РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Запутанные истории переселенцев Верниковских
Казалось бы, что может объединять уфимских Верниковских с носителями такой же фамилии в далекой Беларуси? Когда и в связи с какими событиями появились в Уфе первые представители этого старинного дворянского рода, уходящего корнями во времена Великого княжества Литовского? На все эти вопросы знает ответ белорусский исследователь-генеалог Елена Валерьевна Коровченко, автор книги «Игуменская шляхта в Сибири. Ссыльные за участие в восстании 1863 года».
В ходе своих исследований она нашла в архивах Беларуси, Литвы и России уникальные документы, связывающие события польского восстания 1863 года с появлением ссыльных шляхетских семей в удаленных уголках Российской империи, в Сибири, Башкирии. Речь идет о восстании на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к Российской империи. Главной целью его участников было восстановление исчезнувшей вдруг страны в границах 1772 года. Тогда в боях против регулярных войск погибли более 12 тысяч повстанцев, около 25 тысяч получили ранения или были взяты в плен. Особое внимание исследователя привлекли судьбы семейств околицы Сутин Игуменского уезда Минской губернии (ныне деревня Сутин Пуховичского района). В октябре 1864-го за помощь революционерам 22 «неблагонадежные» семьи, в том числе маленькие дети и престарелые, были высланы в Томскую губернию. В списках этих семейств указываются и Верниковские. Как ссыльные Верниковские оказались в Уфе? Чтобы разобраться в хитросплетениях их судеб и связать всех с маленьким застенком Сутин в Игуменском уезде Минской губернии, генеалогу понадобилось несколько лет кропотливой работы и поисков.
Три фигуры дворян Верниковских - Можно выделить три самые колоритные фигуры, отметившиеся в Приволжье, - рассказывает Елена Валерьевна. - Это Иван (Ян) Антонович Верниковский, польский языковед, преподаватель древней истории и географии в Казанском и Харьковском университетах, его племянник Иосиф Антонович, известный меценат, дворянин Уфимской губернии, домовладелец. Третья фигура - сын Иосифа Антоновича, общественный деятель Александр Иосифович Верниковский, член управы, городской голова. Изначально семейные предания уфимских Верниковских указывали на то, что шляхта была переселена в связи с польским восстанием 1830 года, но эта версия в итоге оказалась ошибочной. Архивные документы о судьбах высланных из Сутина подтверждали их участие в событиях более поздних - 1863-го и 1864 года и последующую ссылку в Томскую губернию. Поначалу факты и даты не стыковались, но шаг за шагом генеалог нашла ответы на все вопросы!
Филарет, преподаватель, друг Адама Мицкевича Итак, первая фигура - Иван Вернико вский (1800-1864). Окончил Мозырское уездное училище, учился в Виленском университете, где получил кандидатскую степень по этико-филологическому отделению, был принят в педагогический институт при университете. В студенческие годы горячий свободолюбивый дворянин вошел в тайное общество филаретов и филоматов (1820-1823), за что и был осужден. Примечательный момент: по приговору, подписанному императором Александром I, филареты были направлены в ссылку в Казань, а трое талантливых молодых людей приписывались к штату Казанского университета для обучения восточным языкам. Среди них был и Иван. В его послужном списке - Казанская гимназия, где молодой человек преподавал арабский и персидский языки, древнюю историю и географию, латинский и французский, преподавание в Казанском университете. А затем ссылка за антиправительственную пропаганду в Вятку, где служил в гимназии. Работал преподавателем, инспектором и директором Симбирской гимназии. Закончил службу в чине надворного советника. О нем в «Былом и думах» Александр Герцен упоминает как об ученом-ориенталисте (востоковеде), друге поэта Адама Мицкевича и востоковеда Юзефа Ковалевского: «Из Вятки Верниковский перешел в Симбирскую гимназию, где был последовательно и долго учителем латинского языка, инспектором и директором. Верниковский умел, сохраняя импонирующее значение по отношению как к ученикам, так и к учителям, быть постоянно в живом общении с ними и пользовался уважением в обществе. Он был разнообразно образованный человек, что видно уже из того, что он мог быть и ориенталистом, и учителем французского и немецкого языков, и даже преподавал в университете всеобщую историю».
Как дядюшка похлопотал за племянника - Во время работы над книгой мне не давал покоя вопрос: каким образом Иосиф Антонович Верниковский оказался в Сибири еще до восстания? - вспоминает свои поиски в архивах Елена Валерьевна. - Вся семья Иосифа во главе с отцом и братьями была сослана из Сутина после 1864-го, а к этому времени сам Иосиф уже почти десять лет был управляющим разных имений под Уфой и записан как дворянин Уфимской губернии. А объясняется все хлопотами Ивана Верниковского (к тому времени директора Симбирского училища) за своего племянника Иосифа. В 1854 году дядюшка позвал его на должность писца в училище. А уже позже связи Иосифа Верниковского позволили ему похлопотать о лучшей участи сосланных из Сутина родственников и соседей: в Уфу переехали Верниковские, Уминские и Татуры.
Упрямый управляющий и священники Любопытны документы, рассказывающие об уфимском периоде жизни Иосифа Верниковского. С одной стороны, он упоминается как известный в городе меценат, домовладелец. Благодаря ему в Уфе появилась польская каплица, построенная по проекту архитектора Вальмута на Ново-Ивановском кладбище. Иосиф Верниковский дает деньги на ее строительство, а через какое-то время сооружает рядом фамильный склеп. С другой стороны, это передовой, выражаясь современным языком, администратор сельскохозяйственных предприятий, сторонник технических новинок, харизматичная личность, отличающаяся отменным чувством юмора и особой находчивостью. Документы раскрывают любопытную историю противостояния его и местных православных священников. Одно время Иосиф Верниковский служил управляющим в селе Чиркове Самарской губернии Бугульминского уезда. В рапорте благочинного протоиерея Николая Федорова в Самарскую духовную консисторию за 1860 год сообщается, что «священно-церковно-служители села Чиркова… претерпевают разныя стеснения от Управляющего Верниковского. Он, в настоящую весну, отнял у СЦС-лей огородныя усадебныя места - часть из них засеял Господскими коноплями, а другую отдал дворовым его людям» (орфография и пунктуация сохранены). В связи с этим консистория обратилась к предводителю дворянства с просьбой покровительства и защиты священнослужителей от Верниковского.
Безнаказанный грешник или ошибка консистории На этом его противоборство с православной церковью не закончилось. В 1862 году в правлении Самарской духовной консистории заслушивается дело «О предании церковному покаянию» отставного коллежского регистратора, проживающего в селе Чиркове Бугульминского уезда Осипа Антоновича Верниковского «за неприятие мер предосторожности при работе крестьянином Родионовым на машине, вследствие чего он лишился жизни». Об этом сообщается в губернское правление. За гибель крестьянина решением Самарской уголовной палаты было предписано сделать строгий выговор «в присутствии Суда и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства». И здесь начинается самое остросюжетное. Иосиф Верниковский не отказывается от епитимьи, назначенного консисторией церковного покаяния на два года, от постов, поясных и земных поклонов, благотворительных дел, говения. Но ничего из перечисленного и не исполняет. Более того, постоянно меняет места службы и разыскивается епархиальным начальством. Уклониста в 1863 году находят в Белебеевском уезде, где он работает уже в должности управляющего имением господина Осокина. Местному священнику поручается наблюдать за выполнением церковного наказания. Но Верниковский снова меняет место службы и вновь разыскивается церковнослужителями. И тут наконец проясняется, что наказание не может быть исполнено в связи с римско-католическим вероисповеданием грешника. Еще через год священник Иоанн Грессоров ходатайствует о том, чтобы разыскать Верниковского и назначить ему епитимью «по правилам католицизма». И тут оказывается, что такую епитимью в Уфе накладывать некому. Здесь нет католических священников. Министерство внутренних дел Оренбургского губернского правления обращается в Могилевскую духовную римско-католическую консисторию о наложении епитимьи на отставного коллежского регистратора. Речь идет о предании его покаянию через проживающего в Оренбурге католического священника. Оренбург от Уфы далеко. Однако надзор за соблюдением епитимьи был практически невозможен. Похоже, что Иосиф Верниковский так и остался безнаказанным.
Житейские переплеты Попадал он и в другие житейские переплеты. К примеру, в газете «Русское слово» за 1 апреля (19 марта) 1908 года в разделе «Убийства, нападения, грабежи» сообщается, что ночью 17 марта в своей квартире ограблен несколькими «экспроприаторами» дворянин Верниковский. По версии издания, грабители унесли с собой 900 рублей, драгоценности, ранили хозяина кинжалом. В полицейских донесениях картина грабежа уточняется: 500 рублей похищены из ящика письменного стола, 300 из сундука, золотые карманные часы за 150 рублей. Потерпевший указал, что накануне к нему приходил с просьбой денег некий молодой человек от партии «анархистов-коммунистов». Непредусмотрительный хозяин ему отказал. А в июле 1913 года Верниковский получил анонимное письмо с требованием оставить 500 рублей на углу Пушкинской и Аксаковской. С угрозой в случае невыполнения - лишить жизни. Дознанием вскоре был установлен автор письма. Им оказался ученик частной гимназии пятнадцатилетний сын чиновника. Сохранился и документ о пожаре во флигеле собственного дома на Аксаковской, 26 дворянина Верниковского. От полученных ожогов в октябре 1916 года Иосиф Верниковский скончался в возрасте 91 года, оставив вдовой супругу Юлию Николаевну Пшестепмскую и двух сыновей, Александра и Генриха.
Городской голова Именно с Александром Верниковским связаны яркие страницы общественной жизни Уфы в начале ХХ века. Помещик, общественный деятель, член партии кадетов. Выпускник Казанского ветеринарного института работал ветврачом. В 1909-м был избран гласным (член собрания с решающим голосом в Российской империи) в городскую думу, заведовал в думе отделом по народному образованию. Разработал план всеобщего народного образования в городе, добился строительства ветлечебницы, предоставил свои средства на строительство Уфимской мужской гимназии. Член городской управы (1913), городской голова (1914-17), после февральских революционных событий оставался приближенным к власти. В марте 1917-го избирается председателем президиума комитета общественных организаций, созданного для контроля за деятельностью губернских учреждений Временного правительства. Председатель окружной комиссии по выборам в Учредительное собрание, мировой судья в Уфе и Бийске (1917-1919), работал в комиссариатах внутренних дел и здравоохранения. В июне 1920 г. командируется в Забайкалье на борьбу с чумой. В 1922-м назначается заместителем начальника ветеринарного управления Башнаркомзема. Верниковские состояли в родстве с известным большевиком Николаем Павловичем Брюхановым, но это не спасло семью от дальнейших революционных гонений. Они были вынуждены отступать вместе с белогвардейцами, Александра, Генриха и их двоюродных братьев и сестер, в свое время переселившихся из Томской губернии, разбросало по России и за границей.
Что можно еще добавить к истории уфимской ветви Верниковских? В окрестностях Уфы Верниковские основали три хутора: Доминиковка, Александровка и хутор Верниковских. Потомки этого разветвленного рода проживают и в самой Уфе. - Во время работы в архивах в метрических книгах я насчитала 71 младенца, родившегося у Верниковских в ссылке до 1870 года. Было бы замечательно, чтобы все потомки отозвались. И я смогла бы пополнить огромное генеалогическое древо польского дворянского рода, к которому тоже имею прямое отношение, - поделилась своей надеждой Елена Валерьевна. - Возможно, обнаруженные факты и сведения, семейные предания войдут в новую книгу о ссыльных поляках.
Галина ЧИРУК |