РУБРИКА "УЧИТЕЛЬ ГОДА" С веком наравне
- Завидую молодым. Важно в самом начале получить возможность заявить о себе, приобрести единомышленников, наметить перспективы, - обратилась к конкурсантам «Учителя года столицы Башкортостана-2015» абсолютный победитель прошлого года учитель русского языка и литературы лицея «Содружество» Гузель Леонова.
Особенность нынешнего форума – участие педагогов, окончивших вузы не так давно. И это символично – в школе идет смена поколений, в нее вливаются свежие молодые кадры. Дочке учителя иностранных языков лицея №107 Маргариты Жерновковой нет еще трех, а мама уже вышла на работу. У Маргариты Сергеевны педагогический стаж небольшой – всего четыре года, но творческого запала ей не занимать. - Упор делаю на разговорную речь, - поясняет она. – Дети с удовольствием изучают язык, многие применяют его на практике, отправляясь летом на отдых за границу. Также мы участвуем в различных олимпиадах, разыгрываем сценки на английском и немецком языках. Но перед своими воспитанниками педагог ставит и задачу-максимум: читать в подлиннике произведения великих английских классиков. - Дети – натуры непосредственные, - продолжает Маргарита, - если им скучно, они притворяться не будут. Поэтому, когда занятия проходят интересно, ясно сразу: лучший индикатор - улыбка. Аида Гилязова преподает математику в лицее №5. Во время учебы в Башкирском государственном университете она уже определилась с будущей профессией: работала вожатой в лагере и школе. Многие ее однокурсники пошли в банковскую сферу. - Но быть в гуще событий, реализовать свои творческие задумки, куда интереснее, - считает она. Педагог уверена, что базовые знания по математике усвоить может каждый, а чтобы сделать свой предмет привлекательным, придумывает деловые игры, КВНы. - Не надо торопить ученика, а дать ему возможность найти правильный ответ самому, - уверена Аида. – Это повышает самооценку, создает стимул для взятия более высоких вершин. Ильсия Гарифуллина окончила БГПУ имени М. Акмуллы в 2007 году и пришла в башкирскую гимназию №122. - Язык – неотъемлемая часть нашей культуры, - говорит она, - я бы сказала, что любовь к нему будит в человеке духовность, приближает его к истокам этноса. В этом году одним из этапов конкурса «Учитель года» стало чтение наизусть отрывка из художественного произведения. Ильсия Дильмухаметовна выбрала стихотворение Мустая Карима «Век»: - Оно заставляет задуматься нас о смысле жизни. Поэт сетует: «с безверьем вместе безвременье сегодня у руля». Моя задача - помочь детям не заблудиться в этой жизни, а ориентиром для них должны стать культура и традиции народа. - Не наступать на одни и те же грабли, а идти по жизни с фонариком, – так образно определила значение правовой грамотности преподаватель истории и обществознания гимназии №39 Асия Ахметова. - Отдаю предпочтение проблемно-диалогической методике, - говорит Асия Ханифовна. – Проще говоря, ребят надо «завести», тогда и дискуссия будет плодотворной. Роль учителя в этом диалоге скорее направляющая. Минимально вмешиваясь в процесс обсуждения, дать возможность высказать разные точки зрения и прийти к общему знаменателю. Хорошо разбираться в психологии подростков Ахметовой помогли собственные дети. У нее трое сыновей, которые радуют маму своими успехами. Айдар Ахметзянов в педагогике - 15 лет, из них два - в лицее №21. Поначалу его личность будоражила детские умы: неужели возможно, чтобы мужчина преподавал русский язык и литературу? Теперь же ученики с пятого по десятый классы совершенно уверены: так и должно быть. - У меня на уроках идеальная дисциплина, - ответил на вопрос Айдар Рафаэлович. – Но не потому, что они меня боятся, просто мы друг друга понимаем. На литературу отводится слишком мало часов, считает конкурсант, не хватает времени проанализировать произведение, много времени уходит на тексты. Учитель русского языка и литературы школы №25 Елена Крестьянинова всегда знала, что будет работать в школе. Ее мама 40 лет преподавала ИЗО и черчение. Елене оставалось только выбрать предмет, и в этом большую роль сыграла филолог Таисия Владимировна Гришина. - Приучить детей к чтению в век информационных технологий - задача сложная, - делится педагог. – У них другое восприятие материала. Пятиклашки, например, классике предпочитают сказки. Конкурс, по словам Елены Анатольевны, - возможность сравнить свой уровень с достижениями коллег, взять на карандаш интересные разработки. В этом году жюри «Учителя года столицы Башкортостана-2015» возглавил доктор педагогических наук Владислав Бенин, декан социально-гуманитарного факультета БГПУ имени М. Акмуллы. Известный многим поколениям студентов острым умом, он и в этот раз не разочаровал своим кратким приветственным словом: - Есть только одно жюри, которое никогда не ошибается, - ваши ученики. И если именно для них станете лучшим учителем, то это и будет ваша главная победа.
Сегодня в общеобразовательных учреждениях города работают свыше 5,5 тысячи педагогов, более двух тысяч из них имеют награды. Свыше 250 учителей стали победителями приоритетного национального проекта «Образование». В прошлом учебном году пять столичных педагогов отмечены почетным званием «Заслуженный учитель РБ», 11 отмечены премией президента республики, 13 - главы администрации столицы, 200 человек поощрены отраслевыми наградами Министерства образования Башкортостана. В 2014 году 122 выпускникам педагогических ссузов и вузов, которые пришли работать в школу, выплачено из муниципального бюджета единовременное пособие на сумму свыше 5 миллионов рублей. В конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана-2015» приняли участие 36 педагогов. В конкурсе «Учитель башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2015» - 19.
- Мы стремимся поддерживать талантливых педагогов, оказываем помощь молодым специалистам, - говорит глава администрации столицы Ирек Ялалов. - Конкурс – трудный, но увлекательный этап в жизни учителя, возможность продемонстрировать свой стиль работы, раскрыть секреты профессии педагога.
Светлана ЯНОВА |