РУБРИКА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"Вернем словам исконный смысл
Прозвенел последний звонок для участников конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана-2015» и «Учитель башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2015». Осталось только назвать имена победителей (они станут известны после новогодних праздников на церемонии закрытия). Впечатлениями о нем, о своем взгляде на проблемы современного образования поделились те, кто особенно пристально следил за профессиональным марафоном.
Сынтимир Баязитов, заместитель главы администрации Уфы: - За все годы существования конкурса мы неоднократно убеждались, что он привлекает к себе внимание не только организаторов, участников, но и школьников и их родителей. Им живут наши горожане, следят за учительским состязанием по материалам печати, телевидения и глобальной сети. Цель конкурса – поддержка инновационного движения, развития и расширения профессиональных контактов, пропаганды приоритетных направлений в сфере образования, повышения престижа учительской профессии. В этом году в нем принимают участие 55 учителей общеобразовательных учреждений столицы, среди которых много новаторов, исследователей, победителей и участников различных педагогических состязаний. В центре, как всегда, - личность учителя. Ежегодно мы открываем новые имена. Вот и прошедший год показал, как много у нас талантливых педагогов, с энтузиазмом принимающих участие в различных начинаниях, программах, форумах, съездах, которых волнует судьба родной школы, столицы и республики. Думаю, что и участники нынешнего докажут, что профессия учителя - одна из самых важных. Надеюсь, что опыт конкурсантов, их образовательный ресурс станет всеобщим достоянием и обогатит отечественную систему образования. А победителем станет не только высококвалифицированный учитель, но и одаренная личность, интеллигентный человек, способный стать лидером педагогического сообщества Уфы.
Елена Хаффазова, начальник Управления образования администрации города, член жюри: - Конкурс стартовал в 1998 году. Время было непростое, тогда многие больше думали о хлебе насущном, чем о духовности. Были сомнения, сможем ли, убедим ли общественность, что именно в такие переломные моменты поднять престиж учительской профессии – задача государственная. Теперь уже можно говорить: убедили и доказали. Менялись этапы конкурса. Какие-то устаревали, появлялись другие, потому что этого требовали новые федеральные стандарты и сама жизнь. Но какие бы задачи она ни ставила, неизменным оставалось одно: хороший учитель – личность, которая не только дает знания, но и формирует мировоззрение. Педагог - всегда пример служения своему делу. Если по твоему пути пошел хотя бы один ученик – ты выполнил свое предназначение. У лучших учителей столицы таких последователей десятки. Педагог – живой человек, ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. Возможно, он не всегда прав, но он борется, преодолевает трудности. И это нормально. Гораздо страшнее профессиональное выгорание. Вот поэтому так важно в какой-то момент посмотреть: а что у других? Конкурс – хорошая возможность для обмена опытом, инновациями, открывающими дорогу всему передовому. Когда речь идет о школе будущего, имеются в виду не только оснащенные различными IT-новинками кабинеты. Без творческих идей, энтузиазма педагога вся эта техническая начинка мертва. И не суть, кто победит в конкурсе. Важны единый дух, обмен идеями, взаимообогащение. Пока в учителе есть стремление развиваться, действовать, мечтать – он победитель.
Владислав Бенин, председатель жюри конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2015», доктор педагогических наук, декан социально-гуманитарного факультета БГПУ имени М. Акмуллы: - Конкурсы профессионального мастерства - своеобразные курсы повышения квалификации. Это творческая площадка, где должны подниматься важные вопросы, пути решения проблем образования. В свое время датский физик Нильс Бор сформулировал принцип дополнительности, который впоследствии применяли в различных сферах познания, в том числе и в социальной педагогике. Он предполагает подход к развитию человека в совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального, которые в итоге определяют характер, содержание и результаты его адаптации в обществе. Школа должна задуматься: найдет ли ее выпускник свое место в социуме? Для этого необходима ранняя профориентация. В мире существуют около 40 тысяч разных профессий, а ученики в лучшем случае имеют представление о десяти. В Уфе квалифицированный станочник получает зарплату в 100 тысяч рублей. Почему бы не пригласить его на классный час, чтобы ребята получили представление о рабочей специальности из первых уст? Сегодня в школах исчезло самообслуживание, мы оберегаем наших детей от труда, будто в жизни он им не пригодится. Не знаю, что важнее: уроки домоводства или математика? По крайней мере, после окончания школы я ни одного уравнения не решил, а держать в руках молоток приходится. Что касается непосредственно конкурса. Общий уровень, несомненно, вырос. И это заслуга планомерной работы системы столичного образования: самого управления, научно-информационно-методического центра. На базе школ действуют экспериментальные вузовские площадки, налажено тесное взаимодействие учителей и ученых. Появился целый класс педагогов- исследователей. Но нашим учителям еще порой не хватает общей культуры. Педагог, будь то математик или химик, должен видеть дальше своего предмета. Эйнштейну же игра на скрипке не мешала совершать научные открытия, а думаю, помогала. Второе, о чем обязательно хочу сказать. Учитель не может все знать. Лучше признаться, чем лгать. Этого ученик никак не простит. Не надо готовить лицемеров, создавая в лице педагога образ железного человека, лишенного эмоций. Ребенок должен понимать, что учитель тоже переживает в своей жизни и горе, и потери. Я не призываю педагога встать на один уровень с учеником. Его надо поднять до своего уровня.
Райса Давлетбаева, председатель жюри «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2015», доктор педагогических наук, профессор БГПУ имени М. Акмуллы, директор Лингвометодического центра изучения государственных языков РБ: - Конкурс набирает обороты. Наметился явный прогресс в методике преподавания. Но работы еще немало. Больше внимания необходимо уделить содержанию языка, его лексике. Говорить, а не зубрить правила. Увлекшись структурой языка, педагоги могут потерять интерес ученика к предмету. Наши конкурсанты в основном работают в русскоязычных школах. И там, чтобы привить любовь к башкирскому, необходима мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок понял: изучение еще одного языка только обогащает его. Уверена, детей, воспитанных в другой культуре, необходимо знакомить с бытом, одеждой, национальными блюдами, например, мелодия курая порой скажет о народе больше, чем целая книга. Культура и язык – единое целое. Не надо забывать и о воспитательном моменте. Путь к изучению языка лежит через личность учителя. Если у педагога горят глаза и каждый урок не похож на предыдущий, то ученик к его предмету будет относиться с уважением и интересом.
Гузель Леонова, член жюри, победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2014», учитель русского языка и литературы лицея «Содружество»: - Меня дети как-то спросили: «А вам не скучно из года в год проходить одни и те же произведения?». – «Не скучно, - ответила. - Ведь с каждым классом я делаю для себя новые открытия: замечаю детали, которые раньше не видела, и удивляюсь этому. Становишься старше и с опытом некоторые вещи видишь совсем под другим углом». Задача учителя-словесника – кропотливая работа с текстом, там - все ответы. Чаще всего она происходит на уроке: мы вместе читаем и анализируем. Недавно порадовала одна шестиклассница, сделавшая собственный вывод: «Оказывается, когда читаешь, мудреешь». Такая мудрость ребенка дороже самой высокой похвалы. Дети не станут читать, если в семье нет культа книги. Обсудить роман, услышать точку зрения родителей. И тогда заставлять не придется. Многие сегодня восприняли возвращение сочинения как панацею: читать начнут больше! Не будут! Необходимо увеличить количество часов на литературу – говорят. А ведь дело не в количестве, а в качестве организации урока. Иногда 15 минут дают больше, чем несколько занятий. Одно слово, строчка, стихотворение способны вызвать целую гамму чувств и размышлений. Мы часто делаем замечания детям: неправильно говорят, не могут сформулировать мысль. Но, к сожалению, и молодые учителя иногда страдают отсутствием культуры речи. Недавно на учительском форуме в Санкт-Петербурге ставился вопрос об организации специальных курсов по этому предмету для всех преподавателей. Разве грамотная, образная речь – прерогатива только словесников? Мне известны и другие примеры, когда заслуженный учитель, математик пишет прекрасные стихи. Педагог должен быть впереди, хотя бы на полшага. Я специально зарегистрировалась Вконтакте, чтобы посмотреть, какие интересы у моих учеников. Есть дети, которые выкладывают на своей стене стихи Блока, Лермонтова. Подбирают под свое настроение, мироощущение. Но есть и такие, кто публикует всякую ерунду. Мы забыли, что слово «богатый» раньше имело совершенно другой смысл: помеченный Богом. И когда оно обретет свое первоначальное значение (а это от нас зависит), тогда и Учитель займет предназначенный ему пьедестал.
Светлана ЯНОВА |