РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Пляжный бизнес
Город взялся за пляжи в самом начале лета. Но не везде к открытию купального сезона царила чистота. Например, пляж в Затоне, на старице Белой, явно нуждался в “генеральной уборке”. Но традиционные места купания в Уфе по-прежнему больше похожи на дикие пляжи. Кабинка для переодевания, туалет - вот и все, что есть на берегу. Нашим пляжам нужны умелые руки и умная голова.
Сделают ли “Солнечный” раем?
Пляжный бизнес - дело нелегкое. Оно требует постоянного креатива, и мало кто решается взять в аренду “солнце, воздух и песок”, чтобы сделать на берегу реки место для купания столичного уровня. Но смельчаки все же находятся. Знаменитый пляж “Солнечный” напротив Монумента Дружбы - санкционированный, но однообразные грибки на песке многим наскучили, и уфимцам уже все равно - купаться здесь или на культовой дикой “висячке”. Однако, в этом году ситуация спокойствия на “Солнечном” начала меняться в хорошую сторону. За дело взялся уфимец Динар Зайнуллин, бывший заместитель директора Башгосфилармонии, а теперь предприниматель, установил практически у самой воды две точки торговли. - Кроме продажи, мы до конца лета будем проводить здесь соревнования по футболу, пляжному волейболу, - делится планами Динар. Он и его команда вместе с городским предприятием СУРСИС начали работу еще в середине мая. Работы было немерено. Один только мусор вывозили КамАЗами. Но все решается только физическими усилиями и упорством. Автостоянку и детскую площадку пока установить не удается - для этого нужны большие средства. Динар признается, что уже вложил немалую сумму, но и этого не хватило, придется пока работать в убыток, и может быть только через пару лет эти затраты окупятся. Предприниматель надеется создать здесь особую атмосферу, приглашать бардов, рок-музыкантов, хип-хоп тусовки.
Золотое дно
Опыт пляжного бизнеса в Уфе уже есть. И он как раз показывает, насколько это затратное дело, которое к тому же требует постоянной “мозговой” отдачи. 10 лет назад на один из прудов в поселке Михайловка на тракторе приехал предприниматель. Пруд этот был заброшен и представлял собой свалку из гниющих сваленных деревьев и бытовых отходов, покоившихся на дне. Тогда затея сделать здесь аквапарк казалась поистине бредовой. Мы встретились с Вадимом Зайцевым (тем самым предпринимателем), чтобы поговорить с ним как с уфимским пионером в пляжных делах о том, что же такое - благоустроить берег природного водоема. - Аренда - это даже не половина вопроса. Нужно сделать очень многое для того, чтобы на твой пляж пришли люди и заплатили за это. После очистки пруда мы запустили мальков, чтобы вода самоочищалась. Но самым дорогим было строительство сооружений. Один только символ парка - дуб с избушкой на курьих ножках, бабой Ягой и разнотемпературными небольшими бассейнами - обошелся в 800 тысяч рублей. На берегу озера построили около 20 домиков с баньками и горками, установили лежаки и скамейки, детскую площадку. Баньки сдаются в почасовую аренду: от 300-400 до 1200 рублей за час - в зависимости от величины и комфортности. Вход на территорию аквапарка (а теперь это называется парк отдыха “Лукоморье”) стоит 100 рублей. Еще столько же, если вы приехали на машине и хотите взять ее с собой на пляж. Находиться на территории можно сколько угодно. Если кто-то полагает, что деньги в этом деле плывут прямо в карман предпринимателю, можем привести цифры некоторых первоначальных затрат. К примеру, машина гравия стоит 1,5 тысячи рублей, машина песка - 2 тысячи рублей, горка - от 30 до 500 тысяч рублей. А лодка для катания и вовсе прибыли не приносит: постоянные затраты на зарплату спасателя и техника никак не окупаются пятьюдесятью рублями, которые отдыхающие в среднем платят за час удовольствия. Значительный кусок этого пирога откусывают водолазы МЧС. Пляж не откроют, пока они не обследуют дно. Предпринимателю это будет стоить 10 тысяч рублей за 100 квадратных метров. Почему все-таки в “Лукоморье” решили строить баньки? Ими организаторы обезопасились. Ведь что такое пляжный бизнес? Это три теплых месяца прибыли, а остальное время - существование в убыток. Баньки снижают риск сезонности. Сигать из парной прямо в прорубь стало модным. Чтобы не тратиться на дорогих проектировщиков и дизайнеров, внешний облик и обустройство бань разрабатывают сами. То же самое - с горками. Сначала их покупали у производителя. Но на практике вышло, что скатываться с них крайне неудобно, можно даже удариться при “полете”. Выход - сооружать самим. “Лукоморью” за годы работы пришлось стать еще и “проектным институтом”.
Журнал "Уфа" // Оксана КУЗЬМИНА, Альфия РАИМОВА |