|
РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Сердце - пламенный мотор
- Михаил Николаевич, с чего началось ваше увлечение мотоциклами? - Когда учился в рижской школе милиции, увидел фильм «Беспечный ездок», и личность главного героя - безбашенного мотоциклиста сильно запала в душу, тем более, что техника и ветер всегда манили меня, а тут конкретный образ, за который зацепился. В то время я собирал дельтаплан и искал к нему движок. Знакомые посоветовали использовать двигатель от мотоцикла Harley Davidson. Эти мотоциклы пришли в СССР во время войны, по ленд-лизу, и армия в 50-е годы активно продавала их населению. - В каком состоянии была списанная техника? - В хорошем, некоторые даже были в консервации, выпуска 1942 года. Наши мотоспортсмены активно покупали их, тем более, что стоили они сущие копейки. У одного гонщика - «кроссовика» в гараже стояло 10 таких «Харлеев». У предыдущего хозяина моего «Харлей Дэвидсон» их было три, на одном он гонял и два - на запчасти. Мужчина был в годах, а «Харлей» - машина тяжелая, и решил он с ним расстаться. После приобретения я немного модернизировал аппарат: поставил длинную вилку, удлинил заднюю базу, поменял руль, расточил двигатель, и байк полетел! В середине 80-х в моде были «Явы» и «CZ», и к моему выбору многие единомышленники отнеслись скептически, однако на соревнованиях я обходил их. У «Харлея» очень удобная посадка, на высокой скорости - идет стабильно, благодаря весу не «играет» на поворотах, устойчивый. После проверки качеств на практике хозяева «Яв», твердящие, что моему «Харлею» место в музее, заинтересовались «американским» мотоциклом и хотели приобрести подобные. Тогда у многих ветеранов войны немало «Харлеев» стояло в гаражах, и они были не прочь избавиться от них. Я убеждал: «Пацаны, спешите, покупайте. Столько техники, как на ходу, так и на запчасти. К тому же стоят они - сущие копейки». Но мое предложение энтузиазма у мотомолодежи не вызвало, и большинство остались при своих «Явах» и «Уралах». А в начале 90-х приехали москвичи и скупили всю ретро-технику по цене велосипедов, как иконы в деревнях. - Кто обзаводился мототранспортом в то время? - Машин было мало, и у тех кому не хватило денег на авто, приобретали «байки». Молодежь покупала «Явы», «CZ», «ИЖи» «Уралы», мотороллеры «Тула» и «Вятка», и «выплескивало» свою необузданную энергию на улицы. Было шумно, неорганизованно, бесконтрольно. У комсомола не было ни времени, ни желания организовать приверженцев этого молодежного увлечения. Эти рокеры предпочитали ночные «покатушки» по Уфе, хулиганили. - Откуда такое название «рокеры»? -В то время запрещали слушать рок-музыку. Ребята слушали музыку, одевались, как их кумиры и ездили на мотоциклах. Их манера поведения сочетала все запрещенное в то время, а рок символизировал дух свободы. - Насколько перемещение на мотоцикле опаснее езды в автомобиле. - «Байк» легче, маневренней, лучше разгоняется и тормозит. То есть возможность среагировать на неожиданное изменение обстановки куда выше, и оперативного простора больше, чем у любого, самого компактного автомобиля. Да и обзорности у него больше из-за высокой посадки. Любая машина, на скорости свыше 60 километров в час, в случае аварии мнется, как фольга, что не оставляет водителям авто надежды выйти из аварии без серьезных травм. Кроме того, автомобиль является закрытым средством передвижения, сидящий в нем человек оказывается в «консервной банке», что также увеличивает риск не только получения травм, но и смерти в случае аварии. Что до мотоцикла, то у сидящего в его седле человека есть возможность выжить. Во-первых, байкера, в случае аварии, скорее всего выбросит из седла. Во-вторых, он не находится в «банке», стало быть не рискует получить увечья и порезы от разбившегося стекла и прочих деталей собственного авто. Возможно, падение приведет к травмам, но не будет ему стоить жизни. Главное, не лихачить. Много совсем юных мотоциклистов разбились насмерть. И все потому, что у кого-то от скорости «сносит крышу». Однажды я на скорости 120 километров в час двигался в сторону Аэропорта, и внезапно заклинило систему торможения. Меня заносит, заднее колесо начинает обгонять переднее. И тут я вспоминаю, что надо делать - память, как спасательный круг, кинула мне когда-то увиденный документальный фильм, где рассматривалась подобная ситуация. Я выпускаю руль, опускаю руки по швам, откидываюсь назад, сползаю с «мотика». Байк падает и, высекая искры, продолжает царапать дорогу. Я на спине по асфальту - за ним. Остановился, поднялся - руки-ноги целы. Что бы было, если бы такая авария произошла в автомобиле? Проверяю «байк» - заводится, но не едет - затянуло заднюю цепь. Слава богу, рядом была бензозаправка, и я докатил «коня» до нее. Благодаря этому случаю, я познакомился с Павлом Усовым. Паша был сварщик, здорово выручил меня тогда. Оказалось, мы с ним единомышленниками, потом появился Володя Десяткин - один из первых предводителей клуба «Роверс». Сейчас он лидер спортивных гонщиков, у него мотосервис. Так постепенно и сложилось настоящее общество уфимских байкеров - единомышленников, с которыми уже можно было организовывать серьезные мероприятия, байк-шоу. - Что в памяти? - Хорошо помню первое байк-шоу в Гостином дворе, в 2000 году, места там было много. На меня вышли москвичи с предложением организовать вечеринку. Шоу мы провели. Прямо в зале «Гостиного двора» ездили, летали, прыгали байкеры, играла рок-группа «Аутрайдер», культуристы напрягали бицепсы. Спустя какое-то время у Владимира Путина началась предвыборная кампания, и он поехал по регионам. В «Новостях» показывали, как Путин гуляет по «Гостинке», общается с молодежью на фоне моего байка. Таким образом Владимир Путин какие-то очки заработал у моторизированного электората. Да и нынешний президент Дмитрий Медведев не чурается общества рокеров-байкеров, посещает их сборы, общается, словом - «в теме». Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин - мужчина солидный, а, прилетая в Россию, ездит только на байке. А у нас менталитет такой, что, чем выше занимаемый пост, тем больше машина. - Из других регионов рокеры приезжают в гости? - Несколько лет назад Уфу посетил известный мотопутешественник Синус, в миру - Игорь Соколов. Ему уже было далеко за «полтинник», однако он в одиночку отправился в десятый трансконтинентальный пробег, через Башкирию. - А почему «Синус» - Инициалы - СИН, а УСы у него со школы. - Что сейчас происходит на мототусовке Уфы? - Со временем произошло неизбежное разделение на чопперы и спорт-байки. Разные скорости, мировоззрение, приоритеты, философия. Чопперы - более вальяжные, ориентированные на дальние расстояния, у спорт-байкеров главное - скорость. Мототуризм же, наоборот, отвлекает от нездоровых идей, приносит пользу здоровью. Байкеры преодолевают на своих железных «конях» большие дистанции, знакомятся с культурой и жизнью других городов и стран. Не пъют. Как выпьешь, если весь день в седле. Летом гоняют, зимой ходят в тренажерку, силу качают. Есть мнение, что байкеры - это люди, каждый день бестолково прожигающие жизнь в никому не нужной гонке. Просто носятся туда-сюда, от делать нечего. Совершенная неправда. Мои знакомые мотоциклисты, а так вышло, что почти все мотоциклисты города - мои знакомые - работают. У многих - семьи, у большинства - высшее образование, некоторые руководят фирмами, работают в вузах. - Байк - дорогое удовольствие? - «Японца» средней руки можно купить за 130 тысяч рублей. Потом, если входишь во вкус, мотоцикл можно поменять на более мощный. - А где сейчас ваш «Харлей»? - Два года назад я последний раз съездил на нем в Нижний Новгород и продал, ему уже за 60 лет, и последние годы он выполнял больше декоративную функцию, деталь интерьера. К тому же запчасти к нему трудно найти.
Ильдус ГИМАЕВ |
|
|