ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В помощь материнству и детству
На улице Авроры, 16 открылся Республиканский перинатальный центр. В торжественной ...

Ждут преобразования
2 декабря в Уфе открывается форум UrbanБайрам. В течение двух дней на площадке отеля S...

Бизнес-элита в Уфе
В столице республики стартовал Второй форум малого бизнеса стран ШОС и БРИКС, при...

Тон задает Затон
33 новых квартала появятся в жилом районе «Затон-Восточный». Этот проект станет од...

Получили «Орфея»
В Уфе во второй раз прошла церемония награждения по итогам Всероссийского конкур...

Мечтают жить дома
Создатели рубрики «У вас будет ребенок» программы «Пока все дома» вновь посетили ...

Город в миниатюре
Историко-культурный музей-заповедник «Древняя Уфа» объявил конкурс на разработк...

Вернулся в прошлое
Старинный дом №10 по улице Октябрьской революции, где размещается факультет башки...

Будущие лидеры
Три школьника представили Уфу на Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные...

На сцене - «Салават»
16 и 17 декабря Театр оперы и балета представит новую версию оперы Загира Исмагилов...

Стань Дедом Морозом
Уфимцев и гостей города приглашают на парад Дедов Морозов. Для этого достаточно о...

Не просто флешмоб
20 декабря пройдет танцевальный флешмоб «Уфа - самый танцевальный город России».
...


Две пятерки!
Хоккейный клуб «Салават Юлаев» отметил 55-летие.
Знаменательное событие команда...


Два мушкетера
Наши рапиристы стали победителями этапа Кубка мира в Токио.
В составе националь...


Ретрокалейдоскоп
90. 17 декабря 1926 г. началась Первая Всесоюзная перепись населения. В БАССР тогда жил...




     №12 (181)
     Декабрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "ПРЕМЬЕРА!"

Мечта воплотилась в «Легенду»


Надо заметить, этот балет могут позволить себе далеко не все театры. И дело не в том, что это стало возможным благодаря гранту главы республики Рустэма Хамитова. Постановка диктует высокий уровень балетной труппы. Стоит напомнить, что сегодня в России спектакль идет только в трех театрах: Большом, Мариинском и Краснодарском. С Уфой Юрия Григоровича связывают годы тесного сотрудничества.
«Легенда» снискала славу одного из самых сложных и удачных: критика позволяла в его адрес только самые лестные слова. Поставить такой спектакль – редкая удача и огромная ответственность.
- Были сомнения, сможет ли наша довольно молодая труппа справиться со столь трудоемким балетом, - говорит художественный руководитель театра народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова. – Для главных ролей нужны сильнейшие исполнители. Но когда танцовщики выдержали испытание «Спартаком», стало понятно: они смогут справиться и с «Легендой».
Репетиции начались в мае, а работа над балетом еще раньше. Необходимо было освоить литературный материал - положенную в либретто пьесу турецкого писателя Назыма Хикмета, написанную по мотивам восточных сказок. В основе сюжета – любовь царицы Мехменэ и ее юной сестры Ширин к художнику Ферхаду. Есть и еще одна линия - страсть Визиря к повелительнице. Но в этой легенде нет счастливого конца, свойственного сказке. Все ее герои несчастны. Думается, что столь сложный клубок страстей был интересен Григоровичу возможностью показать разные грани характеров персонажей. Мехменэ, принесшая себя в жертву ради спасения сестры, и не подозревает, перед каким выбором ставит ее судьба. Потерявшая красоту, она влюбляется, но ее чувство безответно: Ферхад покорен Ширин. Царица не может совладать с собой, тут уже не до великодушия. Перед нами - страдающая женщина, обладающая властью над всем, кроме любви, которой нельзя приказать и которую нельзя купить. Отчаяние делает ее жестокой: Мехменэ Бану ставит художнику невыполнимое условие – он получит Ширин, если пробьет железную гору, закрывающую путь воды к людям. Она борется сама с собой. Но в этой схватке безнадежно проигрывает.
Надо сказать, что современные танцовщики имеют большое преимущество перед своими предшественниками. Благодаря Интернету они могут посмотреть постановки разных театров. Увидеть разные трактовки образа, подметить детали, определиться с собственным видением. Что одновременно упрощает и усложняет работу над ролью. Ведь в конечном итоге ее диктует постановщик. В нашем случае - постоянные ассистенты Григоровича - Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Другое дело, что по прошествии времени в процессе обкатки спектакля партия обрастает новыми нюансами, исходя из индивидуальности исполнителя.
 «Легенду о любви» часто называют постановкой на пределе человеческих возможностей: высокие прыжки и невероятный накал страстей.
- Тем не менее об этом балете мечтала вся труппа, - продолжает Леонора Сафыевна. – Артисты прекрасно понимали, что «Легенда» позволит вырасти как в техническом, так и в актерском плане. Особая роль в спектакле отводится «восточным» рукам. С их помощью выражаются мельчайшие оттенки чувств: они передают трепет ресниц и трепет души, угрозу и любовь.
- Смысл несут именно руки, каждое их движение осмысленно, - дополняет педагог-репетитор заслуженная артистка РБ и Таджикистана Галина Сабирова, - причем у всех героев они разные. Дополнительную сложность представляла и музыка Арифа Меликова, скоординировать ее с пластикой тела и рук было не просто. В то же время партии главных героев очень интересны в драматическом плане, потенциал для актерской игры – огромен.
- Башкирская труппа впечатлила общей высокой культурой исполнения, - высказала свое мнение известный балетный историк и критик, профессор Академии русского балета имени Вагановой Ольга Розанова. – Все сделано так, как хотел автор. Великолепно исполнение кордебалета по образности и стилю. Что касается составов солистов: не могу отдать предпочтение ни одному. Визири Ильдара Маняпова и Олега Шайбакова хороши по-своему.
Прима-балерина башкирской труппы Гульсина Мавлюкасова (Мехменэ Бану) всегда мечтала об этой роли. В техническом плане для нее не было особых трудностей:
- Образ царицы очень противоречивый и этим интересен. Он сложен именно с точки зрения выражения чувств.
Для другой исполнительницы царицы Беллы Оздоевой работа над ролью стала колоссальным опытом (она только второй сезон в театре). К образу юная балерина впервые обратилась еще во время учебы – выбрав монолог Мехменэ Бану на экзамен по актерскому мастерству.
- Представить себя в роли зрелой женщины сложно, - говорит она, - и я пошла по другому пути – следовала за музыкой. Что оказалось не менее трудным: ее тяжесть как будто передается всему телу. Есть и другие моменты. Например, чадра, в которой приходится танцевать почти весь спектакль. В ней трудно дышать, но одновременно она помогает – меняет твою психологию, а вместе с ней определяет и пластику.
Лауреат международных конкурсов Лилия Зайнигабдинова словно создана для партии Ширин: легкая, с высокими зависающими в воздухе прыжками. Она уже исполнила на сцене театра несколько главных партий: в «Щелкунчике», «Двенадцатой ночи», «Бахчисарайском фонтане». Ее героиня нежная и юная:
- Как показать первую любовь, которая поглощает тебя целиком? Разве Ширин виновата, что полюбила? Она не умеет притворяться и прекрасна в своей искренности.
Не похож и Ферхад Рустама Исхакова и Сергея Бикбулатова. Первый – герой, во втором больше лирического начала. И распознать нюансы под силу не только критикам и знатокам балета, но и простому зрителю. Причина – в необыкновенном диапазоне интерпретации образов.

Есть мнение
«Башкирский театр заслужил свою «Легенду» по праву: он был первым, кто пригласил в середине 90-х
отлученного от Большого театра хореографа к сотрудничеству. На протяжении двадцати лет Григорович перенес в Уфу шесть своих балетов, начав с «Щелкунчика» - прекрасной классической школой для артистов, а несколько лет назад - даже «Спартака». За это время труппа выросла и численно, и профессионально. Благодаря появлению собственного хореографического училища она обладает и единством экстерьера и выучки. Уфимские артисты понимают и международные тенденции - повышенное внимание к чистоте танца. Поэтому в их исполнении лучшими становятся ключевые массовые сцены  - «Шествие», «Погоня» и «Страсти Мехменэ», «Видение Ферхада». И это не случайно: спектакль переносили Олег Рачковский и Ольга Васюченко, известные тщательной работой с кордебалетом.
Труппе удалось представить яркий состав исполнителей главных партий, во главе которого оказался не Ферхад, а Мехменэ Бану. Для Гульсины Мавлюкасовой даже на первом спектакле, казалось, не существовало технических проблем - лишь вопросы, как точнее расставить акценты в роли, распределить силы на трехактный спектакль, показать красоту хореографии, во всем богатстве сконцентрированные в тексте Мехменэ. Но «Легенда о любви», как лучшие классические балеты, ценна своей неодномерностью - артистам она позволяет вести диалог со своими ролями всю жизнь».
Из статьи Анны Галайды
(«Российская газета»).

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Наш на все 100 Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг