РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"Мысль в пространстве
Еще одной достопримечательностью пополнилась столица Башкортостана: в историческом центре открылась Аллея современной скульптуры. Как это часто бывает, появление арт-объектов вызвало оживленные дискуссии.
- Аллею создали приезжие звезды, задающие тон в мировой ландшафтной скульптуре. Они отказались от многих заманчивых предложений, чтобы украсить наш город, - сказала одна из организаторов симпозиума, директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина. – Наша цель – сделать Уфу еще привлекательнее, чтобы скульптуры зажили своей жизнью, ведь это делалось для уфимцев. Хотя мы понимаем, что из-за современного пластического языка они будут вызывать разные эмоции.
Интеллектуальная провокация Как всегда, первыми скептиками выступили блогеры, абстрактные фигуры у которых вызвали различные ассоциации. «Анаклию» Валериана Джикия мне не удалось понять, хотя разглядывал долго», - прямо признался в соцсетях Владимир Гордиенко. Но большинство оценило вклад в культурную сокровищницу Уфы: «Виолетта Ибатуллина, Ольга Рамазанова из галереи «Мирас» и их друзья борются с мракобесием. Эту аллею создали творцы с мировым именем, прилетевшие к нам издалека, чтобы сделать наш город лучше», - пишет Дмитрий Эйгенсон. - Мы не удивляемся тому факту, что говорим по мобильному телефону, но как он устроен, можем только догадываться. Это знает специалист, и в скульптуре, как и в любом деле, происходит специализация, - считает художник из Санкт-Петербурга Николай Карлыханов. - Необязательно делать девушку с веслом, надо смотреть вперед. В современном искусстве могут быть интересные решения, обобщенные формы. У нас на симпозиуме есть и абстрактные работы, и фигуративные, и промежуточные решения, что создает единую коллекцию разнообразия, развивает человека, дает понимание того, что время не стоит на месте. У корейца Со Донг Чоя очень концептуальное решение, у болгарина Камена Танева получилась интерпретация классики. Зритель должен подтягиваться к тому пластическому языку, которым сейчас оперируют скульпторы. Награждая организаторов симпозиума, глава городской администрации Ирек Ялалов привел аналогию с Италией. Когда он был в командировке в Милане, то задал главному архитектору вопрос: «Почему, учитывая наследие великих мастеров, вы не работаете в классическом стиле?». На что ему ответили: «Располагая современными технологиями и достижениями, мы можем создать работы даже лучше, чем у мастеров Возрождения, но это будет повторение. Архитектура и скульптура должны отражать дух времени». - Это та составляющая городской среды, которая дает жителям духовную пищу, и замечательно, что пошла определенная дискуссия. Искусство должно провоцировать, - сказал Ирек Ялалов. - Мы, люди старшего поколения, привыкли к соцреализму, где все понятно и четко, а здесь надо задуматься, осмыслить увиденное. Но ведь любое искусство имеет право на жизнь.
Подарок на века Само открытие вызвало небывалый ажиотаж: собрался не только творческий бомонд столицы, но и простые горожане. 13 скульптур по числу авторов из шести стран, участников симпозиума «ArtTerria», украсили одну из старейших пешеходных зон на улице Ленина. Каждое из творений достаточно монументально: вместе с постаментом достигает 2,5 -3 метров и, по оценкам искусствоведов, представляет собой самостоятельный шедевр, а вместе с другими – уникальный музей под открытым небом. - Рад, что оставил свой след в таком прекрасном городе, - поделился ощущениями один из мастеров москвич Фахраттдин Рзаев. – Всегда жалко расставаться со своим творением, но в данном случае - все равно что дочку отдал замуж в хорошие руки. Уфимский скульптор Фирдант Салиравия (Нуриахметов) признался, что за месяц действия симпозиума художники сроднились, хотя за это время почти не отходили от своих работ – мансуровский гранит тяжело поддается обработке, и подобные монументы обычно высекаются в течение полутора-двух месяцев. Заместитель министра культуры республики Валентина Латыпова отметила, что тема прошедшего симпозиума «Россия. Евразийское пространство: цивилизация и культура» актуальна и перекликается со многими другими событиями в республике. - Восхищена подачей, уровнем мастерства, которые продемонстрировали здесь скульпторы, - сказала специалист Третьяковской галереи Ольга Романова. – Также впечатляет организация, благодаря чему река искусства, жизни потекла по артериям города, а роман с камнем нашел свое воплощение. Один из организаторов - председатель Совета директоров компании «Уфанет» Марат Ахметшин - подчеркнул, что многие привыкли к памятникам, которые хранят память о прошлом. - Смотрю на эти скульптуры и думаю о будущем, - подчеркнул он. - Вы не представляете себе, какой культурный объект вы приобрели, - выразила свое мнение ведущий научный сотрудник Русского музея Альфия Низамутдинова. – Каждая скульптура полна философского смысла, который предстоит разгадать уфимцам. К тому же мансуровский гранит является уральским брендом, украшающим арт-объекты Москвы и Санкт-Петербурга. Спасибо городу за то, что отважились на такой творческий проект.
Искусство размышлять Абстрактное искусство всегда подразумевает определенную концепцию. Любой художник в силу специфики своей профессии является философом, но представшие скульптуры потребовали от своих авторов, а заодно и зрителей, особого осмысления окружающей действительности. - Анаклия - это место, где река Ингури соединялась с морем. Сейчас его больше нет: реку перебросили в другое место, - объясняет Валериан Джикия. - Когда река и море соединялись, происходило столкновение энергий - поднимались огромные, 20-метровые волны, иногда я видел радугу… Словом, идея скульптуры – позитивная энергия. Вообще абстрактная скульптура – это мысль в пространстве. И людям надо дать возможность поразмыслить. Французский дуэт Ange&Dam - Бландин Готье и Марика Лессиа работают вместе уже 30 лет. Они много путешествовали, пытаясь уловить, чем дышит сегодняшний мир. Их творения - отражение всего разнообразия дальних стран и природы: то в человеческой фигуре обнаруживаются растительные элементы, то обнаруживается стилистическое сходство с африканскими идолами… - Я живу не в центральном квартале. В сегодняшнем Париже можно встретить людей со всех концов земли. И мне это нравится! Я – гражданка мира. Не хочу поддаваться пессимизму и верю, что мир избавится от войн и проявлений нетерпимости, - восклицает Бландин. Надо сказать, творения дуэта выглядят легкими и свободными от любых условностей уже сегодня. Они, как правило, лишены объема, однако «Европа» и «Азия» у входа в Национальную библиотеку выглядят хоть и стройными, но вполне округлыми: «Европа» несет в себе элемент жесткости, «держит спину» и тем самым контрастирует с расслабленной «Азией». Современная скульптура не так проста для восприятия – это понимают и сами инициаторы «АртТеррии». - Главное – не ставить себе внутренних заслонов, а просто попробовать увидеть и понять, - говорит Виолетта Ибатуллина. - Мы понимали, что им жить в соседстве, а нам жить с ними. Но ассоциации у каждого свои. Например, «В будущее Мияки» Хитоши Танака - это энергетический посыл: волна - олицетворение энергии, сфера - бесконечность пространства. Эта скульптура - пожелание нашему городу, чтобы он развивался. - Я думаю, это важно прежде всего для детей, - считает Джон Гогаберишвили. - Они будут расти в этом окружении и уважать искусство больше, чем сегодняшние взрослые. Как и предсказывал Хитоши Танака, обрабатывая во время симпозиума мансуровский гранит, аллея стала местом силы, обмена энергиями. - Теперь своим друзьям, приезжающим в Уфу, буду показывать наряду с другими достопримечательностями и эту аллею, – сказал декан профильного факультета Академии искусств Амир Мазитов. – Видел в других городах подобные проекты, но они так не впечатляют своей грандиозностью и авангардностью. - Мировой опыт показывает, что авторитет и притягательность городов, положительный имидж обусловлены в решающей степени культурным обликом, развитостью культурной инфраструктуры, - отметил мэр Ирек Ялалов. - Уфа получила новый уникальный объект, место притяжения горожан, гостей столицы, туристов. Скульпторы и организаторы симпозиума внесли заметный вклад в укрепление престижа и повышение узнаваемости нашего города.
Зиля БАДРИЕВА, Екатерина КЛИМОВИЧ |