РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"«Я никогда не боялся учиться»
Артур Назиуллин - заслуженный артист Башкортостана, лауреат премии имени Бабича, солист программ Московской государственной академической филармонии. С апреля 2016-го - директор Благотворительного фонда Владимира Спивакова в республике. И вот в ноябре Артур Назиуллин представлен коллективу Национального симфонического оркестра РБ в качестве и.о. художественного руководителя. Первое интервью в новом качестве – в нашем журнале.
- Это было неожиданно? - Да. Тем более, что близких отношений с НСО РБ у меня еще не сложилось: всего лишь 3-4 раза выступал с коллективом как приглашенный солист. Я музыкант, и не задумывался об административной работе. Думаю, что доверие со стороны Министерства культуры РБ было оказано с учетом моего многолетнего опыта работы с симфоническими оркестрами, конечно, в большей степени как солиста, и добрых отношений с именитыми дирижерами и музыкантами. Несомненно, это поможет выстроить системную и творческую работу с оркестром. Конечно, работа на должности худрука внесет определенные коррективы в мою жизнь, ведь у меня довольно насыщенный гастрольный график, однако без ущерба для оркестра все мои контракты и договоренности останутся в силе. - На ваш взгляд, какие изменения необходимо внести в деятельность оркестра? - Сейчас главное - улучшить настроение, атмосферу, творческое состояние коллектива, объединить людей. НСО РБ - в первую очередь музыканты. Есть вопросы, которые в силу определенных причин не решались, но я не готов давать оценку всему, что происходило здесь до меня. Задача на сегодня – перевернуть эту страницу. Есть плановая работа, формирование концертных программ, абонементной системы, организация стажировок и мастер-классов для музыкантов, формирование бюджета, ремонт автотранспорта, покупка инструментов и многое другое. - Статус у коллектива есть. Не считаете ли вы, что пора поднять его престиж и узнаваемость? - Согласен. Поскольку оркестр имеет статус национального, мы должны развивать гастрольную деятельность и по республике, и по стране в целом. С первого дня я начал прорабатывать этот вопрос. Сейчас ведутся переговоры с главами муниципалитетов, очень надеюсь на поддержку и содействие Министерства культуры. К сожалению, не во всех городах и районах региона есть подходящие залы для большого оркестра, но мы отработаем и этот момент. Да, хорошие концертные залы – вопрос не простой для страны в целом, но мы должны одинаково хорошо играть в любых условиях. Ведь многие люди живут в отдаленных городах и районах и тянутся к классической музыке. Поэтому поедем туда, где нас ждут. Где-то сможем выступить полным составом, куда-то привезем камерный, где-то наши солисты проведут образовательные мастер-классы. Думаю, учащимся музыкальных школ в районах, небольших городах будет интересно услышать авторитетное мнение музыкантов оркестра. - А как вы относитесь к практике «саундтрек-концертов», которые стали традиционными в вашей афише? - Тему саундтреков мы обсуждали с коллегами, дирижерами, думаю, будем от этого постепенно уходить. Все-таки симфонический оркестр должен играть качественную музыку. Если стоит задача выступить перед широкой, неподготовленной публикой, можно играть узнаваемую классику. На днях я разговаривал с Максимом Исааковичем Дунаевским, с которым несколько лет назад мы в Башкортостане сделали проект «Максим Дунаевский, Артур Назиуллин и новое поколение звёзд». Он обещал приехать в Уфу, надеюсь, заключим партнерские соглашения с Московской областной филармонией, которую он возглавляет, будем развивать обмен опытом с ней и столичными оркестрами, нам это крайне необходимо! - С кем еще из известных музыкантов сотрудничаете? - У меня сложились добрые отношения с художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра Татарстана Александром Сладковским, он - мой старший товарищ. Это - потрясающий дирижер, который как никто чувствует солиста. За восемь лет он вывел оркестр, не побоюсь этого слова, на космический уровень! Уверен, его опыт менеджера будет чрезвычайно полезен мне как молодому руководителю. Разумеется, активную работу будем вести с маэстро Владимиром Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России. Думаю, мой опыт работы в качестве директора фонда Владимира Спивакова также поможет мне в работе на должности худрука. За 2 года деятельности фонда было организовано большое количество мероприятий без привлечения региональных денег. Мы выигрываем гранты президента Российской Федерации для поддержки талантливых детей, проводим образовательные программы, организуем концерты и мастер-классы нашим талантам в других регионах и за рубежом. Наше министерство культуры, первый заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилия Гумерова, которая является председателем попечительского совета фонда, парт-неры и друзья оказывают нам помощь. - Заполняемость залов на концертах НСО вас устраивает? - Конечно нет. Мы должны понимать, что для многих семей остро стоит финансовый вопрос - пойти на хороший концерт в красивый зал или купить продукты? Этого нельзя не учитывать. В данном направлении будет вестись системная работа с привлечением опыта главных концертных организаций страны. - После многих лет, прожитых в столице, с каким настроением вернулись в Уфу? - Я жил и учился в Москве с 12 лет, но где-то к 30 годам у человека, видимо, начинается новый этап. В моей жизни в это время появилась Уфа, моя родина, к которой всегда питаю теплые чувства... Даже когда у меня формально не было обязательств перед Уфой и республикой, я работал здесь. В 2013 году провел концертный тур по Башкортостану, выступил в 5 городах, все вырученные деньги (около 270 тыс. рублей) были переданы детским музыкальным школам. В 2014, 2015 годах поддерживал молодые таланты, вручая премию «Созвездие», при том, что я не предприниматель, не имею свечного заводика! Поэтому, наверное, в 2016 году маэстро Спиваков предложил мне возглавить его фонд в РБ. Я сам был стипендиатом фонда в Москве, с детства видел его работу и понимал, что сегодня помогают тебе, а завтра ты поможешь молодым коллегам. - Судя по картине на вашем рабочем столе, кларнет далеко не убираете? - Конечно! Придя с утра, если после оперативки перед последующий работой остается немного времени, то обязательно занимаюсь. Я же с детства знал, что буду кларнетистом. Правда, когда мне было 5 лет я, наверное, как большинство детей, не хотел заниматься музыкой. Мама (народная артистка РБ, профессор УГИИ Гульнара Назиуллина. – ред.) сказала: «Если не будешь заниматься, придется подметать улицы». Эти слова на меня подействовали. Уборка улиц - крайне важная и необходимая работа, но на меня это сильно повлияло. Я понял, что хочу заниматься. Повторюсь, новая должность кардинально не изменит моей музыкальной карьеры. Хотя четко понимаю, что если раньше работал 20 часов в сутки, то теперь придется 30. Буду учиться жить в таком режиме... Люблю учиться и никогда не боялся этого. Сделаю все возможное, чтобы оркестр гармонично развивался и зазвучал на всю страну!
Светлана НИКОЛАЕВА. |