РУБРИКА "IT-ЭКСПЕРТ"Эра роботов
Официант, промоутер, гид, погрузчик, кормилец коров, робот, которого профессор посылает вместо себя на лекции, в конце концов, марсоход Curiosity - по сути, автономная химическая лаборатория на колесах - обо всем этом мы уже слышали или можем себе представить. А как насчет художника? Paul сканирует лицо человека, а затем его «рука» рисует портрет - причем не по шаблону: каждый портрет даже одного и того же человека получается уникальным. Или робота-повара, управляемого со смартфона, который умеет обращаться практически со всей кухонной утварью и готовить вкусную еду по рецептам из Интернета? Или, способного собрать кубик Рубика за 0,887 секунды? (Рекорд, принадлежащий человеку - американцу Лукасу Эттеру, - 4,9 секунды). Словом, наступает эра роботов, и наша страна должна занять в ней свое место.
От канапе до футбола,или Робот, приготовь мне ужин! Предпосылки для этого создаются сегодня не только в университетах, но и в детских секциях, кружках, технопарках - например, в Молодежном технопарке УГНТУ. Манипуляторы, сконструированные и запрограммированные ребятами из местной секции робототехники, тоже много чего умеют: например, играть в футбол. А машину, с которой ребята участвовали в региональном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады, научили делать бутерброды-канапе: брать кусочки хлеба, колбасы и огурцов и насаживать на зубочистку. Ну а сегодня в секции Альбины Балчуговой – первое занятие: из деталей уже знакомого мне конструктора Lego Mindstorms EV3 (на нем в основном и тренируется большинство подобных кружков) ребята должны собрать простейшую модель управляемого аппарата – машину на двух колесах. Нужно просто внимательно следовать инструкции. Но, как раз это для современных школьников непросто. - Нет навыка. Вспомните: первое, что проверялось в советской школе – как будущий первоклассник выполняет 7 простых инструкций: например, встать, открыть шкаф, достать книгу, открыть на такой-то странице. Сегодня пятый класс (не всегда) не может выполнить последовательно семь действий: они не удерживают в голове данную последовательность. …Тем не менее большинство пар (ребята работают именно так) с заданием справляются. Дальше идет «вдохновляющая часть»: Альбина Фуатовна демонстрирует ученикам возможности современной робототехники. А потом спрашивает: какого робота хотели бы изобрести вы? Самый частый ответ – «такого, чтобы делал всю работу по дому». Некоторые не прочь потрудиться и над устройством, которое делало бы за них уроки - совсем как Электроник из известного фильма (вот где предсказали появление искусственного интеллекта!). - Мой робот в первую очередь умел бы готовить – ведь я знаю, что маме часто совсем не хочется этого делать, – заявил третьеклассник Адиль Ахметгареев. - А не рано – робототехника с 3 класса? – спросила я, когда школьники разошлись. - В самый раз, очень хорошо идет, тем более что детали «Лего» знакомы многим. А дальше это очень поможет и с информатикой, программированием. Я его тоже преподаю и знаю, как дети все воспринимают, особенно девочки: это достаточно абстрактные понятия. Для них непонятно, почему такие-то и такие сочетания букв приводят к конкретному рисунку на экране… А здесь у конструктора есть собственная программа, привыкнуть легче: одни буквы дают такое-то действие, эти – другое. - Что будете делать дальше? - Собрали робота – учимся программировать: ездить вперед, назад, по квадрату, по кругу. Еще интересней становится, когда подключаем датчики: сначала звуковой расстояния – устройство «видит», докуда ехать, затем цвета… - Сейчас очень популярны бои роботов… - Я их не устраиваю, я - за мир. Но у нас есть множество соревнований: какой из них быстрее проедет по траектории (в том числе сложной, с перекрестками, по лабиринту), выполнит ту или иную задачу (например, рассортировать кубики желтого и синего цвета). Есть футбол роботов – да, они играют в него сами! А ведь и просто человекообразного, шагающего на двух ногах робота сделать не так просто. Программирование там приличное, но ведь недаром мы начали в этом разбираться с первых классов. А еще устраиваем «борьбу сумо»: один робот должен вытолкнуть другого из очерченного круга. Для этого устанавливаем «глазки» (ультразвуковой датчик) сверху (чтобы искал противника), добавляем датчики цвета, чтобы старался не выезжать за черную линию, утяжеляем… У нас есть и другой конструктор - корейский, подороже – там детали и программирование серьезнее. Зато устройство, собранное из них, можно научить танцевать и участвовать в соревнованиях по танцам - мои ребята, например, выставляли балерину и исполняющих брейк-данс. Есть и конструктор Arduino, где уже имеешь дело с настоящими печатными платами (то есть интегральными схемами), где и паять приходится, но зато создать можно в принципе что угодно. Мальчишки разбираются в этом начиная с 5 класса. - Что для вас показатель успеха? - Кроме того, что дети учатся конструированию и программированию? Мальчишки могут настолько увлечься программированием, чтобы попасть в Яндекс-лицей – у меня уже есть такие примеры, и это путь к профессии. Также важны - результаты соревнований. Пока что у нас шестое место на Всероссийской робототехнической олимпиаде. - Что нужно делать, чтобы больше роботов производилось в России? А наши молочные, текстильные, машиностроительные фабрики перестали закупать импортные линии оборудования? - Хорошая обучающая программа в школах. Но пока что даже преподавателей мало, а где они есть - не хватает обучающих наборов, они дорогие. И чтобы серьезно заниматься созданием новых роботов, у ребенка знания математики, и физики должны быть на очень хорошем уровне. - Ну а в дополнительном образовании все очень интересно, одно нехорошо – все конструкторы импортные… - Во времена СССР был такой железный конструктор – я сама его собирала – и на базе этого конструктора предполагалось создать процессор, чтобы делать роботов. Разработки велись в Москве, Новосибирске и Уфе. Однако с перестройкой все прекратилось… Но сейчас есть электронный конструктор «Знаток». Его используют, чтобы объяснять детям законы физики. Можно начинать с третьего класса – и если ребенок в этом разобрался, ему намного легче дается понимание многих физических процессов. В московских школах, например, «Знаток» применяют на уроках технологии.
Какие бывают роботы? Домашний робот-помощник Wakamaru разработан для помощи пожилым людям и инвалидам. Он обучен следить за состоянием человека, напоминать о важных встречах или времени приема медикаментов, способен вызвать «скорую помощь», поддерживать несложные диалоги и подключаться к Интернету для поиска информации. Один из самых известных роботов-андроидов Asimo от Honda умеет ходить и бегать со скоростью до 6 км/ч, самостоятельно избегая препятствий, и взаимодействовать с людьми, реагируя на их речь и жесты. Он может принести вам кофе, отвинтить плотно сидящую крышку от банки кофе или поднять бумажный стаканчик, не раздавив его: датчики в его руках способны оценивать количество силы, необходимой для удерживания предмета. KeepOn - крохотная танцующая игрушка, разработанная Хидеки Кодзимой в 2007 году. Предназначена для помощи детям с глубоким аутизмом, помогает им развить социальные навыки и координацию движений. S-One - робот-спасатель от японской компании Schaft. Он может поднимать тяжести, орудовать дрелью, легко справляется с вентилями и дверными ручками (что для его собратьев пока затруднительно). Причем все делает быстро и плавно. Еще один робот-спасатель – Atlas: он способен передвигаться по очень неровной местности (в том числе через завалы), а если упадет - всегда подняться. Задача - выполнять слишком опасную для человека работу в чрезвычайных ситуациях. Baxter - промышленный робот. Такие модели можно встретить практически на всех более-менее современных машиностроительных предприятиях. Его семиосевые манипуляторы способны почти на всё, на что способна рука человека, а «учить» его можно прямо на рабочем месте: повторяя показанные движения, он запоминает их и применяет в дальнейшем. Также в его «голове» находится камера, которая следит, чтобы в поле деятельности не было инородных предметов, в том числе человеческих рук и так далее - в таком случае механические «руки» сразу останавливаются. Row-bot - прототип робота, который предназначен для того, чтобы передвигаться по поверхности загрязнённых водоёмов и поедать микробы, которые, собственно, и делают воду грязной. «Съеденных» микробов Row-bot использует как биотопливо для выработки энергии. PackBot - серия американских военных роботов. Использовались в Афганистане и Ираке для сбора информации, поиска мин и доставки оборудования. Управляются на расстоянии либо действуют самостоятельно, полагаясь на продвинутую систему GPS. DMG MORI - Lasertec 65 3D - классический фрезерный станок с программным управлением, и лазерный режущий инструмент, и печатающий металлом 3D-принтер. Все операции производятся с деталью в рамках одной программы. RoboBee (робо-пчела). Обладает искусственными мышцами, которые движут крылья 120 раз в секунду, а их размах около 3 см. План разработчиков из Гарварда состоит в том, чтобы создать автономный рой таких роботов для поисково-спасательных миссий, детального изучения погоды и искусственного опыления. Размер позволит им добираться до сложнодоступных зон в случае природных катастроф.
А теперь - российские разработки Андроид «Аватар» должен заменить человека в труднодоступных местах, например, в зонах чрезвычайных происшествий или в космосе. Сейчас он умеет управлять автомобилем, распознавать дорожное полотно, разметку и обочину. Создатели обещают, что со временем сможет преодолевать полноценную полосу препятствий. Робот Lexy сможет стать настоящим другом человека. Умеет распознавать человеческую речь, управлять «умным домом» (это и есть его основное предназначение), искать информацию в Интернете, рассказывать анекдоты, распознавать человека и животных, составить интерактивную карту города. Правда, пока у него проблемы со слухом. Но его создатель - профессор Сколтеха Дмитрий Тетерюков – утверждает, что вместо одного микрофона нужно использовать несколько – и проблема голосового управления будет решена. «Марибот» - автономный робот для исследования моря. Он преобразует энергию волны в энергию поступательного движения и может самостоятельно вести сейсморазведку в открытом океане в районе нефтедобывающих платформ, измерять температуру воды, ее химический состав, примеси и т.д. Робот «Инженер» разработан для экстренных служб. Его можно переносить в рюкзаке, задача - обеспечить круговой обзор местности. Способен преодолевать различные препятствия, карабкаться по лестницам, поднимать свою камеру на высоту до 130 сантиметров. SAR-400 - человекоподобный робот-космонавт, которого изобрели специально для работы на МКС. Оператор, надев специальный костюм, сможет видеть, слышать и даже ощущать все, к чему прикасается робот, что позволит управлять им в космосе прямо с Земли. Также может заниматься выполнением сервисных и аварийных работ. В будущем же планируется отправлять робота в инопланетные экспедиции.
Хроники роботизации В России на 10 тыс. сотрудников предприятий в обрабатывающей промышленности приходится около двух роботов, в Китае и ЮАР - около 24-х, в Бразилии - пять. Рынок робототехники представлен в основном космическими и специальными аппаратами: саперами, разведчиками. Удачные модели, применимые для промышленности, остаются единичными экземплярами, произведенными в научно-прикладных целях, и не идут в массовый выпуск. При этом даже пока единственно развитая отрасль робототехники – военная - имеет колоссальные перспективы: боевые и специальные роботы получают признание на международных выставках вооружения и премии. Согласно прогнозу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест - 2025», в 2025 году большая часть (52%) всей работы будет выполняться роботами. Только в прошлом году «на работу вышло» 387 тысяч роботов, в 2020-м должно выйти 521 000. В 2022 году 75 млн рабочих мест будет потеряно из-за автоматизации труда. Однако тогда же появится 133 млн рабочих мест. Так что придется переучиваться. Темпы роботизации опережают прогнозы. Особенно стремительно она проходит в Китае, куда поставляется треть роботов мира, и в целом в Азии. Самой роботизированной страной мира является Южная Корея, а больше всего выпускают роботов-рабочих в Японии – более половины всего мирового производства индустриальных роботов.
Екатерина КЛИМОВИЧ |