РУБРИКА "ГЛАС НАРОДА"Кто извлекает выгоду?
Люди моего поколения привыкли отождествлять слово «революция» с Великой Октябрьской. Она казалась единственным способом свержения несправедливого строя. Революцией можно назвать и то, что произошло с нашей страной в начале 90-х. И если первая отразилась на судьбе наших предков, то вторая еще свежа в памяти. Общее - и та, и другая принесла немало бед и потерь. Есть ли у наших собеседников своя революция? Вот что нам ответили.
Рустэм Хазиев, доктор исторических наук, профессор института истории и государственного управления БашГУ: - Великая российская революция (1917-1922 гг.), 100-летие которой наступило в прошлом году, – процесс сложный. Большевики пропагандой искусно смоделировали ситуацию в свою пользу, и в определенной степени им повезло: они, после провала попытки правого переворота, осуществленного Корниловым, феноменально воспользовались моментом практически тотального разочарования масс в революционных демократах - эсерах и меньшевиках, которые не выполнили обещаний, рожденных в ходе Февральской революции. Команда Ленина сделала ставку на практическую реализацию революционно-демократических лозунгов, и прежде всего - «Землю – крестьянам!», фактически «завербовала» под свои знамена значительную часть сельского населения, что во многом и обеспечило приход к политической власти. Какую роль сыграла Великая российская революция в судьбах миллионов наших соотечественников? Был ли это шаг вперед в историческом плане? Категорично ответить «да» или «нет» неправомерно. Некоторые из тех, «кто был никем», взлетели на социальном лифте, сменив, условно, лапти на комиссарскую кожанку, заполучили целый ряд социально-экономических благ. Другая часть населения все потеряла, случился великий эмигрантский исход, оборвались корни с Родиной. По большому счету, историческую выгоду получил западный менеджмент. Извлекая уроки из российского опыта «отъема» государством у частного капитала собственности в пользу «трудового народа», он в своей практике пошел по пути рационального «подкупа» рабочих, перераспределяя в их пользу толику сверхприбыли, чтобы тем самым предотвратить большевистский вариант развития событий в своих странах. Какой урок современное международное общество извлекло из череды революций 1917 года в России? Судя по всему, оно не до конца учитывало их разрушительные последствия. У цветных революций нового времени действует, например, тот же механизм – разрушение, а затем наступает период пирровой победы.
Людмила Родионова, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы, денежное обращение и экономическая безопасность» УГАТУ: - Революция в жизни - пересмотр идеалов и ценностей. Для меня такой революцией в сознании стало поступление в аспирантуру Ленинградского политехнического института, где работали апологеты экономической науки. Знакомство с профессором Е.М. Карликом. Это было знакомство с Ученым, открытие экономики как системной науки. Его рассказы за вечерним чаем о работе с Дмитрием Устиновым в блокадном Ленинграде, с Максимом Горьким и Анатолием Луначарским... Он показывал книги, подписанные Бухариным... Его жена - дочь профессора Петербургской консерватории, между делом поведавшая о соседке, к которой приезжал Григорий Распутин, или о своей подруге - Любе Андреевой-Дельмас, которой «...этот, как его - поэт, жил у моста на Офицерской... Ах, Блок!» - посвятил цикл «Кармен»... Защитила докторскую диссертацию в конце лихих 90-х, научным консультантом был сын моего руководителя по аспирантуре - профессор А.Е. Карлик. Потом еще одна революция - мы всей кафедрой перешли из УГНТУ в УГАТУ. Первыми из гражданских вузов открыли специальность «Экономическая безопасность»... А жизнь «первооткрывателей», когда нет трафаретов и образцов... полна открытий, поражений и побед.
Риф Абдуллин, заслуженный художник РФ и РБ: - Революция в моем понимании - всегда потрясение, отрицание каких-либо традиций. Я за эволюцию. Изобразительное искусство невозможно без опоры на опыт предыдущих поколений. На пустом месте ничего не построишь. Конечно, художник может развивать какое-то направление: один увлекается цветом, другой – линиями. Но, думаю, создать что-то принципиально новое, чего нет в жизни, невозможно. Тот же самый абстракционизм, например, существует и в природе в виде бесформенной некрасивости. Создателя так называемого коммерческого поп-арта Энди Уорхола, основателя идеологии «homo universale», нельзя назвать революционером, потому что его детище возникло как отражение торговли и рекламы. Новые формы, которые появляются, – лишь составляющая большого искусства. Возможно, через какое-то время возникнут новые направления, связанные с расширением космического пространства.
Заки Алибаев, председатель Союза писателей РБ: - Начало 1990-х для большинства стало крахом идеалов. Мое поколение, прошедшее все ступени идеологической лестницы: октябренок – пионер - комсомолец, восприняло новый этап в истории страны трагически. Разве можно было оставить в прошлом тимуровское детство, когда помогали вдовам участников Великой Отечественной, их рассказы о подвигах мужей? Разве можно было забыть ежегодный спортивный фестиваль 19 мая? В один миг потерявшие опору, нашли отдушину в литературном кружке «Шонкар». Спасло творчество. Примером для нас стали старшие товарищи, такие как Мустай Карим. В отличие от других, он никогда не отказывался от своих взглядов, от партийной принадлежности. Он был сыном своего времени, и все, что знал о нем, чем жил, что чувствовал – оставил нам, потомкам, в своих произведениях.
Ольга Мусина, народная артистка РБ, актриса Национального молодежного театра имени М. Карима: - Каждый человек должен совершить революцию в себе самом, без обновления нет развития. И здесь самое главное – преодоление себя. Например, оставить в прошлом отношения, которые приносят тебе вред как личности. Восстать против всего, что тормозит твое развитие. В творческой профессии без движения вперед человек деградирует, в каждой роли актер открывает какие-то новые грани образа, иногда, если позволяет режиссер, меняя привычную трактовку. В «Женитьбе Фигаро» я играю графиню Розину, которую обманывает муж, но мудрая женщина заставляет его встать его на правильный путь, завоевывая заново. Я - за радикальные действия по отстаиванию своей независимости, но при этом никому не хочу навязывать свое мнение. Революция должна вершиться во благо человеческой души, играть воспитательную роль.
Светлана ЯНОВА |