|
РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"225 лет толерантности
В далеком 1784 году императрица Екатерина II подписала Указ о веротерпимости, а четыре года спустя распорядилась учредить в Уфе Духовное собрание магометанского закона.
В контексте мировой истории событие это эпохальное. В Испании, Италии, Португалии бушевала инквизиция. Во Франции протестанты боролись за элементарные гражданские права. Пропасть между христианством и исламом была настолько велика, что в просвещенной Европе никто даже представить не мог мирное сосуществование двух религий. Про Россию тогда говорили разное, хотя редкий немецкий или голландский путешественник оказывался восточнее Петербурга. Между тем на Волге, на Урале, в Сибири веками в мире жили и православные, и мусульмане. С образованием в Уфе Духовного собрания магометанского закона ислам в стране стал развиваться в новом ключе. Общины получили возможность строить мечети, влюбленные - вступать в браки по законам шариата. По всей стране возводились медресе и мектебы, где каждый мог изучать не только религиозные книги, но и знакомиться с передовыми достижениями светской науки. Сейчас на территории страны действуют 82 мусульманские централизованные религиозные организации. Наиболее многочисленными и авторитетными из них являются ЦДУМ России, Совет муфтиев России, КЦМСК. Под эгидой ЦДУМ России работают более 3,5 тысяч общин. Из них 1100 в Башкортостане, 1300 - в Татарстане. Есть общины в Пензенской, Волгоградской, Самарской областях, в Мордовии, Марий-Эл, в Ростовской, Астраханской, Оренбургской областях, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Ислам в республике динамично развивается. Например, в 1980 году на весь регион было всего 16 мечетей, а сейчас их более 1100. На юбилей Центрального духовного управления мусульман России прибыли представители мусульманских общин более чем из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди гостей присутствовали представители авторитетных мусульманских объединений, таких, как Организация исламского содействия, Центр по исследованию исламской истории и так далее. Также в празднованиях приняли участие руководители основных мусульманских духовных центров Российской Федерации, представители традиционных конфессий страны. Впервые в истории в торжествах принял участие президент страны. Главной площадкой для празднования выбрали Башкирский государственный театр драмы. В фойе работали сразу две выставки: одна из них была посвящена исламу в Башкортостане, а вторая – халяльной продукции. В республике по канонам шариата выпускают продукцию порядка 45 предприятий. Но для региона, где половину населения составляют мусульмане, это - капля в море. Как и в любом бизнесе, в халяльной индустрии не все идет гладко, случаются и подделки, магазины не всегда правильно организуют выкладку. Но с такими же проблемами в свое время сталкивались все страны, которые организовывали халяльный бизнес. Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу отметил в своем выступлении, что Россия состоит в ОИС на правах наблюдателя и что тесное взаимодействие во многих областях было бы крайне полезным. Например, в Организацию входят различные торговые объединения и производственные ассоциации. В структуре ОИС есть и Исламский банк развития. В России такой вид финансовых операций только зарождается, в Уфе финансовые услуги по законам шариата предоставляет всего одна компания. Таким образом, точек для возможного взаимодействия более чем достаточно. В кулуарах делегаты плотным кольцом обступали представителей Саудовской Аравии. В этом году в Мекке проводится глобальная реконструкция, из-за этого квоты для паломников из всех стран были сокращены. Министр по делам хаджа Саудовской Аравии Бандар бин Мухаммад Хаджар объяснил, что реконструкция вынужденная. Чтобы каждый мог прикоснуться к святыням, началось увеличение площадей для молитв, также обновляется инфраструктура территорий палаточного лагеря, где размещаются люди во время хаджа. Большое внимание уделяется вопросам безопасности. Участники торжественного собрания из Турции, Индонезии, Саудовской Аравии в своих выступлениях опровергали стереотипы, которые сложились вокруг традиционных мусульманских стран, объясняя: они развиваются в векторе веротерпимости. - Ислам никогда не навязывал своих убеждений, - говорит заместитель министра по делам религий Турции Мехмет Пачатжи. – И Россия относится именно к тем странам, где многие конфессии гармонично уживаются. История ислама на территории вашей страны насчитывает тысячи лет, за это время сформировались традиции, культура отношений, и я рад, что вы их сохраняете. В своих выступлениях иностранные делегаты и представители России не уставали подчеркивать, что мусульманство миролюбиво и толерантно, но сейчас экстремисты и фундаменталисты, не имеющие никакого отношения к исламу, пытаются бросить тень на всю религию в целом. Также высказывалась озабоченность двойными стандартами, а иногда и откровенной подменой понятий. Увы, эти беды не обошли стороной и российскую умму. Руководитель Центрального духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев рассказал, что в области много православных казаков, также большое количество мусульман. Все живут вполне мирно. Правда, приходится сталкиваться с тем, что нередко граждане имеют довольно поверхностные знания об исламе, и, чтобы разрушить различные стереотипы, необходима серьезная методическая работа. Председатель прихода мечети №44 села Средняя Елюзань Пензенской области Кязим Якупов признался, что в регионе, который он представляет, есть сторонники разных духовных управлений. Есть, увы, и молодежь, которая выбирает различные псевдорелигиозные течения. Более того, случается, что и сами религиозные деятели учат молиться «не так». - В школах сейчас вводят единую систему преподавания предметов. И я считаю, это оправданно не только для светского образования, но и для религиозного. Конечно, есть единые программы воскресных школ, медресе, исламских университетов, но, думаю, что не хватает методического комплекса, - говорит Кязим Якупов. – Из-за той ситуации, которая сложилась сейчас, руководство религиозных объединений вынуждено назначать в мечети возрастных имамов. Но в любом случае за последние годы вся умма получила новый вектор развития. Например, наша мечеть в Средней Елюзани существовала и в годы СССР, естественно, с тех пор увеличилось и количество прихожан, повысился и уровень знаний людей.
Вопросы, касающиеся исламского образования, звучали и с высоких трибун, и обсуждались в кулуарах. Система обучения в медресе существовала веками, но сейчас необходимо внедрять современные подходы, повышать качество, унифицировать методику. В Российском исламском университете, например, для имамов открылись специальные курсы повышения квалификации. Современному священнослужителю требуется множество знаний, он должен быть в курсе последних изменений законов о религиозных организациях, ему необходимо уметь правильно оформлять земельные участки, на которых планируется строительство мечетей. В то же время многие имамы получили профильное образование 20 и более лет назад. Помочь им и призваны курсы. До конца года их прослушают 125 имамов. В планах - организовать дополнительное обучение для священнослужителей каждые пять лет, поскольку для уммы имам заведомо авторитетен, а раз так, то ему крайне важно быть компетентным специалистом.
Рада КАЛИНИНА. |
|
|