РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Артист всегда должен задавать себе вопрос:для чего ты на сцене?
Знаменитый оперный бас, народный артист РБ, солист Мариинского театра, советник по культуре и искусству врио главы республики Аскар Абдразаков отметил 50-летний юбилей. Заслуги певца отмечены орденом Салавата Юлаева. Его можно назвать неофициальным послом республики во многих странах, ведь благодаря ему Уфа становится все более узнаваемой в мире.
- Аскар Амирович, 50 лет для мужчины - возраст расцвета, как вы относитесь к этой дате и что считаете своим главным достижением? - Для меня это данность, не более. Итоги подводить рано, еще много не сделано, не спето. Тот потенциал, который образовался благодаря моему педагогу - профессору Муртазиной, еще не до конца реализован. Нет ни одного спектакля, после которого я не получал бы от нее замечания и ценные советы. И это для меня важно - всегда есть в чем совершенствоваться. Хочется открыть новую палитру не только в оперных ариях, но и в мюзиклах, попробовать себя в этом жанре, где другая окраска, другое отношение. Существует масса красивой музыки, в которой можно себя проявить, но при этом не потеряв классическую канву. Что касается достижений, то я об этом как-то не задумывался. Работаю на благо родного края, и для меня это очень важно.
- В последнее время мы все чаще имеем удовольствие видеть вас в Уфе: концерт к 100-летию республики, «Аттила», «Фауст» и, конечно, «Дон Жуан». Кстати, как вам такое прочтение Моцарта? - Во-первых, приятно петь на родине: на сцене родного театра всегда испытываю особое волнение. Для меня постановка хороша тем, что это молодой задорный спектакль. Такой взгляд на старую оперу имеет место быть, так воспринимает его сегодняшнее поколение. Чисто режиссерская трактовка с оглядкой на наше время. Артисты приняли проект, это свежо, интересно, Филипп Разенков - молодой, но уже опытный режиссер. Мне было приятно «похулиганить» в его постановке. Мой Лепорелло - своеобразный проводник между Дон Жуаном и остальными персонажами, который спасает и защищает своего господина, в нем, на мой вгляд, сочетается определенная интеллигентность и элемент корысти. По крайней мере, это мое представление о герое.
- В СМИ появилась информация, что вы планируете открыть при концертном зале «Башкортостан» школу для талантливых детей… Насколько это соответствует действительности? - Сразу хотел бы уточнить, что речь идет не об открытии школы, а о некоем проекте, своеобразной платформе по выявлению и поддержке талантов. Согласитесь, очень важно вовремя заметить и поддержать юное дарование, дать ему возможность раскрыться, проявить себя. Продолжая тему поддержки талантливой молодежи, хочу подчеркнуть особую важность целевой подготовки специалистов по редким и востребованным специальностям в ведущих творческих вузах страны. Я думаю, нужно активизировать эту работу, тем более у нас есть определенный опыт по сотрудничеству и с московскими, и питерскими учебными заведениями. Очень интересной мне представляется тема по выстраиванию взаимоотношений с негосударственными творческими объединениями, коллективами. Наряду с нашими профессиональными театрами и филармониями они ведут активную творческую деятельность, создавая единое культурное пространство республики. Пока у нас идет накопление определенной информации, хочется задействовать не только Уфу, но и всю республику. Для этого необходимо познакомиться с отдаленными от столицы районами, чтобы потом, возможно, объединить все в единый проект.
- С какими вопросами и проблемами к вам обращаются как к советнику по культуре? - С абсолютно разными: жилье, кадры, взаимоотношения в коллективах, получение званий, проведение различных фестивалей, конкурсов. Хотелось бы подчеркнуть, что я ни в коем случае не планирую, да и не могу заменить функции Министерства культуры. Думаю, моя задача - совместными усилиями найти наиболее приемлемые варианты для решения тех или иных проблем и, прежде всего, внесение предложений по перспективам развития культуры и искусства в республике, ее позиционирование в российском и мировом пространстве. Радует, когда люди приходят с интересными, неординарными предложениями. Одни из них требуют немалых финансовых затрат, другие - внимания и определенных организационных усилий. И все они требуют, прежде всего, ответственного к ним отношения. Ведь, согласитесь, порой даже в самом фантастическом предложении можно найти рациональное зерно, а в самом незначительном - увидеть перспективу.
- Не могу в этой связи не спросить о музыкальных школах. Они во многом формируют культурную среду. Но если сравнивать, например, с Казанью, то у нас их на порядок меньше. - Если касаться статистики, то по их количеству мы многие годы традиционно находились примерно на среднероссийском уровне, однако, в связи с изменением системы подсчета охвата эстетическим воспитанием, наши показатели несколько снизились. Но даже и без статистики ясно, что музыкальные школы как центры художественного и начального профессионального образования имеют колоссальное значение в формировании личности. Нам важны не только талантливые исполнители, но нужен талантливый слушатель, зритель, который любит и понимает искусство, который способен будет мыслить образно, ярко, неординарно. В ходе реализации наших проектов мы обязательно обратим внимание на это. Все, к сожалению, пока упирается в финансы.
- Уфа все чаще становится площадкой для проведения грандиозных фестивалей, особо надо отметить «Сердце Евразии» и уже ставшую традиционной в ее рамках «Симфоночь». - Все это работает не только на имидж города, но и воспитывает публику. Радует, что у нас живут люди, любящие настоящее искусство. И мы на этом не останавливаемся. В конце августа в рамках Международного кинофестиваля «Серебряный Акбузат» планируем еще одну «Симфоночь», где прозвучит музыка из известных кинофильмов. Будем привозить в республику все лучшее.
- Человеку свойственно жалеть об утраченных возможностях. Если бы вы могли обратиться к себе 25-летнему, о чем предупредили бы на заре карьеры, изменили бы что-нибудь? - Кардинально ничего. Может быть, что-то подкорректировал. И не потому, что я такой благополучный. Наша судьба написана Всевышним. Самое главное в моей жизни - родители, брат, родственники, живущие здесь и в соседней республике. Важна преемственность. Учился у замечательной Миляуши Галеевны, общался с Загиром Исмагиловым, у меня прекрасная жена Наталья, старшие дочери Ирэна и Марианна, младшая Аида.
- Есть ли вас в семье традиции? - Мы всегда вместе ужинаем, обговариваем за столом важные вопросы. Эти минуты общения очень важны, даже помолчать вместе и то приятно.
- Что вам готовит жена, освоила ли какие-нибудь башкирские блюда? - Она замечательно готовит, но прошу ее не печь зур-белеш - певцу надо быть в хорошей форме. Но от конины отказаться не могу.
- Если какие-то вещи, которым вы хотели бы научиться, попробовать? - Учиться надо всегда. Любой опыт - багаж, который пригодится. А попробовать? Вот еще на вертолете не летал…
- Есть ли в Уфе особенно любимые вами уголки? - Там, где теперь площадка перед Конгресс-холлом «Торатау», было поле, где мы бегали детьми. Спускались по крутому склону вместе с отцом, в жаркую погоду окунались в Агидель. А потом бодрые и веселые возвращались домой: папа шел на работу, а я - в школу. Эти воспоминания до сих пор греют душу. Люблю сквер возле музея Аксакова. И, вообще, город с каждым годом хорошеет, становится интереснее. Недавно наши друзья из Японии удивлялись: как у вас чисто и красиво. В этом, несомненно, огромная заслуга руководителя нашей республики Радия Фаритовича и мэра Уфы Ульфата Мансуровича.
- Мы всегда рады видеть своего земляка. А как вам уфимская публика, отличается чем-нибудь, например, от петербургской? - Когда поешь хорошо, делаешь свое дело профессионально, от души, то зритель «говорит» все аплодисментами. Артист всегда должен задавать себе вопрос: для чего ты на сцене? Хочешь прославиться, стать знаменитым? Прежде всего он должен донести до зрителя образ, что не всегда получается. И у меня были взлеты и падения, путь артиста не усыпан розами. Чтобы оставить свой след в искусстве, надо много работать над собой, читать, ходить в музеи, на выставки, словом, расширять кругозор. Уфимская публика мне, конечно, роднее, душевнее, она всегда поддержит.
Светлана ЯНОВА |