|
РУБРИКА "КУЛЬТУРА"Билет на балет
- Леонора Сафыевна, что интересного ждет любителей балета в ближайшее время? - Самое радостное известие: Юрий Григорович согласился поставить у нас «Легенду о любви» Арифа Меликова. Я недавно видела этот его спектакль в Большом театре и была просто потрясена восточным сюжетом, изяществом танцев, красками оформления. Надеюсь, что этим спектаклем откроем новый сезон. С Олегом Габышевым, артистом Театра Бориса Эйхмана, хотим договориться о постановке современного одноактного балета. В связи с предстоящим 100-летием Загира Исмагилова театр получил грант на обновление оперного спектакля на его музыку «Салават Юлаев» и балета «Журавлиная песнь». Они в нашем репертуаре давно и будут еще долгие годы, поэтому и костюмы, и декорации нуждаются в «капитальном ремонте». На днях в «Журавлиной» танцевала наша звездная пара Гульсина Мавлюкасова и Ильдар Маняпов, и это было так прекрасно и трогательно, что лишний раз убедилась в неувядаемости классики, в том числе национальной. - Современная хореография во всем мире превалирует над классическим балетом. Не боитесь отстать от моды? - А вы обратите внимание на то, что просят привозить на гастроли западные импресарио. Именно классику, потому что знают требования массового зрителя: изломанные линии сегодняшнего танца быстро приедаются, хочется красоты и гармонии. Вот и большая часть нашей труппы на март-апрель приглашена в турне по Франции, Бельгии, Люксембургу с «Лебединым озером». За 59 дней 62 спектакля под аккомпанемент оркестра. Интерес к этому балету, к изумительной музыке не пропадает. Нынешние хореографы пытаются его интерпретировать в современной манере. Например, в Монте-Карло появился спектакль «Озеро», где по заказу постановщика Майо французский писатель Руо написал трагедийное либретто, лишенное поэзии и романтики, присущих музыкальному шедевру, партитуру композитора сократили на час, внесли переделки. Как правило, такие эксперименты удерживаются на сцене недолго, а публика, в том числе наша, аплодирует прекрасным сказкам – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», драматическим балетам, где романтический сюжет сочетается с элегантностью и пластичностью танцовщиков, - «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Ромео и Джульетта». Все балетные спектакли в нашем театре идут с аншлагом, будь то нестареющая классика минувших эпох, более поздних лет, как «Спартак» Хачатуряна, «Анюта» Гаврилина, или современные постановки Рината Абушахманова «Семь красавиц», «Том Сойер», «Двенадцатая ночь», «Вечер современной хореографии». Даже по той части репертуара, которую перечислила, видно, что мы стараемся не отставать и от новых тенденций. В том числе и в хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, где воспитываются будущие артисты. Можно назвать премьеру «Водная красавица» композитора Николая Попова, которую хореограф Ринат Абушахманов поставил с учащимися. - Вот мы и подошли к вопросу, который собиралась задать вам как художественному руководителю кол-леджа. Что означает для театра наличие в республике такого учебного заведения? - Этот факт трудно переоценить. К нам очереди выстраиваются из театров, где в городах нет такого счастливого сочетания, - из Екатеринбургского, Челябинского и других, когда в колледже идут выпускные экзамены. Слово «эстафета» как-то приелось, но на самом деле получается замечательная цепочка единой балетной школы. Большинство наших педагогов – выпускники Санкт-Петербургской академии (а некоторые еще со времен Ленинграда), ребята получают основы балетного мастерства по методике, заложенной великой Агриппиной Вагановой. Мы стараемся лучших выпускников оставить в театре. И многие, несмотря на неплохие предложения из других городов, выбирают наш театр, потому что видят на живых примерах, как здесь с первых шагов окружают вниманием, заботой и требовательностью, чтобы могли не просто адаптироваться в новой жизни, а шагать по ступенькам балетного роста. Ведущие солисты - Гузель Сулейманова, Андрей Брынцев, Валерия Исаева, Рустэм Исхаков, Руслан Абулханов, Дмитрий Марасанов, Сергей Бикбулатов – выпускники колледжа. Как и уже упомянутые Гульсина Мавлюкасова и Ильдар Маняпов, которые сейчас на таком высоком уровне творческого мастерства, что их присутствие украшает любую постановку. Однако какими бы прекрасными ни были солисты, без техничного и артистичного кордебалета не создать той вдохновенной атмосферы на сцене, какая только и берет зрителя за живое. Поэтому танцуют ли ребята ведущие партии или выходят в массовых танцах надежные Артем Осипов, Дмитрий Сомов, крепкая подготовка колледжа и театральных педагогов-репетиторов налицо. Кстати, в театре рядом с опытными педагогами Людмилой Шапкиной, Галиной Сабировой работают выпускники колледжа, которые в бытность свою на сцене получили высшее специальное образование в Питере и теперь могут передавать свой опыт другим – это Гульнара Халитова, Рустэм Мухаметов, Артур Новичков, Анна Хасанова. Отдельной строкой отмечу, что и успешный молодой хореограф Ринат Абушахманов первое образование получил в Уфе, а продолжал его в Академии имени Вагановой. Все известные балетные критики отмечают уникальность нашей балетной труппы с ее единой системой подготовки сначала в колледже, затем на сцене театра. - В последнее время в театре один за другим менялись директора. Сказалось ли это каким-то образом на балетной части? - Ни об одном из них не могу сказать, что был невнимателен к балетной труппе, напротив, всегда устанавливалось взаимопонимание. И новый директор Ильмар Разинович Альмухаметов сразу вошел в наши проблемы. Как в мелочах, так и в главном. Например, однажды при нем сказала, что в «Бахчисарайском фонтане» не все в порядке с освещением сцены. Прихожу на очередной спектакль и вижу, как стало светло и красиво. Оказалось, директор пришел к осветителям и, будучи по профессии режиссером, помог правильно установить свет. А вот более убедительный факт. Поскольку «Лебединое» отправилось в турне, директор предложил оставшимся артистам вместе с учащимися хореографического колледжа подготовить совместный балет для детей. Назвали его «Волшебство танца», мне помогали режиссеры Ляйсан Сафаргулова и Альберт Галиуллин. Порядка десяти спектаклей показывается, пока отсутствуют гастролеры.
Алла ДОКУЧАЕВА |
|
|