РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Самое ценное – жизнь, но мы об этом забываем
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут несколько тысяч человек. Дороги не щадят ни взрослых, ни детей, ни богатых, ни бедных, ни мужчин, ни женщин, безжалостно обрывая жизни в наказание за самонадеянность и неосторожность. Причин, приводящих к трагическим последствиям, много. Среди них главная – человеческий фактор. О том, можно ли обуздать его и что вообще нужно предпринять для того, чтобы уменьшить страшную статистику, рассказывает депутат Государственной Думы, координатор проекта «Единой России» «Безопасные дороги» Зариф Байгускаров.
- Зариф Закирович, чем вас заинтересовал этот проект? - Он существует с 2007 года, его координатором по нашей республике я стал два года назад. Задачи перед нами стоят довольно сложные, ведь понятие безопасности включает в себя не только состояние проезжей части, инфраструктуру, но и взаимоотношения между участниками дорожного движения, а также усовершенствование законодательства в данной сфере. Наша цель – минимизировать транспортные происшествия и, как следствие, уменьшить смертность и травматизм. В 2018 году ДТП унесли жизни более 16 тысяч россиян. А еще 160-170 тысяч человек получили травмы различной степени тяжести. Для сравнения: в дорожно-транспортных происшествиях наших сограждан ежегодно погибает больше, чем за 10 лет войны в Афганистане (15 тысяч человек). И все это - здоровые, трудоспособные люди, которые могли бы принести немалую пользу нашему обществу, да и просто еще долго жить. Неутешительна статистика и по нашей республике: погибли 549 человек, 5,5 тысячи получили увечья. Таким образом, в дорожно-транспортных происшествиях Башкирия за последние пять лет потеряла 3142 человека, а это население целого поселка. Дети теряют родителей, родители - детей. В прошлом году в России в ДТП погибли 550 несовершеннолетних, в республике - 21 ребенок. Мы проанализировали ситуацию. Конечно, причины трагедий разные: подводят погодные условия, плохие дороги, элементарная неосторожность водителей, играет роль и недостаточно качественное обучение в автошколах, а если речь заходит о пешеходах-детях, то и незнание простых правил дорожного движения.
- Поэтому вот уже два года вы реализуете идею строительства автогородков в республике? - К сожалению, по детскому дорожному травматизму в сравнении с другими наш регион выглядит не лучшим образом. Все-таки мало мы уделяем внимания обучению ребят правилам дорожной безопасности. Этого недостаточно в детских садах и школах, да и сами родители зачастую подают плохой пример, перебегая вместе с ребенком улицу в неположенном месте. А когда он подрастет и пойдет в школу один - тоже побежит на красный свет. У детей должна быть возможность обучаться правилам дорожного движения в условиях, максимально приближенных к реальным. Именно с этой целью мы занялись строительством автомобильных городков в детских садах и школах. Они представляют собой сеть улиц с пешеходными переходами, светофорами, которые работают как настоящие, дорожными знаками, автомашинами. Одни ребята играют роль водителей, другие - пешеходов. Так, на конкретных примерах малыши постигают азы безопасности. Такие автогородки и кабинеты с интерактивной доской для обучения в зимнее время оборудованы в детском саду №40 в Салавате, в гимназии №1 имени Н.Т. Антошкина в Кумертау за счет средств, которые выделяются мне как депутату для исполнения наказов избирателей. Я не раз посещал их, наблюдал за тем, как проходят уроки, и радовался тому, как довольны и дети, и родители. Ребятам не только комфортно изучать правила дорожного движения, а самое главное - интересно. В этом году автогородки появятся в Мелеузе, Куюргазинском районе. Также в рамках проекта «Комфортная городская среда», который предусматривает выделение средств из федерального бюджета в регионы на благоустройство общественных территорий, мы задумали охватить ими все города и районы Башкирии. Сейчас идет работа над дизайн-проектами, благодаря которым автогородки станут не только украшением местных парков, но и их полезной составляющей. А самое главное, будут доступными для всех детей. Мы провели большую подготовительную работу с Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, с координатором проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия» по стране, с ГИБДД. В этом году идею удастся реализовать в 4-5 районах республики, в том числе в Уфе в затонском парке «Волна». Сейчас веду переговоры с бизнес-сообществом, чтобы построить автогородок в парке имени Якутова. Кстати, он там был когда-то, но его почему-то снесли. Также самый большой в стране обучающий комплекс появится в Сибае, в парке имени Мажита Гафури. В этом нам помогают предприниматели Андрей Иванович Назаров и его сын Денис. Работать, конечно, необходимо не только с детьми, но и со взрослыми. Так родилась идея флешмоба «Водитель, помни, что твой ребенок тоже пешеход». Мы провели его в Октябрьском, Стерлитамаке, Кумертау, Сибае и ряде других городов. Среди участников не только дети, их родители, работники ГИБДД, и что немаловажно – курсанты автомобильных школ. На мероприятиях обязательно раздаем светоотражающие фликеры. С ними ребенка в темноте видно за 120 метров, а без него - не более 10 метров. Большое внимание уделяем пешеходным переходам возле школ и детских садов. Бывает, что до образовательного учреждения просто опасно добираться, так как нет светофора, необходимого знака или в час пик водители не уступают маленьким пешеходам дорогу. В частности, поступила информация о проблемном переходе на улице Амантая у лицея №160. Мое мнение - возведение школ и детских садов должно быть в связке с инфраструктурой. Разве можно строить и не думать о том, как ребенок будет переходить дорогу? Нельзя принимать объект, если он не соответствует требованиям дорожной безопасности. Такой пункт должен быть отдельно прописан в договоре с застройщиком. Возможно, он будет ответственностью подрядчика, а может быть, ляжет на плечи местной администрации. Но взаимодействие по данному вопросу необходимо, однако пока хромает. Еще одна наша законодательная инициатива - запретить высадку из маршрутных автобусов, если ребенок по какой-то причине не может оплатить проезд. Были случаи, когда детей высаживали вечером в поле, в безлюдном месте. Что он в таком случае должен делать? Это ли не оставление в ситуации, напрямую угрожающей его жизни и здоровью? Что бы ни случилось, их обязательно необходимо довозить до места назначения. Если возникла проблема, обращайтесь в инспекцию по делам несовершеннолетних, связывайтесь с родителями, но не оставляйте маленького беззащитного человека где придется. Впрочем, такие же действия недопустимы в отношении пожилых людей и даже пассажиров, показавшихся пьяными. Вызывайте полицию, скорую помощь, но не выгружайте как бесхозный багаж.
- Свой «вклад» в статистику ДТП также вносят опасные участки дорог. Как быть с ними? - В регионе 138 опасных участков дорог, на которых происходит наибольшее количество аварий со смертельным исходом. В прошлом году они унесли жизни 28 человек. Мы обсуждали эту проблему в апреле и приняли неординарное решение: создать специальную комиссию, которая проверит все эти опасные места, выехав лично. Наша цель – выяснить, почему там происходят ДТП. Может быть, надо принять простые меры - светофор перенести, установить другой знак или, наоборот, убрать его, а может, дорогу расширить. Предстоит довольно кропотливый труд, к тому же на общественных началах. Но он необходим, только так мы получим точную картину, проанализировав которую, составим и внесем на рассмотрение руководителю республики предложения для принятия мер. Если в результате мы сохраним чьи-то жизни, наша работа не будет напрасной.
- Как безопасность на дорогах поддерживается на законодательном уровне? - За последнее время нам удалось внести полезные изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за ненадлежащее состояние дорог. Если доказано, что ДТП произошло по этой причине, то службы, в чьей подведомственности находится данный участок, должны быть наказаны. К примеру, ведутся ремонтные работы, а соответствующие знаки не выставлены, в результате пострадали люди и транспорт. Значит, организация, допустившая это, должна ответить. Также вы, наверное, слышали о том, что бурно обсуждается инициатива министерств транспорта и внутренних дел, которые предлагают снизить допустимое превышение скорости на 10 км/ч. Сегодня оно составляет 20 км/ч. Наша фракция выступила против. И вот почему. Да, конечно, если ввести правило сейчас, вырастет сбор штрафов. Но ведь мы должны понимать, что перед нами стоит задача не штрафовать больше, а обеспечить на дорогах максимальную безопасность, чтобы снизилось количество ДТП. Много нареканий и к работе фиксирующих устройств. Видеокамеры, что установлены вдоль проезжих частей, работают с погрешностями, а потому при введении новшества пострадают невиновные. К тому же нет закона, который бы четко регламентировал, где их можно устанавливать, а где нет. Ведь они должны быть в первую очередь на опасных участках дорог. По моему глубокому убеждению, установкой оборудования и его обслуживанием должны заниматься только государственные предприятия, а не заинтересованные исключительно в собственной выгоде частные конторы, как это происходит сегодня. Полученные госорганизациями средства должны идти в бюджет на обустройство дорог, а не в чей-то личный карман. Кроме того, камеры фото- и видеофиксации надо устанавливать с учетом мнения ГИБДД. К сожалению, сейчас оно в расчет не берется. Что касается скоростного режима, субъекты РФ имеют полномочия устанавливать ограничительные знаки по своему усмотрению. Если поставить знак 60, водители будут развивать скорость не более 79 км/ч в рамках дозволенного законом превышения. Не устраивает? Поставьте ограничение в 40 км/ч, тогда можно будет ехать только до шестидесяти. Этим правом активно пользуются в Татарстане, но оно практически игнорируется у нас. Несколько раз я поднимал вопрос о том, почему так происходит, но внятного ответа так и не получил. Кстати, согласно статистике на трассах со скоростным движением фиксируется значительно меньше аварий. Если покрытие позволяет развивать скорость больше, то почему бы не поставить знак 110 км/ч? Я сам водитель с большим стажем, и когда еду по хорошей дороге с ограничением 60 км/ч, недоумеваю - зачем оно здесь.
- Но как донести до сознания чиновников идею о том, что приоритеты должны быть расставлены иначе? - Согласно майскому указу президента страны Владимира Путина, смертность на российских дорогах в результате ДТП к 2024 году не должна превышать четырех погибших на 100 тысяч населения. Чтобы добиться поставленной задачи, сегодняшний показатель необходимо уменьшить в три раза. Если мы ситуацию не переосмыслим, не примем кардинальных мер, то решить ее не сможем. Ведь речь идет о сохранении человеческих жизней. Я считаю, что пока органы власти на местах принимают недостаточные меры. Часто слышу: Москва все решает. При чем здесь Москва? Это же элементарно: знаки или скоростной режим вместо вас разве она установит? Это в наших силах, главное, захотеть. Если говорить о людских потерях, не могу не упомянуть проблему суррогатного алкоголя, хотя это отдельная и весьма болезненная тема. Я являюсь соавтором принятого закона об ужесточении наказания за его продажу. В прошлом году от алкогольного отравления умерли 5 600 россиян! Если мы не наведем порядок на дорогах, не решим проблему масштабного производства и употребления суррогатного алкоголя, не восстановим демографию, то лишим себя будущего как нации.
- Говоря о безопасности на дорогах, нельзя не упомянуть проблему пьяных водителей. Может быть, к ним законы недостаточно строги? - Наш человек так привык рассчитывать на авось, что порой становится страшно. Пьяный за рулем – это потенциальный убийца, он совершает уголовно наказуемое деяние. К сожалению, наш регион лидирует по этому показателю, нас опережает только Москва. Но у нас жителей и автомобилей меньше в три раза. При этом у них 29 тысяч пьяных за рулем, а у нас 28 тысяч. Можно, конечно, по-разному трактовать статистику, но факт остается фактом. Раньше, когда пьяный водитель становился причиной смерти другого человека, он не нес уголовного наказания: считалось, что преступление совершалось не умышленно. Но, работая судьей, я относился к этой категории преступников строго, в моей практике было только два случая смягчения приговора. До сих пор помню историю, произошедшую в конце 90-х, когда в Шакше нетрезвый водитель задавил шестилетнюю девочку. Я назначил наказание в виде реального заключения под стражу - в то время это был нонсенс. Но Верховный суд РБ смягчил приговор, однако я свою позицию не изменил: лишил человека жизни - должен за это ответить. И сейчас закон работает по этому принципу. Но пьянство – не только за рулем, а в нашем обществе в целом, несет реальную угрозу и требует принятия мер. Мы предлагаем насильно лечить человека от алкоголизма. Правда, у нашей идеи слишком много противников. Те, кто повторно садится за руль в нетрезвом виде, разве не больные, зависимые люди? И разве мало случаев, когда такой человек становится причиной несчастья своей семьи: бьет жену, детей, хватается за нож в пьяной ссоре, убивает… В таком состоянии он просто не соображает, что творит. Почему бы не помочь ему? Если врачи придут к выводу, что человек болен алкоголизмом и нуждается в лечении, тогда надо лечить без согласия. Ведь ни один зависимый человек никогда не признается в своей проблеме. Мне говорят: это нарушение гражданского права. Но разве они сами не нарушают его, угрожая другим? Еще один аргумент: вы не сможете всех вылечить. Согласен, но давайте условно возьмем цифру 200 тысяч опасных для общества алкоголиков, и если из них хотя бы половина вернется к нормальной жизни, то уже будет огромная польза обществу. - Безопасные дороги – еще и хорошая инфраструктура, качественный ремонт покрытия. Однако приходится ли об этом говорить при действующей системе тендеров, когда конкурс выигрывают организации, предложившие наименьшую стоимость услуг, а значит, имеющие и меньше возможностей? - В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» субъектам из федерального бюджета, в том числе республике, ежегодно выделяются значительные средства. Если раньше Башкортостан получал 1 млрд -1,2 млрд рублей, то в этом году сумма составит 1 млрд 834 млн рублей. Основная часть приходится на Уфимскую агломерацию - чуть больше миллиарда, еще 515 млн будут выделены Стерлитамакской агломерации, городам Салават и Ишимбай в том числе. Оставшуюся сумму освоят другие населенные пункты. Итого с учетом денег, выделенных из бюджета республики, на ремонт и благоустройство проезжих частей в этом году будет потрачено 5 млрд 200 млн рублей. Что касается проведения тендеров, то определенная вина лежит на организаторах, потому что они не указывают своих требований в полном объеме. Есть, конечно, и несовершенство закона. В марте мы приняли решение о создании комиссии в Госдуме по внесению изменений в 44-ФЗ о госзакупках. В них предусматривается устранение имеющихся пробелов. Когда они будут внесены в закон и заработают, то, думаю, названных вами проблем больше не будет.
Альбина Зубарева |