заполняются, причем на конкурсной основе. А ведь есть еще и коммерческие группы. Поэтому я с вами не соглашусь. Мы должны, обязаны создать нашим детям достойные условия, дать хорошие знания. Все остальное зависит только от их старания и способностей.
- Как вы намерены привлекать на работу в школы молодежь? - Мы изучили вопрос, собрали сведения, сколько преподавателей нам нужно, провели совместно с педуниверситетом и управлением образования администрации города рабочее совещание. Выяснили, сколько ребят готовы пойти на целевое обучение. Это большая проблема, но она касается всей системы образования страны, а не только Уфы и республики. Мы будем ее решать - есть идея услышать мнение молодых педагогов. Сделать профессию престижной - процесс потихоньку идет на федеральном уровне. Уверена, что такая программа будет, и молодые люди станут учителями не по остаточному принципу, а потому что любят детей. Учитель и врач - все-таки призвание, миссия, если хотите. Я знаю, какой объем работы выполняют наши педагоги, и всегда буду на их стороне.
- Городу не хватает школ. Одно время говорили о строительстве больших комплексов. Как сделать, чтобы образовательное учреждение все-таки становилось не конвейером, а домом для учеников и учителей? - В строительстве общеобразовательных учреждений на 1-2 тысячи мест есть свой резон. Например, в таком быстро растущем микрорайоне, как Глумилино, школа на 300-400 мест проблемы не решит. Тем более что есть требование об учебе в одну смену. Я сторонник того, чтобы дети получали дополнительное образование в том месте, где учатся. Во вторую смену ребята могут заниматься в кружках, секциях. Есть идея, чтобы школы, где созданы все условия для получения дополнительного образования, посещали не только те, кто там учится, но и дошкольники, и выпускники. А чтобы учебное заведение стало домом… Думаю, от размеров здания сие не зависит. Если в школе создана комфортная среда, дети будут стремиться в ее стены.
- В городе немало детских садов и школ, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции. Где взять деньги? - Республика участвует в конкурсе на федеральное финансирование. Так, в школе №115 начнется реконструкция, они прошли конкурс. Деньги получили 23 субъекта из 80, в том числе и мы. К 2022 году мы получим обновленную школу. Сейчас идет утверждение проектно-сметной документации по 23-й. Один из самых больших образовательных центров №51 планируется открыть в следующем году. Детский сад в нем уже заработал. Есть ряд школ, где в результате обследования будет принято решение о капитальном ремонте или реконструкции. К новому учебному году было выделено финансирование на ремонт крыш, замену дверей и окон.
- Могли бы вы подвести итоги прошлого учебного года? - Он был непростым, но срывов учебного процесса, несмотря на пандемию, удалось избежать. Я благодарна учителям, что в этих условиях они сумели подготовить школьников к олимпиадам и ЕГЭ, где были показаны хорошие результаты. Мы сумели открыть пришкольные лагеря, и сегодня наши ребята отдыхают во вторую смену. Предстоит планомерная системная работа. Поэтому мы не собираемся что-то кардинально менять, стоит задача повысить качество обучения, но при этом не забывать о воспитании нашего подрастающего поколения. Самореализация, безопасность, конкурентноспособность - на это направлена наша работа. Хотим, чтобы нас узнавали, что обеспечит приток денег в республику и город из центра.
- Можете назвать самое трудное решение в вашей жизни? - Возможно, оно еще впереди. Не могу сказать, что переход на новую работу давался мне тяжело. Хотя я человек командный и считаю, что без коллектива достичь результата невозможно. Но моя основная деятельность - организатор. Для меня правильно создать зону комфорта, а затем покинуть ее, чтобы выйти на новый уровень, новые компетенции. Я ценю порядочность, справедливость и трудолюбие. Человек успешен, когда любит то, чем занимается.
Блиц-опрос
Книги, которые сформировали вас как личность? - Я всегда много читала. Не могу назвать какую-то одну-две книги, что оказали на меня большое влияние. Все зависело от того, что происходило в это время в моей жизни, какие ответы я искала. Когда училась в МГУ и РУДН, мы много работали через ситуации, что выводило на принятие решений.
Что для вас значит малая родина? - Родилась в Кумертау, но мое взросление проходило в Уфе. Она для меня и малая, и большая родина. Здесь я сформировалась как личность, здесь живу и с ней связываю свою дальнейшую жизнь.
- Чем занимаетесь в свободное время? В свободное время люблю путешествовать по республике, у нас самая красивая природа. В выходные стараюсь уезжать за город. Получаю заряд энергии от того, что просто нахожусь на берегу водоема или в лесу.
Светлана ЯНОВА |