|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР" Ирек Ялалов: Успех коммунальной реформы - в информационной открытости ЖКХ
- Ирек Ишмухаметович, вы являетесь министром ЖКХ республики всего более полугода. Вам досталась сложная отрасль, где один из самых болезненных вопросов - работа управляющих организаций. На заре коммунальных реформ считалось, что приход частных управляющих компаний и создание товариществ собственников жилья позволит кардинально улучшить состояние многоквартирных домов. Однако на практике мы столкнулись с явными нарушениями частными управленцами интересов жильцов, а порой и банальным воровством собранных денег. - К сожалению, опыт европейских стран, перенесенный на российскую почву, не дал желаемых результатов. Это особенно хорошо заметно на примере управления жильем. Действующие с 2006 года механизмы взаимоотношений между собственниками и управляющими компаниями вызвали негативную реакцию со стороны людей. Достаточно сказать, что в последние годы количество жалоб населения в различные инстанции ежегодно возрастает на 50%. Претензии есть как к управляющим компаниям, так и к ТСЖ. К примеру, первые нередко фактически полностью отстраняют ТСЖ от управления домом. В свою очередь, товарищество не может должным образом организовать контроль за работой нанятой им управляющей компании. Немало вопросов также к созданию и работе самих ТСЖ. Известны примеры, когда одно товарищество фактически управляет домами, входящими в другие ТСЖ, что противоречит природе и принципам их деятельности. - Не так давно в Жилищный кодекс страны были внесены поправки, впервые дающие госструктурам широкие возможности контроля процесса создания и работы управляющих компаний. Первым регионом, в котором разработчики кодекса представили нововведения, стал Башкортостан. Совпадение? - Точно не совпадение. Мы действительно стали первым регионом, куда приехали разработчики кодекса, чтобы рассказать об изменениях и обсудить их. Вопросам ЖКХ у нас в республике уделяется повышенное внимание, поэтому и заседание прошло на самом высоком уровне - под руководством Президента Башкорто-стана, с участием председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, депутатов Госдумы, членов Правительства РБ и глав всех муниципальных образований. По итогам обсуждения Рустэм Закиевич заявил, что в Башкортостане будет создана межведомственная комиссия по ЖКХ, куда войдут, в том числе, представители правоохранительных органов. Кроме того, мы станем пилотным регионом страны по реализации положений обновленного Жилищного кодекса. Кстати, во время обсуждения поправок в Совете Федерации мы также активно дискутировали по этому поводу в моем блоге. При составлении доклада я учел мнения коллег-блоггеров. В частности, в отношении объективности проверок управляющих организаций органами местного самоуправления. Я считаю, что люди должны участвовать в управлении своим жильем не только непосредственно - на уровне дома: через выбор управляющей компании, принятие решений на общем собрании собственников. У них должна быть возможность доносить свою позицию при разработке основополагающих нормативных документов. - На ваш взгляд, сможет ли обновленный Жилищный кодекс улучшить положение дел в управлении жильем? - Последние изменения в Жилищный кодекс РФ позволяют наладить действенный контроль работы управляющих компаний, которые до недавнего времени фактически находились в «свободном плавании». Органы исполнительной власти вмешиваться в их деятельность просто не имели права. Сегодня расширены полномочия Госжилинспекции РБ, которая будет проверять правомерность создания ТСЖ, принятия решения о выборе управляющей компании, правомерность утверждения условий договора на управление многоквартирным домом. Кроме того, в кодексе четко прописано, что если собственники многоквартирного дома обратятся в орган местного самоуправления с жалобой на невыполнение управляющей компанией своих обязательств, проверка ее работы должна быть организована в пятидневный срок. Если проверяющие выявят факты невыполнения условий договора управления, то в течение 15 дней с момента обращения в данном доме созывается собрание собственников, где будет решаться вопрос о выборе новой управляющей компании либо изменении способа управления жильем. Конечно, как я и отметил в своем выступлении на совещании, это требование закона не гарантирует, что им не воспользуются, к примеру, конкурирующие фирмы или заинтересованные представители различных общественных организаций, в последнее время особенно активно осваивающих сферу ЖКХ. Поэтому в ходе проверок управляющих компаний органы местной власти должны быть максимально объективны. - Много вопросов у населения вызывают платежи за коммунальные ресурсы, особенно при начислении по графе «общедомовые нужды», когда недоплата нескольких собственников или потери в сетях компенсируются за счет всех жителей дома. - Думаю, многие недочеты при начислении коммунальных услуг могут быть вскоре устранены. В мае этого года было принято Постановление Правительства РФ № 354, утвердившее правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах». Этот документ, призванный исправить недостатки своего предшественника, предусматривает, что вместо одного платежа за одну услугу будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно за общедомовые нужды. Соответственно, регионам предстоит пересмотреть все действующие нормативы, «поделив» их на индивидуальные и общие. На эту работу отводится 5 месяцев. - А как вы можете оценить работу Единых расчетно-кассовых центров? - На примере соседних регионов мы посмотрели, что будет, если сделать децентрализацию платежей и жители начнут перечислять плату за ЖКУ через управляющие организации, а не через Единый расчетно-кассовый центр. Оказалось, что это приведет к удорожанию услуг для населения. Существующая система ЕРКЦ позволяет ставить минимальный процент за обслуживание. Со всеми сборами он составляет 1,9%. А в банке только его комиссия - 0,8%. При переходе на другого оператора платежей банковский процент может составить 1,5-2. Кроме того, в настоящее время на федеральном уровне рассматривается проект Приказа Минрегиона России о повсеместном создании структур, подобных уфимскому ЕРКЦ. То есть необходимость образования расчетных центров признается на уровне страны. - Ирек Ишмухаметович, большая часть критики российского коммунального сектора имеет в своей основе сравнение с аналогичной индустрией европейских стран. В чем, на ваш взгляд, кроются причины нашего отставания? - Действительно, по оценке специалистов, уровень надежности работы инженерных коммуникаций у нас ниже, чем в европейских странах. Причины сложившейся ситуации я вижу, прежде всего, в наследовании отраслевых проблем, доставшихся еще со времен Советского Союза. С одной стороны, тогда были построены инженерные сети и жилые дома, которые, кстати, эксплуатируются до сих пор. С другой - проектирование теплоснабжения в те времена сводилось к централизации систем отопления. Это далеко не всегда эффективно, а зачастую приводит к повышенным теплопотерям. Также на текущем состоянии инженерных систем и жилых домов значительно сказывается «недоремонт» в 90-х годах, когда происходил переход от советской к рыночной модели развития и жилой фонд фактически не ремонтировался. В итоге на сегодняшний день в республике нужно менять четверть всех канализационных и 11% тепловых сетей. Физический износ котельных составляет 42%, тепловых сетей - 56%. Кроме того, построенные по прежним стандартам жилые дома неудобны в обслуживании и грешат большими энергопотерями. А культура энергопотребления развита очень слабо: специалистами подсчитано, что мы потребляем на 1 человека в 2-3 раза больше воды, чем в среднем житель Европы, и на отопление 1 м2 площади используем в разы больше условного топлива, чем в Европе. Можно ли при таких показателях сравнивать наше ЖКХ с Европой? - Но население все-таки больше волнует не ветхость труб, а состояние собственных домов и подъездов. Насколько серьезен износ жилья? - Отсутствие капремонта в девяностые годы прошлого века катастрофически сказалось на состоянии жилфонда. Более 42% многоквартирных домов нашего региона имеют износ свыше 30% и нуждаются в проведении капитального ремонта. На эти цели требуется около 30 миллиардов рублей. Частично проблема решается в рамках республиканских программ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением траншей Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств собственников жилья и консолидированного бюджета республики. За последние три года таким образом на капитальный ремонт мобилизовано более 6,8 миллиарда рублей, что стало серьезным шагом вперед. - Хотелось бы поподробней поговорить о помощи Федерального центра. Ведь Башкортостан стал одним из немногих регионов, сумевшим получить максимальные транши и наиболее эффективно распорядиться выделенными деньгами. - На мой взгляд, эффективность использования выделенных средств зависит от позиции региональных властей и ответственности руководителей на местах - тех, кто непосредственно отвечает за замену труб или капремонт дома. По оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ по эффективности преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, Башкортостан занимает третье место не только в Приволжском Федеральном округе, но и среди всех субъектов федерации. По эффективности реализации адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилья мы на втором месте среди субъектов РФ в Приволжском округе и на четвертом в России. Такой результат во многом связан и с внутрирегиональными мерами стимулирования внедрения инноваций в области ЖКХ. Например, в республике уже третий год подряд проводится в некотором смысле уникальный конкурс на лучший фасад, где наряду с качеством строительных работ, оценивается внешний вид здания и применение современных энергосберегающих материалов. Кстати, в этом году победителем конкурса стала уфимская панельная девятиэтажка по улице Айской, фасад которой был отремонтирован и утеплен с широким использованием энергосберегающих технологий на средства, выделенные из Фонда содействия реформированию ЖКХ. То есть капитально отремонтированный дом стал лучшим, обойдя даже новостройки! - Судя по публикациям в СМИ, предприятия нашего коммунального комплекса - в числе лучших в России? - На Всероссийском конкурсе «На лучшее предприятие, организацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2010 год», проводимом Министерством регионального развития РФ, дипломы высшей и первой степени получили МУП «Спецавтохозяйство» Уфы и уфимский «Единый рассчетно-кассовый центр». Также конкурсной комиссией были отмечены достижения в сфере ЖКХ городов Уфы, Нефтекамска, Стерлитамака и Ишимбая. Добавлю, что по оценкам Минрегиона, Башкортостан находится на втором месте среди регионов страны по качеству организации и проведения отопительного сезона. - Не так давно на федеральном уровне был поднят вопрос недостатков в работе наружного освещения российских городов и сел. Как в этом плане обстоят дела у нас? - На региональном уровне у нас была разработана программа «Модернизации систем наружного освещения населенных пунктов Республики Башкортостан», предусматривающая хороший объем финансирования. В 2011 году транш по программе составит 95,2 миллиона рублей. Второй транш, в 2012 году - 190 миллионов. Третий - 1 миллиард 155 миллионов рублей. Причем финансирование направляется из расчета: 50% - средства местного бюджета, 50% - республиканского. То есть к суммам, которые я назвал, в том же объеме будут добавлены средства местных бюджетов. Выделение в первый год работы программы суммы, меньшей, чем в последующем, связано с решением «протестировать» работу системы: мы хотим посмотреть, как будет функционировать схема. А уже с 2012 года темпы реализации программы будут наращиваться, и я думаю, мы сможем достигнуть существенных результатов. - Вернемся к вопросу капремонта. Как известно, Фонд содействия реформированию ЖКХ прекратит свою работу 1 января 2013 года. Сможет ли наш регион решить столь сложный вопрос, полагаясь только на свои силы? - Есть прямое поручение Президента республики о создании в Башкортостане собственной системы капремонта жилых домов, которая должна стать следствием оперативной и скоординированной работы сразу нескольких ведомств. Основной вопрос - «Где взять деньги?». На мой взгляд, система должна быть создана за счет нескольких источников финансирования. Первый - добровольные отчисления собственников квартир. Второй - средства муниципальных образований. Третий - республиканский бюджет. Четвертый - средства, привлекаемые с федерального уровня в виде различных программ и софинансирования. И, конечно же, частные инвестиции на повышение энергоэффективности зданий. - Ирек Ишмухаметович, в начале этого года в Уфе состоялось обсуждение Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Башкортостан. Не могли бы вы вкратце обрисовать основные задачи, стоящие перед отраслью? - К 2020 году мы должны выйти на нормативные сроки ремонта жилья и коммунальных систем. То есть капитальный ремонт многоквартирных домов должен проводиться не менее одного раза в 15-20 лет, текущий - минимум раз в 3-5 лет. Максимальный срок службы лифтов не должен превышать 25-летний период. Нам также необходимо ежегодно менять не менее 5% от общей протяженности инженерных сетей, в том числе внутриквартальных. Другой важнейшей задачей, котору ю нужно завершить в два ближайших года, станет разработка программ комплексного развития систем тепло-, энерго- и водоснабжения, необходимых для их полноценной модернизации и реконструкции. Особое внимание при ремонте жилья и коммуникаций будет обращено на повышение их энергоэффективности. - По официальным данным, только на приведение в нормативное состояние жилищного фонда и систем жизнеобеспечения нужно 60 миллиардов рублей. Эти немалые средства будут выделены из бюджета, собраны с жильцов или вы планируете привлечь альтернативные источники финансирования? - Мы хотим задействовать комплексный подход: для развития отрасли будут использовать капиталы ресурсоснабжающих организаций, иностранные инвестиции, средства населения. Причем в процесс будут включаться все источники финансирования. Прежде всего, нам необходимо создать систему привлечения инвестиций, тесно связанную с планами развития ЖКХ, как на региональном, так и муниципальном уровне. Работа в этом направлении уже активно ведется. Подготовлен проект протокола о взаимодействии с Внешэкономбанком. Проведены переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, который уже участвовал в финансовой поддержке энергосберегающих проектов МУП «Уфаводоканал». Также есть опыт финансирования проектов Бирских и Туймазинских тепловых сетей Финансовой группой Чешской Республики. В настоящее время ведем переговоры с потенциальным инвестором ОАО «РусГидро» о разработке и реализации комплексной программы модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Особое внимание уделено планируемым энергосберегающим проектам Республики Башкортостан с зарубежными странами, имеющими значительный опыт в этой сфере. Один из основных партнеров - Дания, имеющая 40-летний опыт работы в области энергоэффективности. На состоявшейся 28 января встрече Президента Республики Башкортостан с Чрезвычайным и Полномочным послом Королевства в России Томом Рисдалем Йенсеном, датский дипломат заявил, что его страна готова делиться своими ресурсосберегающими технологиями с Башкортостаном. Например, сегодня в Уфе создается энергоэффективный квартал многоквартирных жилых домов с применением продукции и технологий ООО «Данфосс». На среднесрочную перспективу - 2013-2015 годы в Башкирии предусматривается развитие систем финансирования базовых направлений модернизации. Это кредитование капремонта многоквартирных домов с использованием региональных и муниципальных гарантий, привлечение банковских средств под инвестпроекты государственно-частного партнерства, связанные с модернизацией коммунальной инфраструктуры. На более отдаленную перспективу - 2016-2020 годы мы предполагаем крупномасштабное привлечение частных инвестиций, средств собственников жилья и кредитов. Они будут использованы для реализации проектов модернизации жилья и коммунальной инфраструктуры. - Ирек Ишмухаметович, хотелось бы узнать ваше мнение: что может ускорить процесс реформирования российского ЖКХ и «перестроить» психологию жильцов, сотрудников управляющих компаний и коммунальных служб? - На мой взгляд, очень важно организовать надлежащую разъяснительную работу и ликвидировать создавшийся информационный вакуум. Население должно знать о проводимых преобразованиях в ЖКХ, от этого зависит активность граждан в вопросах управления собственным жильем и, в конечном счете, успех коммунальной реформы. Поэтому мы обновили сайт министерства, создали несколько интерактивных разделов для общения с гражданами и готовы к диалогу. Это с одной стороны. С другой, информационная открытость - это еще и обеспечение четкого соблюдения стандартов раскрытия информации по организациям, работающим в коммунальном секторе экономики. На сайтах администраций муниципальных образований должны быть опубликованы данные о предприятиях, связанных с ЖКХ, тарифах и других наиболее важных рабочих моментах. Именно информационная прозрачность должна активизировать общественный контроль - главный фактор успешного решения большинства коммунальных проблем. Кроме того, в основе проводимой реформы лежит главный тезис - жители стали собственниками своего жилья. Не нужно забывать, что собственность дает не только право требовать от управляющих организаций качественного обслуживания, но и устанавливает ответственность гражданина за эксплуатацию и содержание своего имущества.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|