РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Тайны Мариинки
«Город был какой-то низенький, он точно сидел, а не стоял на земле. Со степи широкой волною налетал ветер, вздымая на улицах прозрачные облака черноватой, тёплой пыли…». Вы верите, что это написал человек, побывавший в городе на горе, т.е. Уфе? Я - нет. Так что вряд ли бывал в нашем городе автор романа «Жизнь Клима Самгина» Алексей Максимович Горький. Во всяком случае, точных сведений об этом нет. Вероятно, он просто «поместил» своего Самгина в то место, которое видел на… почтовых открытках.
Конечно, Горький - личность легендарная, но для чего же выдумывать то, чего не было? Впрочем, небылицы коснулись и памятника писателю, что уже много лет стоит перед 3-й гимназией. А «много» - это сколько, - спросите вы. Отвечу сразу: чуть больше 60 лет. Интернет-ссылки в массе утверждают несколько иное, но что с них взять - это ж источник не авторитетный. Тем не менее если мы захотим быстренько осветить историю создания памятника и назвать его авторов, то ничего не получится. Необходимо провести целое расследование. На сегодняшний день можно уверенно говорить лишь о том, что памятник перед школой был установлен в конце 1950-х. И, как в те годы водилось*, имелся образец, с которого он лепился. И, возможно, образцовым стало произведение не кого-нибудь, а самой Веры Мухиной (её памятник писателю в Горьком - Нижнем Новгороде установили в 1952-м, а вот проект появился ещё в 1939-м): сапоги, косоворотка, развевающиеся на ветру волосы. Разве что хламиду свою Горький уже снял и держит на плече левой рукой то ли её, то ли пиджак. Какую такую хламиду - спрашиваете? Ту самую, что Алексей Пешков «использовал» во время работы журналистом в Самаре в качестве псевдонима - Иегудиил Хламида: так называли в шутку любое пальто или плащ. Впрочем, и ветер в волосах уфимского Алексея Максимовича немного «притих». Точно так, как и в Туапсе (памятник установлен в 1953 году): правда, здесь, на берегу моря, Горький почему-то засунул руку в карман. То же самое он «проделал» и в Краснодаре. Ну как тут не задуматься о дальновидности неизвестного скульптора, который предвидел, что уфимские выпускники чуть ли не каждый год будут выбивать у писателя его клюку - традиция, мол, такая (время «перестройки», однако, с её всесокрушающим лозунгом: «что не запрещено, то разрешено»). Лишь лет десять назад трость укрепили надёжно и её теперь не так просто выбить. Если верить многочисленным, но попросту копирующим друг друга, а потому крайне ненадёжным источникам, памятник А.М. Горькому перед зданием школы № 3 был установлен в 1937 г. В 1938-м школа действительно получила имя писателя, но когда перед ней появился памятник, пока документально не установлено. Во всяком случае, на фотографиях начала и даже середины 50-х гг. прошлого века его ещё нет. Когда в 1960 г. школа отмечала столетие со дня основания**, состоялось торжественное собрание выпускников. Для его участников были отпечатаны пригласительные билеты с фотографией школы, на которой легко увидеть памятник автору романа «Жизнь Клима Самгина».
*** Если уж речь зашла о 3-й гимназии, то стоит опровергнуть и ещё одно укоренившееся заблуждение. Стоящие в 300 метрах друг от друга здания Театра оперы и балета и 3-й гимназии (бывшей Мариинской) в нашем сознании всегда были ключевыми в облике дореволюционной Уфы. Неспроста, должно быть, авторство их проектов обычно приписывают одному архитектору - П.П. Рудавскому. Здание театра, вне всякого сомнения, проектировал Павел Павлович, свидетельством тому является и его хорошо читаемая подпись на чертежах, и подтверждающие этот факт печатные источники. Сложнее с Мариинкой. Интернет, правда, даёт едва ли не тысячи ссылок на сочетание «архитектор Мариинской гимназии в Уфе Рудавский». Но, как многие уже догадываются, это вовсе не означает, что так оно и было на самом деле. Как и когда выдвинули предположение (документов-то нет!) об авторстве Рудавского, пока не ясно, но оно быстро превратилось в «почти правду». Любопытно, что в его поддержку можно указать на тот факт, что купола обоих зданий - явные близнецы, они практически повторяют друг друга. Но вот других подтверждений в пользу Павла Павловича, как выяснилось, нет. Если начнём разбираться, то узнаем, что П.П. Рудавский (1859 - 1919?) появился в нашем городе только в 1906 году. К тому времени девчонки-гимназистки целых восемь лет учились в новом здании Мариинки (проект его был готов и вовсе в 1894-м), а у нового начальника Уфимской губернии А.С. Ключарёва уже начинал рождаться замысел о возведении Аксаковского народного дома. После окончания петербургского Института гражданских инженеров П.П. Рудавский работал в Чердынском уездном земстве Пермской губернии, а в 1891-м оказался в Архангельске. И если Пермская губерния административно ещё как-то была связана с Уфимской (обе они с 1874 г. входили в состав Оренбургского учебного округа), то Архангельск… - сами понимаете. И как он мог спроектировать то, о чём не мог иметь ни малейшего понятия? Тем более что существует завизированный аж самим Николаем Христофоровичем Логвиновым (в 1894 - 1896 гг. уфимским губернатором) проект здания Мариинки, о существовании которого знают ВСЕ исследователи истории женской гимназии, но почему-то одна лишь С.Ю. Семёнова обратила внимание на подпись человека, собственно и представившего этот чертёж на утверждение. Но для начала озвучим весь список действующих лиц по состоянию на конец 1894 г. Итак, в строительном отделении губернского правления тогда работали следующие господа: статский советник С.В. Мяновский - губернский инженер, статский советник К.А. Введенский - губернский архитектор, коллежский асессор М.Д. Скловский - младший архитектор. А делопроизводителем строительного отделения до 1898 г. был коллежский асессор В.К. Попов. Теперь взгляните на подписи, имеющиеся на чертеже: Мяновский, Попов, Скловский, - узнаёте? Только с губернским инженером вышла заминка, его подпись пока не распознана, т.к. в 1893 г. эту должность занимал А.В. Перниц, а К.А. Введенский стал губернским архитектором ближе к концу 1894 года. Итак, «проект составил архитектор Скловский». Знакомьтесь: младший архитектор строительного отдела Михаил Данилович Скловский - классный художник. Только не подумайте, что слово «классный» 125 лет назад запросто ставили вместо «очень хороший». Дело в том, что особо одарённые выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с золотой или большой серебряной медалью получали классный чин из табели о рангах, в то время как остальные выпускники становились неклассными (свободными) художниками, т.е. без чина. Похоже, происхождение жаргонного словечка «классный» связано, в том числе, и с этим фактом. С 1870 г. М.Д. Скловский учился в Академии художеств, в 1878-м получил звание классного художника 2-й степени. До мая 1892-го работал в Калуге, затем МВД перевело его в Уфу на должность младшего архитектора строительного отдела губернского правления. В 1906 - 1917 гг. Скловский - уфимский губернский архитектор (по сути, главный архитектор губернии). Как раз в 1906-м Скловский получил чин коллежского советника, а вместе с ним - новые петлицы (погончики). Именно по этому признаку (петлицы с двумя просветами и без звёзд, но с эмблемой) его легко «вычислить» на сделанной в 1909 г. общей фотографии Аксаковского комитета (в том году других чиновников с таким званием в его составе не было). Интересно, что в 1906 г. губернским инженером строительного отдела стал работать П.П. Рудавский, которому через три года по каким-то причинам губернатор поручил проектирование своего детища. Возможно, 60-летний (или близко к этому) Скловский, приняв предложение Ключарёва за авантюру, просто вежливо отказался. Тем не менее в дальнейшем Михаил Данилович принял самое активное участие в работе над проектом, ведь он не только трудился под началом Рудавского, но и состоял в строительной комиссии, организованной как раз для целей возведения Аксаковского народного дома.
* Например, скульптура Ленина в одноимённом сквере в Уфе повторяла ту, что в 1938-м была установлена на Советской (Тверской) площади в Москве, а фигура Сталина в уфимском сквере его же имени была уменьшенной копией огромного памятника вождю на ВСНХ в Москве и аналогичного перед Третьяковской галереей. Все три - произведения С.Д. Меркурова.
** Стало быть, в декабре нынешнего года ей исполнится уже 160!
Анатолий ЧЕЧУХА |