РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Красный день календаря
До революции праздничные дни официально именовались неприсутственными, так как не работали чиновники присутственных мест или, в переводе на современный язык, – учреждений, контор и т.п. В году таких дней насчитывалось больше сорока! Рождество, Новый год, Крещение, Пасха – это само собой, но были ещё и табельные дни – дни рождения и тезоименства (день ангела) царствующих особ.
Вспомним сюжет из киножурнала «Ералаш», где у мальчишки бурю эмоций вызвало чтение орфографического словаря, и чуть усложним задачу – поищем слово праздник в словаре В.И. Даля. Находим его в статье праздный, читаем и… удивляемся. Сейчас мы понимаем праздный только как нечто из области безделья, а ведь когда-то, оказывается, наравне с баклушниками и лентяями это слово относилось и к чему-то порожнему, ничем не занятому. Потому существовали такие немыслимые сегодня словосочетания, как праздный (то есть пустой) дом, праздное поле. Между прочим, праздная женщина - это вовсе не гуляка какая, а просто женщина не беременная. Праздной, т.е. свободной от работы, называлась даже пасхальная неделя. Позже чаще стали говорить праздничная неделя, праздничные дни. Табельные дни были отменены ещё в марте 1917-го, а религиозные праздники не тронули и в первые годы после пролетарской революции. Вот весьма красноречивый перечень красных дней календаря времён нэпа: «Январь 1 – Новый год, 22 – День памяти В.И. Ленина и Кровавого воскресенья; март 12 – Низложение самодержавия, 18 – Парижская коммуна… август 6 – Преображение, 15 – Успение; ноябрь 7 – День Пролетарской революции...». Подобное разнообразие выглядело крайне забавным, да ещё и православные праздники почему-то предлагалось праздновать по старому стилю. Но вскоре заработала мельница пропаганды: праздноваться стали дни рождения комсомола и пионерии, а Новый год как буржуазный праздник на целое десятилетие был отменён. Он вернулся лишь накануне 1936-го – практически вместе с днём Сталинской Конституции (помните праздничный день 5 декабря?). Правда, выходной день 1 января народу вернули только в 1947-м. Но если учесть, что само слово выходной означает день для выхода в свет или общество (вспомните выходной костюм), то кто мог выйти из дома после, мягко говоря, бессонной ночи? Скорее, день можно было назвать невыходным. Появилось и нечто похожее на дни тезоименств: какой настоящий советский человек в своё время не помнил о 21 декабря – дне рождения Иосифа Виссарионовича? Или, чуть позже, о 17 апреля (Н.С. Хрущёв), 19 декабря (Л.И. Брежнев). Именинникам посвящались полосы газет, в учреждениях украшались цветами портреты, к памятникам и бюстам юбиляров возлагались цветы, на грудь им вешались звёздочки (лучше всего, когда пять или четыре и в два ряда). Зато один из самых наших больших праздников – День Победы, «красным» стал только в 1965-м. Кстати, вместе с горячо любимым днём 8 Марта. У каждого человека всегда есть и свой личный праздник – день рождения. А ещё день свадьбы, выпускной вечер. Приезд долгожданного друга, в конце концов. Вдвойне хорошо парижанам, ведь если верить Э. Хемингуэю, у них есть праздник, который всегда с ними. Да и у нас всё не так плохо, только всегда надо помнить, что праздник должен быть прежде всего в душе. Словом, как напоминает нам всё тот же старина Даль: «Для доброго человека всякий день – праздник!».
Анатолий ЧЕЧУХА |