РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Будущая столица дронов
Делегация Башкортостана во главе с руководителем республики Радием Хабировым посетила Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 в подмосковном Жуковском, где впервые был представлен объединенный стенд региона.
Конечно, в прошлые годы наши предприятия участвовали на МАКСе, но по отдельности. Организовать единую экспозицию помог республиканский Госкомитет по внешнеэкономическим связям и конгрессной деятельности. Участникам выставки за счёт федерального финансирования субсидировали 30 процентов от стоимости затрат. - Авиастроение в Башкортостане – не только ОДК-УМПО и КумАПП. В состав Госкорпорации Ростех входят восемь республиканских предприятий. Поэтому практически в каждом самолёте, представленном на авиасалоне МАКС-2021, есть деталь или узел, сделанные в регионе,– отметил Радий Хабиров. В нынешнем авиасалоне участвовали ОДК-УМПО, КумАПП, Уфимское приборостроительное производственное объединение, «Техпромсервис», «Двигатели для авиации», «Уфа Механика», региональное отделение Федерации космонавтики России и УГАТУ. За шесть дней работы салона посмотреть на полеты и авиационную технику пришли 135 тысяч зрителей. Чем на МАКСе удивляли экспертов башкирские предприятия? ПАО «ОДК-УМПО» изготовило детали и узлы для первого образца перспективного вертолетного двигателя ВК-1600В, представленного в экспозиции. По составу кооперации за ОДК-УМПО закреплен ряд сборочных единиц для «горячей части» двигателя ВК-1600: камера сгорания, свободная турбина, опора турбин, сопловой аппарат третьей ступени, аппарат закрутки и др. Работу над деталями и узлами нового высокотехнологичного изделия на предприятии ведут производственно-технологический центр по выпуску компонентов вертолетных двигателей и опытно-конструкторское бюро «Мотор». Еще один повод для гордости - выставочный образец двигателя ВК-650В, комплектующие для которого также выпускает ОДК-УМПО. Перспективный двигатель предназначен для эксплуатации в составе российских вертолётов лёгкого класса Ка-226Т, «Ансат», VRT500, а также зарубежных того же класса грузоподъемности. Его создают в широкой отраслевой кооперации. Так, ФГУП «ВИАМ» изготовило аддитивные заготовки сопловых аппаратов турбин, переходных каналов и других узлов. Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации, в том числе ОДК-УМПО, сделали детали и узлы из заготовок «ВИАМ». Сейчас уфимские моторостроители внедряют технологии сварки и пайки этих заготовок, чтобы в дальнейшем полностью освоить производство деталей двигателя. - Заложенные в его концепцию высокие параметры и соответствие экологическим характеристикам обеспечат конкурентоспособность на рынке, – отметил генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев. – Мы уже изготовили первый образец газогенератора, который успешно прошёл первый этап инженерных испытаний. В дальнейшем предстоит собрать опытные образцы двигателя для прохождения сертификационных испытаний. - Все новые проекты реализуем, широко используя возможности предприятий нашей корпорации, – сказал генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Так, ОДК-УМПО на 30-40 процентов участвует в комплектации новейших разработок, в том числе для самых массовых двигателей гражданской авиации. Но главная новость все же пришла от КумАПП. Презентация модернизированного Ка-32А11М стала одним из центральных событий первого дня авиасалона. Новый вертолет получил «стеклянную кабину» с системой бортового радиоэлектронного оборудования и более мощные двигатели, которые позволили улучшить лётные характеристики для работы в жарких и горных регионах. Грузоподъёмность вертолёта возросла примерно на 1600 кг. Технические решения, использованные в «стеклянной кабине», значительно облегчают работу экипажа с дополнительным навигационным, оптико-электронным и поисковым оборудованием, которое можно установить на вертолёте. Появилась и возможность работы в темное время суток с очками ночного видения. Новая система пожаротушения СП-32 представляет собой бак вместимостью 4 тонны, разделённый на четыре отсека. Благодаря запатентованной системе створок с цифровым управлением их можно открывать попарно или поочерёдно, а также регулировать углы их открытия, тем самым увеличивая время сброса воды. Система позволяет в автоматическом режиме набрать 4 тонны воды за 60 секунд, а также добавить в неё до 400 л пеноагента. Кроме того, СП-32 имеет электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать эту систему в зимних условиях при температуре до минус 20. - В наших планах – оформить европейский сертификат на вертолёт, выпускаемый в Башкортостане, чтобы расширить географию наших поставок в страны Евросоюза, – сказал генеральный директор АО «Вертолёты России» Андрей Богинский. – Считаем, что многофункциональная машина Ка-32А11М будет востребована на международном рынке, поскольку отвечает всем предъявляемым пожарными службами требованиям. Новые заказы позволят загрузить кумертауское предприятие работой надолго. Один из вертолетов под литерой Ка-32А11BC Башкортостан получит для своих нужд уже в этом году. Подписи под договором о финансовой аренде машины поставили генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин и управляющий директор КумАПП Николай Фролов. Пока в республике будет один такой вертолёт. Сразу после подписания договора на предприятии приступят к его сборке. Такая машина нужна не только спасателям Башкортостана, но и может приходить на помощь соседним республикам и областям во время сильных лесных пожаров. - Наша первоочередная задача – продолжение модернизации Кумертауского авиационного производственного предприятия. Три года назад, когда КумАПП было не в лучшем состоянии, мы и представить не могли, что через несколько лет будем участвовать в таком известном авиасалоне, да ещё и со своими разработками. И за это мы благодарны Ростеху. Благодаря поддержке госкорпорации завод начал получать заказы, осваивать новые виды продукции, – сказал Радий Хабиров. – Мы планируем войти в федеральную программу по развитию гражданской авиации, в том числе вертолётостроения. Участие в разработке новых моделей вертолётов даст возможность загрузить кумертауское предприятие на десятки лет вперёд. Среди знаковых участников салона – УГАТУ. Университет представил поршневые авиационные двигатели, которые можно использовать в малой авиации и беспилотных летательных аппаратах. По словам проректора вуза по науке Рустэма Еникеева, сейчас для этих целей используют в основном двигатели зарубежного производства. – Мы хотим стать центром компетенций по производству беспилотников и заинтересованы в том, что предлагает Авиационный университет, – отметил руководитель республики. – У нас даже на стенде написано: «Уфа – будущая столица дронов». Ещё одна разработка вуза – электрическая силовая установка (ЭСУ) на аккумуляторных батареях для сверхлёгкого пилотируемого самолёта Сигма-4Э, совместный проект инженеров УГАТУ и Национального исследовательского центра «Институт имени Николая Жуковского».
Иван ЗАРОКОВ. |