РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Музейное закулисье
Музей имени уроженца Уфы художника Михаила Нестерова ежегодно посещают около 50 тысяч уфимцев и гостей города. Но, как и в любом крупном художественном музее, посетители видят лишь малую часть коллекции – выставленные в экспозиции несколько десятков работ, при том, что общее число хранящихся здесь экспонатов превышает 12 тысяч. Многим наверняка было бы интересно узнать, как живет уникальная коллекция живописи, и познакомиться с работой реставраторов.
Начало музейной коллекции было положено в 1913 году, когда уроженец Уфы известный художник Михаил Нестеров подарил родному городу уникальное собрание работ русских живописцев второй половины XIX - начала XX столетия: Репина, Шишкина, Ярошенко, Поленова, Маковского, Левитана, Коровина, Головина, Бенуа, Рериха и других, а также около тридцати собственных картин. Для экспозиции уфимские власти предполагали выделить специальное помещение в строившемся Аксаковском Народном доме (ныне Оперный театр). Однако строительство существенно затянулось из-за Первой мировой войны и революции, в связи с чем вплоть до 1919 года нестеровское собрание хранилось в Москве. В 1919 году после ухода из Уфы белогвардейцев губернский Революционный комитет специальным постановлением учредил основание в городе Художественного Пролетарского музея имени Октябрьской революции. Поскольку Аксаковский Народный дом все ещё не был готов, в качестве помещения для музея был выбран особняк купца-лесопромышленника Лаптева, построенный в 1913 году в стиле модерн по проекту известного самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Щербачёва. Открытию предшествовала непростая перевозка коллекции Нестерова в Уфу из Москвы. Это дело возложили на плечи друга и земляка художника, известного архитектора Ильи Бондаренко. По приезде в Уфу ему доверили и руководство музеем, который открылся для посещения в январе 1920 года. К маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а в 1920-1930-е годы оно активно пополнялось экспонатами Московского и Петроградского музейных фондов. Особую ценность представляет коллекция древнерусской живописи, насчитывающая 150 икон XV - начала XX века. После открытия музея в январе 1920 года значительная часть икон поступила «со склада Уфимского Горхоза». Первый директор Илья Бондаренко и его ближайший помощник - художник Борис Васильев-Яников осматривали городской реквизиционный склад, кладовые и подвалы горкомхоза, банков, транспортных контор, изымая из них много ценного: мебель, ткани, картины, книги, в том числе и иконы. Все это поступало в музей. В 1921 году из Государственного Московского музейного фонда в уфимскую коллекцию поступили несколько замечательных памятников XV – XVII веков и произведения из собрания Григория Чирикова, известного реставратора и собирателя древнерусской живописи.
Картинная кладовая Хранение картин требует соблюдения ряда обязательных условий, нарушение которых может привести к порче и даже полной утрате уникальных полотен. Долгое время картины запасников Музея Нестерова хранились, по сути, в обычных складских помещениях, микроклимат которых мало отличался от городской квартиры, но в 2014 году музей получил пристрой площадью 4,5 тысячи квадратных метров, где были оборудованы вместительные хранилища, оснащенные по последнему слову музейной техники. Если в старом хранилище полотна располагались на деревянных полках, а некоторые - и на полу, то сейчас все хранимые экспонаты вывешены на специальных подвижных металлических стеллажах, позволяющих наиболее эффективно использовать каждый квадратный метр помещения. Но главную роль в сохранности экспонатов играет микроклимат хранилища. Материалы картин - основа, грунт, красочный и лаковый слои различны по своим свойствам и по-разному реагируют на изменения температуры и влажности. Так, при повышении относительной влажности до более чем 70-75% холст выходит из состояния нормального натяжения. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к деформации холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, появлению плесени. Опасен и другой вариант - высокая температура (25-30°С) и сухость воздуха, а также влажность менее 50% приводят к пересыханию волокон холста, отчего снижается эластичность и прочность. Грунт становится хрупким и ломким, что может привести к повреждению полотна. - На сохранность живописи в основном влияют температура и относительная влажность воздуха, которые должны быть стабильны в течение всего года, - поясняет директор Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова Айрат Терегулов. – Идеальный режим – 18-22 градуса тепла по Цельсию при влажности воздуха 50 процентов. Соблюдение этих параметров в наших хранилищах обеспечивает специальная сплит-система. Поскольку картины относятся к легко воспламеняемым предметам, особую роль в любом художественном музее играет система пожаротушения. Использование воды может нанести вред едва ли не больший, чем пламя, в связи с чем для тушения огня в Музее Нестерова предусмотрена специальная порошковая система. При поступлении сигнала с установленных во всех помещениях пожарных датчиков, фиксирующих дым и повышение температуры, из баллонов в распылители начинает поступать специальный порошок, который перекрывает огню доступ кислорода и тем самым ликвидирует возгорание, не повреждая ценные художественные полотна. Тонкий процесс Даже несмотря на создание оптимальных условий хранения, часть картин периодически нуждается в реставрации, ведь многие из них были созданы сто и более лет назад из естественных материалов, подверженных влиянию времени. В восстановлении могут нуждаться и поступающие в коллекцию новые экспонаты. Не случайно реставрационная мастерская играет очень важную роль в жизни Музея Нестерова. За годы работы ее коллектив в буквальном смысле вернул к жизни сотни уникальных произведений древнерусской, русской и западноевропейской живописи. Каждое полотно, попадая в руки реставратора, проходит тщательное исследование: визуальное изучение при помощи бинокулярного микроскопа, в свете видимой люминесценции, позволяющее увидеть и оценить даже самые мельчайшие дефекты. При необходимости выполняется химический анализ грунта, красочного, покровного слоя и т.д. - В ходе реставрации происходит восстановление утраченных красочных слоев и укрепление тех, что остались, по специальной технологии, - поясняет Айрат Терегулов. – Если нужно, реставратор выполняет так называемое дублирование – аккуратно приклеивает старый холст к новому, не допуская при этом появления коробления и растяжек, после чего можно приступать к восстановлению собственно изображения. Наши специалисты выполняют все допустимые виды консервационных и реставрационных работ: укрепление основы, грунта, красочного слоя, удаление потемневшего покровного слоя, позднейших записей и многое другое. Профессиональная реставрация - тонкий и кропотливый процесс, занимающий много времени – от нескольких месяцев до 2-3 лет. При этом специалисту очень важно знать чувство меры и сохранить эффект старины, чтобы после реставрации старинное полотно не выглядело новоделом. Кстати, выучиться на реставратора в Уфе нельзя. Такие специалисты обычно получают базовое художественное образование в БГПУ или Институте искусств, а затем проходят дополнительное обучение и стажировку в специальных центрах. Сначала это может быть Российский этнографический музей, а основной пласт умений и знаний специалисты получают во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Но даже после получения дополнительного образования постижение всех граней и тонкостей этой редкой профессии требует еще многих лет интенсивной практики.
Святая старина Особое место в коллекции музея занимает собрание икон, написанных в период с XV до начала XX века. - Большой временной разброс произведений приводит к тому, что все они в процессе хранения ведут себя по-разному, причем наиболее старые образцы XV-XVI веков часто оказываются даже более стойкими, чем написанные в XIX-м, поскольку в поздний период авторы допускали больше отступлений от технологий, - рассказывает реставратор древнерусской живописи Анна Хардина. Старинные иконы написаны не привычными нам масляными красками, а темперой, которая изготавливалась из различных природных пигментов, обычно глины или земли, где связующей основой выступал яичный желток. Кроме того, само изображение писалось не на холсте, а доске, которая предварительно для лучшего прилипания краски покрывалась левкасом – особым грунтом на основе мела или гипса, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла. Перед началом восстановительных работ реставратор выполняет анализ, определяющий состав грунта, что подсказывает нужные приемы и технологии. - В основном при реставрации икон мы используем метод укрепления исходного красочного слоя специальными компонентами, - поясняет Анна Хардина. - Но в ряде случаев изображение приходится тонировать или восстанавливать, и для этого на темперных иконописных полотнах используется акварельная краска, которая в определенной пропорции смешивается с яичным желтком. В реставрации, особенно старинных работ, очень важно, чтобы процесс был обратимым, а использование более стойких современных темперных красок сильно затрудняет удаление новых слоев, если в этом возникнет необходимость.
Взгляд в будущее Коллекция живописи Музея Нестерова не только бережно хранится и реставрируется, но и постоянно пополняется новыми экспонатами. Какую-то часть из них музей получает в дар от самих авторов, их родственников и потомков, но в основном новые картины закупаются на средства, специально выделяемые Министерством культуры Республики Башкортостан. - Приобретение новых полотен, как правило, происходит раз в год, - говорит Айрат Терегулов. – Список намеченных к покупке картин формируется на основе посещения выставок нашими искусствоведами. Окончательное решение принимает специальная закупочная комиссия Министерства культуры республики. В среднем ежегодно для пополнения коллекции закупается около 70-100 работ. Такая закупочная система позволяет пополнять фонды музея наиболее интересными картинами современных художников, которые в будущем, вполне возможно, обретут статус живописных шедевров, какой сейчас имеют многие работы нашего земляка Михаила Нестерова.
Алексей ФАТЫХОВ |