РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"Ткани. Золото. Идеи
Бархат и шелк из Средней Азии, киргизское праздничное убранство верблюда, шелкомотальное колесо из Бухарского эмирата, интерьер палатки для летних выездов эмира, костюм шамана из Тывы, некогда входившей в состав Китайской империи, ковры - азербайджанский, лезгинский; дорожные шахматы; статуэтки Будды из Бурятии… Все это - символы национальных культур и наследие Великого шелкового пути, некогда связывавшего эти страны и народы. Более 400 подобных экспонатов можно увидеть на выставке «Традиционная культура народов Евразии» в Национальном музее РБ, основой которой послужила коллекция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Ко II веку до нашей эры в Восточной и Центральной Азии сложилась единая система путей сообщения, охватывавшая ареал от Китая до Памира. В начале нашей эры она состыковалась со среднеазиатской сетью дорог - так и возникла магистральная ветвь Шелкового пути, по которой караваны верблюдов доставляли китайские шелка, высоко ценимые на Западе благодаря способности противостоять насекомым-паразитам, пряности, фарфор, косметику, чай из Сианя и Ланьчжоу в Тир, Александрию, Дамаск и Константинополь, в Рим, Пантикапей (современная Керчь) и Массалию (Марсель)… Обратно везли арабских скакунов, золото и серебро, изделия из стекла, полудрагоценные камни, кожу и шерсть, фрукты, овец и охотничьих собак. Основной путь проходил через Северный Афганистан и Среднюю Азию, Иран, Южный Азербайджан и Армению, Малую Азию и Левант (общее название стран восточного Средиземноморья). Товары и технологии оседали и в его узловых пунктах - древних городах - Пальмире, Багдаде, Бухаре, Мараканде, Шеше (то есть Ташкенте)… Существовал и степной путь, который вел через Алтай и казахские степи в Нижнее Поволжье и Южное Приуралье. Прекращение деятельности Шелкового пути вследствие вторжения туркменов и завоеваний Тамерлана стало одной из причин поисков европейцами морского пути на Восток. Естественно, торговые связи в регионе не исчерпывались поставками из Китая в Европу. В Туве, входившей до 1913 года в состав Китайской империи, значительная роль в торговле принадлежала лавкам и факториям из Поднебесной, располагавшимся вблизи буддийских монастырей. Вообще китайские изделия - парча, шелковые и хлопчатобумажные ткани, украшения, трубки и кисеты, чай, скульптуры божеств - встречались по всей Южной Сибири, отделочные материалы - кораллы, раковины каури, монеты - распространились и дальше. Далеко за пределами Кавказа славились богатые ковровые торжища, где можно было приобрести превосходные изделия азербайджанских, армянских, дагестанских, турецких и персидских мастериц. В Средней Азии и Азербайджане еще в начале XX века производились шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные кустарные ткани, пользовавшиеся большим спросом на рынках Европы и Азии. Далеко за пределами Поволжского региона продавались изделия татарских ремесленников - кожаная обувь, головные уборы с золотой вышивкой и ювелирные украшения. Представленные на выставке предметы дорожного обихода, одежда, разнообразные товары и драгоценности, придающие ей вид восточного базара, свидетельствуют об устойчивых торговых связях между перечисленными регионами. На отдельном стенде выставлены экспонаты, принадлежащие нашему музею: серебряный кувшин, обнаруженный в Гафурийском районе, золотые колты и цепочка, найденные в Уфе, золотая бляха (Благовещенский район, Новые Турбаслы) - все из Византии, серебряные блюда из Ирана эпохи Сасанидов… Они доказывают: Шелковый путь был стержнем системы торговых, информационных и культурных связей, которая охватывала огромное количество территорий. И Южный Урал тоже занимал в ней свое место. Погребения, открытые около деревни Новые Турбаслы, а также на территории современной Уфы, сегодня классифицируют как турбаслинскую археологическую культуру. Установлено с высокой степенью вероятности, что это были поздние сарматы, пришедшие из северного Причерноморья после разгрома гуннами державы остготов. Когда они жили там, то контактировали с населением причерноморских провинций Византии. Скорее всего, таким образом в турбаслинских могильниках и появились золотые изделия византийских ювелиров, найденные в 1950-е годы - колт, медальон, подвески. Византийцы воевали с персами и нанимали сарматов, чтобы удержать контроль над Великим шелковым путем. Наемники получали плату, в том числе драгоценностями и шелком. Однако наш лесной климат (а тогда Уфа располагалась на границе лесов и степи) не способствовал сохранению шелков, сотканных из нити шелкопряда - то есть органики. Зато сохранилась византийская бронзовая бляха с изображением императоров-соправителей, найденная в курганах недалеко от современного парка Калинина. Бляхи были прообразами орденов и выдавались воинам в качестве награды. Гуннский поход как будто открыл клапан, и кочевники-захватчики стали приходить один за другим: начался период усыхания степных пастбищ, обмеления водоемов. На территорию Башкортостана с юга Западной Сибири приходят угры. Часть их ушла на север по течению Оби - это были предки хантов и манси. Другая часть (предки современных венгров) расселилась в бассейнах Белой и Камы. Будучи в вассальной зависимости от тюркского каганата, они принимали участие в его военных конфликтах, в основном сражаясь на стороне персов. Пожалуй, самое ценное, что они получали как плату за участие в персидско-византийских и тюрко-персидских войнах - серебряная посуда из сасанидского Ирана, главным образом сосуды с изображением сцен охоты. Угры ценили как само серебро, так и охотничьи сцены: они перекликались с их собственной мифологией. В лесах верхней Камы найдено много (около 300) образцов иранской посуды. Были такие находки и на территории Уфы. - Великий шелковый путь - это уникальное явление в мировой истории. Он связывал торговлей и взаимовыгодным сотрудничеством десятки государств, разные цивилизации, - отметил, осмотрев экспозицию, министр культуры РФ Владимир Мединский. – Он проходил от побережья Китая через всю Центральную Азию, затрагивая Индию. Нам очень интересно показали ответвления, которые касались Южного Урала, - караваны доходили и сюда. По ходу пути формировались города, развивалось предпринимательство, возникали очаги культуры. Проходил обмен не только товарами, но и идеями. И мы не случайно приурочили эту выставку к саммитам ШОС и БРИКС. Те влиятельные политические объединения, которые сейчас формируются, продолжают традиции, которые закладывались нашими далекими предками.
Екатерина КЛИМОВИЧ |