РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Не провинциалка
Известный писатель, журналист и общественный деятель, лауреат Премии имени Шагита Худайбердина Алла Анатольевна Докучаева отметила очередной юбилей. Она – автор более 20-ти художественных и документальных книг, признанный мастер детектива. Докучаева – тонкий психолог, герои ее произведений достоверны, словно выхвачены из жизни. О чем бы ни писала, рассказанные истории всегда интересны, остросюжетны и высокохудожественны.
- Вы помните свою первую публикацию в газете? - Появилась она, когда я училась на третьем курсе филфака Горьковского университета. Тогда вся наша группа по собственной инициативе пришла в молодежную газету узнать, что это за профессия – журналист. Для нас специально открыли вечерний лекторий, где лучшие журналисты города рассказывали о газетных жанрах, а потом нас (30 человек) раскрепили по отделам, меня – в отдел учащейся молодежи. Есть такой известный спортивный журналист Лев Рассошик, тогда он был маленьким мальчиком, а его маму Эмму Самсоновну Малкину признали лучшим классным руководителем в своем районе. Меня и послали написать о ней и о ее 6-м классе школы № 13. Мой шеф Вадим Папоров первую статью заставил переделать: постараться вникнуть в характер героини. С тех пор «вникаю», и очерк – мой любимый журналистский (да и писательский тоже, разницы не вижу) жанр. Со второго раза получилось, зарисовку опубликовали – это был первый газетный опус с подписью А. Докучаева. - Кто были ваши наставники? Какую роль они сыграли в вашей профессиональной карьере? - Вадим Папоров, тогдашний заведующий отделом, позже ответственный секретарь, а еще позже – ответсекретарь центральной «Пионерской правды», и был моим первым наставником. Он и редактор Иван Трунов приняли меня в штат, когда еще училась на пятом курсе. Тогда было распределение, и благодарна им по сей день, что направили на меня запрос в университет, чтобы распределили не в школу, а в газету. И вторым своим учителем считаю редактора «Горьковского рабочего» Владимира Ефимовича Батакова, который своим примером развил во мне организаторские качества, а также понимание ответственности за каждое газетное слово и за свое собственное прежде всего. - Как это вас, Алла Анатольевна, угораздило взвалить на себя тяжкую ношу ответственного секретаря? - Ответственным секретарем стала еще в «Ленинской смене», в 24 года. Как это ни странно сегодня звучит, меня выбрали на собрании коллектива. Я очень боялась, мне казалось, что не сумею чертить макеты, ведь надо было кое-что просчитывать, а я типичный гуманитарий. Но так случилось, что Папоров уже уехал из Горького, заместитель редактора заболел, я осталась одна и вынуждена была справиться. Сегодня, когда издания верстаются на компьютере, только старая гвардия газетчиков помнит расчерченные на квадраты макеты газетных полос. Но главным, конечно, было планирование и очередного номера, и нескольких последующих, налаживание четкой работы отделов, вычитка материалов. Я свою должность всегда считала творческой, и она приносила мне удовлетворение. - Предположу, что ваш родной город Горький (Нижний Новгород) стал кузницей кадров для Москвы. Вы были внештатным корреспондентом «Комсомольской правды». Вам не хотелось завоевать первопрестольную? - Был такой момент, когда заведующий корреспондентской сетью «Комсомолки» предложил бросить «тяжкую ношу ответственного секретаря» и в течение двух-трех месяцев работать только на Москву, ибо у них есть место в штате; надо пройти испытательный срок, тем более, что неплохо себя показала «внештатником». Но я отказалась, ибо у меня была семья, маленький сын, бабушка и дед – пенсионеры, и прожить только на зарплату мужа – ассистента в вузе – было невозможно. Кстати, на меня приходил запрос в двухгодичную школу ЦК ВЛКСМ, но я не представляла, как уехать на такой срок от семьи, и тоже отказалась. Покорение столицы не состоялось, хотя мама, отчим и сестра жили в Москве и уговаривали переезжать. - С 1970 года вы, Алла Анатольевна – уфимка. Ваши любимые места в Уфе? - Наверное, если бы я родилась здесь, места детства и юности стали бы особенно дорогими. А поскольку переехала в довольно в зрелом возрасте, то самым любимым стал тот дом напротив главного корпуса авиационного института, где тогда располагалась редакция «Вечерки» между универмагом и маленькой кондитерской, куда ходили в обед пить кофе с пирожным. И еще люблю зеленую зону между улицей Зорге, где живу, и парком Гафури. - Незабвенный Явдат Бахтиярович Хусаинов, будучи редактором городской газеты, не упускал возможности раздвинуть ее масштабы. Так, «Дом кино» «Вечерки» возглавлял великий артист и режиссер Сергей Бондарчук. Вы представляли уфимскую газету на Всесоюзном телевизионном конкурсе «Песня года – 1972». А однажды отправились в Москву за автографами знаменитостей для библиотеки памяти В. И. Ленина. Расскажите о вояжах в столицу. С кем вам удалось встретиться? - Хусаинов был мудрым редактором и полагал, что городская газета не должна быть провинциальной. Мне не раз приходилось ездить в Москву по его просьбе. Отмечая 60-летие Мустая Карима, привезла высказывания о нем замечательного переводчика его поэзии Елены Николаевской и актрисы Маргариты Тереховой, игравшей в «Ночи лунного затмения», известного хирурга Богуша, делавшего операцию Мустафе Сафичу после фронтового ранения, и редактора журнала «Дружба народов» Баруздина, знавшего его по литературной работе. Участвуя в передаче «Песня – 72», дарила газету «Вечерняя Уфа» с нашей рубрикой «Песня – товарищ» Александре Пахмутовой, Яну Френкелю, Марку Фрадкину, Эдите Пьехе, Эдуарду Хилю… Библиотека памяти В. Ленина, состоявшая из книг с автографами известных писателей, долгое время обитала в Уфе, в Доме-музее Ленина и хранила те тома, что я привезла, встретившись там на заседаниях Комитета по Ленинским премиям и просто на квартирах с Чингизом Айтматовым, Сергеем Герасимовым, Леонидом Леоновым, Алексеем Симоновым, с дочерью Ильи Эренбурга, с Дудинцевым, Дудиным, Доризо, Добронравовым и Пахмутовой. Куда девались эти раритетные экземпляры книг после событий 90-х годов, не имею понятия. - Последний кинофильм, который вы посмотрели? - «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Была разочарована не- оправданными длиннотами вроде погони за летящим шарфом – на час бы сократила эту ленту. Жаль, что от «Солнечного удара» Бунина там вообще ничего не осталось. Но финал впечатляет. - Вы следите за современной литературой? - Не потому, что, почитав Пелевина, Улицкую, Маринину, Донцову и др., не получила материала для раздумий и чувств. Мат и чернуху вообще не принимаю – этого рядом хватает. Литература, музыка, живопись должны поднимать человека, а не макать головой в грязь, лишая надежды. - Какие телевизионные программы привлекают ваше внимание? - Смотрю передачи канала «Культура» - «Сати. Нескучная классика», «Большая опера», «Романтика романса», «Белая студия», «Линия жизни», по Первому каналу – «Что? Где? Когда?», шоу «Ледниковый период», «Голос», по второму – «Сто к одному», «На ночь глядя». Еще «Познер» по Первому – в зависимости от личности приглашенного. - 2015-й год в России – Год литературы. Вы являетесь членом Союза писателей республики (русская секция). По-моему, эта организация более закрытая, чем ФСБ. До простых смертных доходят только слухи о бурных перевыборах председателя Союза, будто речь идет о выборах президента какой-нибудь африканской страны… Могли бы вы рассказать, чем вам приходится заниматься? - Когда я вступала в Союз писателей чуть больше двух десятилетий тому назад, попасть туда было престижно хотя бы потому, что оказывалась рядом с уважаемыми Мустаем Каримом, Мусой Гали, Робертом Палем, Муратом Рахимкуловым, Марселем Гафуровым, Александром Филипповым, всех не берусь перечислять, с кем общение было полезным, оставляло след в душе. Дома творчества в Пицунде или под Кишиневом тоже дарили встречи с интересными и мудрыми деятелями литературы – Григорием Баклановым, Григорием Гориным, Натаном Эйдельманом, Андреем Дементьевым, с супругами Дудинцевыми, Романом Белоусовым и др. Теперь сама принадлежу к «группе аксакалов», и здоровье не позволяет активно быть занятой в деятельности писательской организации. Недавно туда приняли много молодежи, что, возможно, их вливание даст импульс творчеству. - Учителя литературы спорят. Одни говорят, что не стоит увлекаться анализом художественного произведения: он вредит, разрушает его непосредственное восприятие, нужно как можно больше вслух читать в классе сам текст. Им возражают: мы не хотим превращаться в чтецов и не представляем себе урока без разбора сочинения. А что думаете вы? - Я думаю так, как и многоопытный преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РБ и РФ Лидия Ивановна Башинская: на уроке словесности есть только три фигуры: учитель – книга – ученик. Интерактивная доска при этом вовсе не обязательна, как и компьютер. Дети разучились читать, обсуждать прочитанное, мыслить и чувствовать вместе с писателем и его героями. Классическая литература всегда учила патриотизму, духовности, высоким чувствам. Воспитанный ею народ, независимо от его национальности, выстоял в жестокой войне, победил фашизм, а сейчас инженер в телепередаче «Как стать миллионером» на вопрос о фамилии отца Татьяны в «Евгении Онегине» выбирает «звонок другу»; студенты не знают, кто такой Молчалин, и на вопрос, читали ли «Горе от ума», отвечают: «Проходили, но не читали». Сочинения до недавнего времени заменяли диктантом, 11-классники показывали вопиющую неграмотность, не говоря уж о том, чтобы сформулировать мысли и рассуждать о литературных произведениях. Так что учителя литературы не о том, мне кажется, спорят. Надо вернуть в расписание русский язык и литературу в полном объеме. - Вы бывали в странах Восточной и Западной Европы, несколько раз в США… Где вы чувствовали себя «в своей тарелке»? - Европейские страны с немецким языком, которым могу воспользоваться на бытовом уровне (Австрия, Германия, Швейцария), нравятся своей благоустроенностью, порядком, аккуратностью, вниманием к удобству людей, причем порой богатство роли не играет: к примеру, в ванной всегда есть самый скромный стаканчик для зубной пасты и щетки, несколько крючков для полотенец, рулоны дешевой туалетной бумаги, а в вестибюле гостиницы стоят в углу несколько зонтиков на случай дождя. Все это мелочи, но в наших больницах, где в последнее время пришлось побывать то по болезни мужа, то со своими собственными недугами, нет ни туалетной бумаги, ни элементарных крючков в палатных совмещенных узлах, ни простых деревянных полочек над раковинами для умывания. Согласитесь, что для этого не надо особых финансовых вложений – только минимальная забота о больных. Но спасибо, что медицинское оборудование стараются приобретать современное и лечат ответственно. Что касается США, то холодная политика в отношении России – дело рук их властей и политиков, в обычных людях не доводилось замечать ненависти к россиянам. И вообще мне показалось, что народ там меньше интересуется внешней политикой своего руководства, нежели у нас, а занят своими собственными проблемами. Их там, поверьте, немало, и жизнь для многих тоже не сахар. - Вы встречались с молодой порослью: ребятами 15-й и 4-й школ, учащимися автотранспортного, хореографического и музыкального колледжей. Что их интересует? Какое произвели на вас впечатление наши внуки? - Везде, где проходили эти встречи, с ребятами было интересно. Они нынче другие, технически подкованные, с малолетства дружащие с Интернетом, планшетами, сотовыми телефонами, в основном обеспеченные – даже малообеспеченные семьи стараются содержать детей «на уровне». У молодых слишком много соблазнов, они привыкли получать, не прилагая трудовых и умственных усилий. С ними редко беседуют по душам, ими мало интересуются умные взрослые. Но, как в каждом поколении, среди них много талантливых, желающих видеть страну процветающей не без их помощи. На них надежда.
Юрий КОВАЛЬ |