|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Он это ставил, танцевал, любил
XVII фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева традиционно начался с премьеры - с «Семи красавиц» советского азербайджанского композитора Кара Караева. Основой этого балета служит одноименная поэма Низами Гянджеви: это история шаха Бахрама, искавшего среди семи красавиц одну Прекраснейшую. В Бакинском театре, где он был поставлен впервые, балет шел с неизменным успехом, однако с тех пор успел стать раритетом. Для создания своей версии музыкальный руководитель спектакля Раушан Якупов собрал партитуру балета из двух известных редакций (заручившись одобрением Фараджа Караева). От конфликта между шахом, визирем и народом авторы уфимской версии перешли к лирике и философии; чтобы достоверно изобразить индийскую, хорезмскую, византийскую, магрибскую, китайскую, иранскую и славянскую красавиц, балетмейстер Ринат Абушахманов изучил танцевальные стили этих народов - Но мне кажется, что больше, чем национальные черты, Ринат стремился изобразить разные женские характеры. Например, моя магрибская красавица - обольстительная и властная, - считает балерина Елена Фомина.
Нежной и хрупкой сделала баядерку Никию выпускница Башкирского хореографического училища, бывшая солистка Мариинского театра, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», а ныне солистка Дрезденского театра Наталья Сологуб (интервью с ней читайте на стр.69.) Репутацию экспрессивного и умного танцовщика снова подтвердил на уфимской сцене еще один выпускник нашего училища (и тоже обладатель «Золотой маски») - солист Большого театра Андрей Меркурьев, станцевав партию графа Альберта, а его Жизелью стала солистка Мариинского театра Анастасия Колегова. Труднейшие партии дочери бакалейщика Китри и влюбленного цирюльника Базиля в балете «Дон Кихот» исполнили солисты Пермского театра оперы и балета Наталья Моисеева и Сергей Мершин. Одеттой-Одиллией стала солистка Мариинского театра, лауреат премии «Бенуа де ля данс» и высшей танцевальной награды Санкт-Петербурга Екатерина Кондаурова, ее принцем Зигфридом - премьер этого же театра Евгений Иванченко.
- Мне нравится, что среди множества фестивалей Уфимский Нуреевский имеет свой смысл. Спектакли так или иначе связаны с именем Нуреева: одни он танцевал, другие ставил, третьи ему нравились. Начинать с премьеры работы молодого хореографа - смелый эксперимент, и Рудольф Нуреев тоже держал двери храма искусства - Гранд-опера - открытыми для молодежи, что порой вызывало недовольство парижских критиков, - отметила кандидат искусствоведения и критик из журнала «Балет» Елена Федоренко. А на финальном гала-концерте публика аплодировала премьерам Казанского театра Михаилу Тимаеву и Екатерине Бортяковой, исполнившим два озорных дуэта - «Вакханалию» Сен-Санса и «Краковяк» на музыку М. Глинки, современно-нежному «Ноктюрну» в исполнении пермской пары - Ксении Барбашевой и Александра Таранова, величественным сценам восточной страсти из балета «Шахерезада» в исполнении Екатерины Кондауровой и Евгения Иванченко. В дуэте на музыку Майкла Ньюмана солистка Штутгартского театра Алисия Аматриан и солист Берлинской оперы Михаил Канискин прочли современную историю любви - драматичную и стремительную, где нет места долгим прелюдиям, а мужчина и женщина не делятся на сильный и слабый пол; бурные аплодисменты в зале вызвала и пародия на классический балет, которую привезли в наш театр немецкие гости. Целый мини-спектакль на музыку Россини показали гостям студенты Хореографического училища имени Рудольфа Нуреева. Солировали на концерте и уфимские примы и премьеры: Ринат Абушахманов, Андрей Брынцев и Ильнур Гайфуллин, Гузель Сулейманова, Римма Закирова, Ирина Сапожникова и Валерия Исаева; Ирина Сапожникова выступила и в гала-концерте молодых звезд российского балета: ведь в 2010-2011 годах она завоевала серебряные медали четырех международных и всероссийских конкурсов. Настоящим триумфом стал гала-концерт для Елены Фоминой, танцевавшей главные партии в веселом па-де-сис из балета «Маркитантка» и величественном па-де-де Обера. В этом году за многолетнюю традицию проведения международных фестивалей в честь великого танцовщика театру был вручен диплом Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и денежная премия в размере 3000 долларов.
«Танцовщица, прорезанная в камне» - так пишут о ней петербургские газеты. «Профессионал высшего класса», «У нее нет лишних движений: каждое что-то говорит», - поделились впечатлениями наши балерины. - Что вы станцевали за последние два года? - спросила я Екатерину Кондаурову. - Всего не перечислить. Никия в «Баядерке», Анна Каренина, Фригия и Эгина в возобновленной постановке Якобсона «Спартак», балет Эмиля Фаски «Simple things» («Простые вещи») на музыку эстонского композитора Арво Пярта. - Анна Каренина - поставленная для Майи Плисецкой? - Нет, это новая постановка Алек сея Ратманского. - Как зрители воспринимают современную хореографию? - В Петербурге воспринимают прекрасно. У нас давно не было балетов Форсайта, и когда они наконец возобновились, публика стояла на ушах. А когда мы повезли эти постановки в Казань, публика их не приняла. Это происходит не сразу. Вообще я поклонница современной хореографии. Если не считать Баланчина классиком, у нас соотношение классики и современности - примерно пятьдесят на пятьдесят. - Какой вам хотелось сделать Одетту? - Моя Одетта каждый раз разная - это зависит от настроения, от партнера. - Но все же, несмотря на порабощенность Злым гением, в ней преобладает сильный характер, вера, которая осталась бы, даже если у спектакля был бы плохой конец. - А как же тогда сделать ее отличной от Одиллии? - Люди, у которых есть внутренний стержень, могут быть совершенно разными. Одиллия верит в другое, она живет сегодняшним днем; Одиллия - порхающая бабочка, и поэтому ей так легко соблазниться.
«Этой ролью надо многое сказать…»
Наталья Сологуб родилась в Стерлитамаке. Студенткой училища имени Рудольфа Нуреева она была приглашена в балетную труппу Башкирского театра оперы и балета, затем 8 лет была солисткой Мариинского театра, с 2006 года танцует в Дрездене. Уже несколько раз Наталья становилась приглашенной звездой Нуреевского фестиваля, в этом году она предстала перед уфимцами в образе баядерки Никии, ради которой Солор готов был забыть дочь раджи. - Насколько сложна ваша партия в «Баядерке»? - Простых ролей в балете не бывает. Те, кто думает, что в нашей работе нет никаких умственных затрат, сильно ошибаются. Ты должен все выучить, скоординировать, продумать образ и соединить с музыкой - это непросто. Есть балеты, где ты с первых репетиций понимаешь: это стопроцентно твое, и у каждой балерины есть ее спектакль. А есть партии, которые нужно долго репетировать, пропускать через себя, и ты можешь даже не почувствовать, что получилось хорошо - скажут педагоги. Или зрители. Я считаю, что Никию лучше танцевать в зрелом балетном возрасте, нужен и профессиональный, и жизненный опыт: это очень сложная партия, в которой надо многое сказать. Бывают талантливые девочки, которые справляются, но это большая редкость. - Как вы попали в Германию? - Наш нынешний директор приезжал работать в Мариинку - переносить балеты Уильяма Форсайта. А потом стал директором и пригласил меня. - Расскажите о Дрезденском театре. - Саксонский государственный оперный театр - Semperoper - шикарное здание (восстановленное после войны, оно относится к шедеврам мировой архитектуры), и невозможно не получать удовольствия, выходя на его сцену. Я считаю, что у нас один из лучших репертуаров в Европе: есть и «голубая классика» - «Баядерка», «Лебединое», «Спящая», и постановки Матса Эка, Форсайта, Баланчина. Я танцую и классическую, и современную «Жизель», поставленную Дэвидом Доусоном - он был главным балетмейстером театра. Основа сюжета, конечно, бессмертна, ее невозможно переделать. С современной «Жизелью» мы ездили на гастроли в Барселону и имели большой успех. А сейчас у нас нет главного балетмейстера - ставят приглашенные постановщики. И с каждой постановкой учишься, растешь. В этом году был проект «Молодые хореографы»: танцовщики нашего театра, все молодые - до 30 лет - представили свои номера на самую разную музыку. Обычно, когда ставят молодые хореографы, хочется что-нибудь добавить, улучшить. Но здесь все было хорошо продумано. - Чем отличаются немецкие артисты балета? - У нас интернациональная труппа: много испанцев, итальянцев, французов, русских, есть украинцы, белорусы. Немцев немного. Кстати, в Дрездене есть знаменитая балетная школа. Возможно, немецкие танцовщики предпочитают работать в Берлине, Штутгарте, Америке. - Что еще вы хотели бы станцевать? Специально для Майи Плисецкой были поставлены «Кармен-сюита», «Чайка», «Анна Каренина»… - Хочу еще станцевать «Ромео и Джульетту», «Манон» (Прим. авт.: этот балет был поставлен классиком английской хореографии Кеннетом Макмилланом в 1974 году для балерины Антуанет Сибли), а также «Легенду о любви» в постановке Юрия Григоровича… хотя последнее уже вряд ли случится. Конечно, каждая балерина мечтает, что на нее что-нибудь поставили. Мне повезло: на меня ставили. - Вы смотрели «Черного лебедя»? - Смотрела. Особого впечатления фильм на меня не произвел. Наверное, есть балерины, которые настолько болеют ролью - например, Ольга Спесивцева, которая так вжилась в образ Жизели, что порой путала сцену и реальность. Но мне эта история показалась наигранной. Единственное, что заслуживает одобрения - то, что актриса исполнила какие-то па сама, и достаточно неплохо. - Чем вы любите заниматься в свободное время? - У меня нет свободного времени. Я работаю, учусь на педагога в Академии имени Вагановой, и у меня двое маленьких детей.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|