РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Как одевалась Клеопатра
- Раньше брался плотный лен и простегивался на машинке, вставлялись косточки - железные или пластмассовые. А сейчас есть специальная ткань - дублерин: прогладишь - и он держит форму, - объяснила мне известная уфимская театральная художница Наталья Степанова. Она как раз почти закончила работу над татарскими костюмами начала XX века: комедия Шарифа Камала «Хаджи-эфенди женится» - классика татарской драматургии. - Я всегда хотела быть только театральным художником - больше никем. Собиралась поступить в техникум, где обучают театральных художников, а он был один на всю страну - в Москве. Как сейчас помню адрес: Первый Амбулаторный проезд, дом 7/8. Приехала, предъявила свой отличный аттестат… и оказалось, что я все равно не подхожу: брали только с московской пропиской. Вернулась домой - казалось, что жизнь кончена… А потом мама посоветовала мне прийти сюда - в цех пошива сценических костюмов производственного комбината Всероссийского музыкального общества. Я пришла разнорабочей. И вот 17 сентября было 35 лет, как я здесь тружусь. Параллельно я поступила в техникум легкой промышленности (теперь - Уфимский колледж технологии и дизайна одежды). Спасибо ему и тогдашнему директору Надежде Владимировне Окуневой - учили на совесть. Мы поездили по Советскому Союзу, работали в Историческом музее на Красной площади и многих других музеях. Тогда можно было подержать в руках настоящую одежду из прошлого, скопировать крой, отделку. Таким образом мы изучили русский, башкирский, татарский, украинский, марийский костюмы… Теперь все это гораздо менее доступно. - И каким же был традиционный крой башкирского костюма? - Свободным. По мусульманским канонам фигуру полагалось скрывать. Конечно, наших девушек из ансамбля Файзи Гаскарова мы стараемся одевать понаряднее: все в облипочку. Но если танец характерный - соблюдаем традиции в точности. Раньше все костюмы и для театров, и для танцевальных коллективов шились только здесь. Моим первым спектаклем стала «Травиата» в Театре оперы и балета. Изначально костюмы были заказаны Алле Коженковой - получилось так, что она от работы отказалась. Она успела нарисовать солистов, меня попросили сделать костюмы для хора - так, чтобы они гармонировали с солистами и понравились Алле. И она одобрила мои эскизы. Потом были опера «Трубадур», к 80-летию Мустая Карима - «Салават» в Башкирском театре драмы и так далее. «Аида» - тут уже костюмы должны были понравиться нашим египетским партнерам, в итоге мы с ними подружились. Еще из последнего - «Любовь на троих» и «Опаленные песней» в «Нуре», «Альфонс из Парижа» в Молодежном. - Костюмы, декорации, игра - этого достаточно, чтобы переселить зрителей хоть на другую планету - «Ромео и Джульетта» Молодежного театра это доказал. - Для этого спектакля мы с костюмерным цехом совершили настоящий подвиг: за 23 дня две закройщицы и четверо портных сшили 60 костюмов! Сразу решили, что ничего не будем покупать. Чтобы одеть героев, естественно, надо ознакомиться с пьесой. Хотя бы для того, чтобы, если написано «героиня переодевается» - дать ей такую возможность. Художник не может руководствоваться только своей фантазией: он отражает видение режиссера. Здесь Монтекки и Капулетти должны были предстать в виде двух почти военных кланов - Ильнур Муллабаев даже придумал собственную причину, почему древняя вражда вспыхнула с новой силой: Монтекки могли быть виноваты в смерти маленького сына Капулетти (в пьесе есть упоминание о нем). Далее, сценографу могут быть нужны определенные цветовые пятна; к изящной, хрустальной декорации, созданной Курбандурды Чарыевым, буйное разноцветье точно бы не подошло. Мы решили создать планету Верона в трех основных цветах: красный, черный, белый, оттенки серого - в разных фактурах. Иногда идею костюма дает сама ткань. «Раньше от театрального модельера требовалось творить «из того, что есть»: материалов для отделки было немного, - замечает художник Башкирского театра оперы и балета Фания Низамова. - Наталья Степанова так и работает: поднимет какой-нибудь лоскуток - и вот она, идея! Костюм приобретает законченный вид. В 90-х годах - как раз когда мы делали «Аиду» - у нас появились и стразы, и золотая тесьма. Костюмы получились роскошные». - Когда-то мы не знали недостатка в качественных хлопчатобумажных тканях, шерсти - правда, цветовая палитра была не очень богатой, - говорит Наталья Анатольевна. - Сейчас тканей нашего производства очень мало - шерсти, например, нет вообще, натуральные ткани очень дороги, поэтому используется в основном синтетика. Хорошую тесьму и стразы у нас выпускают в Подмосковье - но, опять-таки, цены такие, что дешевле купить что-нибудь турецкое, среднего качества… - А вот совсем другая пьеса: «Чистая вода печали» В. Гуркина в татарском театре «Нур». Война, сибирская деревня - кажется, что задача художника довольно проста… - В первом акте герои идут в баню. Но халатов в то время не было. Значит - ночные рубашки и сверху юбки. Вся одежда светлая: надо подчеркнуть, что никто не ждал беды… Во втором акте - уже после войны - по торжественному случаю главная героиня, Александра, могла надеть шелковое платье. Их покупали в городе, в комиссионках - жених мог ей его привезти. В то время носили платья в горошек, в мелкий цветочек, ситцевые блузки, туфли с носками. Женя, работавшая в городе, могла иметь золотые часы… - А для себя вы шьете? - Очень редко. Некогда, да и все то, что мне хотелось бы носить, я надеваю на других. Когда сошьешь - становится уже неинтересно, начинаешь выдумывать что-то другое. - Слышала, что вы питаете особую любовь к Египту, Китаю, Востоку… - Да. Восточная культура для меня обладает особой таинственной притягательностью. (Хотя костюм я все-таки больше люблю западноевропейский - старинный, конечно). Особенно сногсшибательное впечатление производит традиционная архитектура; современные сооружения везде довольно одинаковы. Пятнадцать лет назад мне посчастливилось побывать в Индии, я увидела все самое красивое: Тадж-Махал, красный форт Агры, Бомбей… Кстати, Индия - одна из тех стран, где еще недавно одевались традиционным образом: когда я появилась на улице в открытом топе - сразу почувствовала недовольство индийцев. А простота индийского костюма обманчива: у него очень сложный крой. Эти штаны сразу не снимешь. В Египте, Турции, Китае я тоже побывала - и, конечно же, отовсюду привезла о книге по истории костюма. - Интересно, как одевалась Клеопатра… - Начнем с того, что в то время женщины ходили, как мы говорим, топлесс - грудь была открыта. Накидка из легкой яркой ткани, вся шея и руки - в украшениях, плюс большой парик из мелких косичек. А царю полагалась длинная борода, она привязывалась к гладко выбритому лицу: это был символ фараонской власти. Ее носила и Хатшепсут, имевшая титул фараона. - Другие страны притягательны старинной архитектурой… а в Уфе у вас есть любимые старинные уголки? - Конечно, улица Карла Маркса, где я работаю! Здесь на углу с улицей Чернышевского раньше был «Зал повторного фильма», где я смотрела Феллини, другие западные фильмы. У соседнего Института геологии был свой сад с фонтаном. Еще много старины сохранилось на улице Тукаева, в районе мечети. Там я тоже люблю гулять.
Екатерина КЛИМОВИЧ |