|
РУБРИКА "Классный час"«Скушнота» живет не в садике
Как вы относитесь к детям? - с этого вопроса начинается прием на работу в детский сад. Знания и профессионализм, необходимые для общения с малышами, стоят на втором месте, а на первом - доброта и любовь к детям. Чем живет сегодня детский сад, какие проблемы волнуют педагогов и его маленьких обитателей - об этом мы пришли поговорить в ЦРР детский сад №253.
Детский сад, расположившийся рядом с лесным массивом в начале улицы Российской, открылся в 1976 году. На его территории одних сосен - 250, не считая других деревьев и многочисленных цветов, за которыми ухаживают всем коллективом. Недаром в прошлом году учреждение стало победителем республиканского конкурса «Зеленый наряд детсада». Из 28 педагогов и 10 младших воспитателей половина - молодые специалисты. Они получили хорошее образование, а опыт - дело наживное, тем более, что здесь работают педагоги, у которых есть, что перенять. Две логопедические группы не вмещают всех желающих, предпочтение отдается детям, живущим в микрорайоне. - Ребята сейчас очень развитые, - говорит заведующая Марина Горшунова, - поэтому к педагогу предъявляются высокие требования. К пассивному воспитателю дети не потянутся: интерес в первую очередь должен быть у него самого. Здесь не конвейер - отработал смену и домой. Труд над собой по времени не ограничен. Мы проводим среди сотрудников конкурсы, чтобы раскрыть их потенциал, который в обычной жизни не всегда заметен. Кто-то прекрасно декламирует стихи, а кто-то покоряет восточными танцами. Конкурс на День 8 Марта «Лучший воспитатель» уже стал традиционным, а на 23 февраля пригласили бойцов спецназа. Вы бы видели, как мужчины, прошедшие «горячие точки», перетягивали канат с детишками. Думаю, они получили гораздо больше удовольствия, чем ребятишки. Теперь в планах пригласить их в гости с питомцами - служебными собаками. Выбор Зачем мы отдаем своих детей в дошкольные учреждения? Вопрос не такой простой, как может показаться. Казалось бы, в наш век потребления, когда взрослые много работают и не все могут позволить себе нянек и гувернанток, ответ лежит на поверхности. Не с кем ребенка оставить? Эта проблема тоже решаема: а бабушки и дедушки на что? Но даже состоятельные люди норовят отдать свое чадо в детский сад, пусть частный и малокомплектный. Действительно, необходимость общения в коллективе сверстников, так называемая социализация, потом во многом определяет успешное вхождение в школьную жизнь. Парадоксально: несмотря на то, что малыши в садике очень часто, словно по цепочке, подхватывают все детские болезни, именно здесь закладываются основы здорового образа жизни: своевременное питание, сон, прогулки. - Каждый день, - продолжает Марина Павловна, - мясо и молочные продукты, летом - свежие фрукты, зимой - соки и витаминные отвары. На питание у нас еще никто не жаловался. Перевешивает в пользу дошкольного образования и творческое развитие маленькой личности. Лепка, рисование, аппликация по-прежнему остались в расписании. Кроме того, прямо в стенах садика можно получить дополнительное образование по хореографии, иностранному языку, изобразительному искусству, подготовке к школе. Эти занятия платные, их проводят приходящие специалисты, и родителям опять помощь - не надо вести ребенка после работы в кружок или секцию. Палка о двух концах Отправив ребенка в садик, взрослые потирают руки: теперь воспитанием займутся профессионалы. - Родителей предупреждаем, - раскрывает суть проблемы старший воспитатель Марина Попова, - мы идем вам в помощь, а основы закладываются в семье. До пяти лет мы воспитываем, а после - перевоспитываем. Что легче? Конечно, при современном темпе жизни время общения между родителями и детьми сократилось, и часто диалог ребенок - воспитатель становится продолжительнее домашнего. Например, поступок важнее слова. Для нас каждая семья как на ладони, даже если дитя не делится своими секретами с педагогом. Умеет ли элементарно сложить свои вещи, выслушать, не перебивая, или тянет одеяло на себя: не делится игрушками, выхватывая их у товарища? Дети подражают родителям, имитируя их поведение. Пока родные для них - безусловный авторитет, а все сказанное - истина в последней инстанции. Дети верят нам, взрослым, а мы не всегда бываем правы. В обязанности педагога не входит воспитание родителей. Но как быть, если ребенок приходит изо дня в день немытым и в грязной одежде? Кто виноват? Как убедить маму, что ее сын может стать изгоем и посмешищем? Или другой пример: приказ «Обязательно надень на прогулку курточку!». На улице жарко, ребенок парится, но не снимает верхней одежды: мама сказала! Мама или друг? В какой роли должен выступить педагог дошкольного образования: заботливой мамы или друга? - Когда ребенок маленький и ему нет еще четырех, - делится воспитатель Ольга Белова, - то важно его пожалеть, приласкать. А вот в возрасте «почемучек» на первый план выступает уже педагог-товарищ, способный ответить на вопросы маленького гражданина. Они бывают самыми неожиданными: о Боге, о правах ребенка, про космос. Все знать невозможно, и малышу надо сказать честно, если не можешь дать верного ответа: «Мне надо подумать, а завтра вместе найдем его». Устами младенца Поговорили мы и с детишками. В ходе беседы выяснилось, что в сказку об аисте никто не верит, а люди женятся для того, чтобы рождались дети и были папы. Фотографии, выданные УЗИ, есть у многих. Итак, вопрос первый: «Зачем родители отдают детей в садик?» Саша (ей скоро 7 лет): - они ходят на работу и отдают нас в садик, чтобы мы развивались. Здесь больше знаний приходит в голову. Арсен (4 года): - не могут с нами учиться - им нужно зарабатывать деньги на еду, игрушки. Динислам (6 лет): - в садике весело, а дома - одна скушнота. Деньги дают на работе, мама в налоговой документы делает, а папа ищет работу. Тройняшки Марат, Искандер и Тимур (6 лет): - у мамы дела - она готовит нам ужин, а папа ездит на работу. В садике нас учат. Алия (5 лет): - мне нравится работать в садике, а не сидеть дома. Здесь узнаем новое, играем . Вопрос второй: «Что такое счастье?» Варя (6 лет): - счастье - это радость. Динислам: вот если бы папа купил мне машинку, которая меняет цвет. Тимур: - когда я веселый и день хороший. Алия: - чтобы солнышко светило и туч не было. А на вопрос: «Каким должен быть воспитатель?» все без исключения ответили: такой, как наша Ольга Евгеньевна, доброй и нежной.
В соответствии с государственными требованиями, каждое учреждение разрабатывает свою программу образования, в советское время она была единой. В детском саде №253 выбрали программу «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. В ней на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Точка зрения Очень часто можно слышать от родителей, например, такие отзывы: «У нас очень дорогой частный садик!» (этим подразумевается, конечно, «хороший»); «мы занимаемся у дорогого специалиста (педагога)!»(разумеется, однозначно - «хорошего»). Если вещь дорогая - значит, она хорошая (одежда, игрушки), и наоборот. Такая же оценка происходит в смысле воспитания. Если с ребенком занимается мама - не в счет. Если воспитательница в «дорогом» садике - это, безусловно, чрезвычайно эффективно. Правда, неважно, чем именно там с ним занимаются и что происходит в результате этих занятий. Если ребенок копается в песочнице - плохо дело, с моторикой беда просто. Ее развитие целиком зависит от наличия в доме дорогих «пособий для развития моторики».
Светлана ЯНОВА |
|
|