РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Время новых стандартов
- Несмотря на кризисные явления, у нас продолжается строительство социальных объектов, - рассказал мэр Уфы Павел Качкаев. - Уверен, что и в этом году мы введем очередные 5 детсадов, а это порядка 800 дополнительных мест. Этого, конечно, недостаточно для ликвидации очереди в дошкольные учреждения - необходимо получать в год от 6 до 10 новых детсадов на две с половиной тысячи мест. С октября запустим пилотный проект: с детьми смогут сидеть их мамы, если они готовы получать сумму, которая тратится на ребенка в детском саду, при условии выхода семьи из очереди. Этим мы рассчитываем покрыть порядка полутора тысяч дефицитных мест. Продолжается строительство школ. В ноябре откроем школу в микрорайоне Сипайлово-3 на 125 ученических мест, в будущем году закончим возведение школы в Деме, ремонт фасада школ №№3, 39, 101, 102 и других. Помимо нехватки детских садов, как отметил Павел Рюрикович, нерешенных вопросов остается еще много. Это и качество образования, и работа ссузов и профтехучилищ по подготовке специалистов, и неэффективные расходы. За последний год они уменьшились на 100 млн. рублей, остается еще более 200 млн. рублей, а это 5 процентов объема финансирования. Педсовет внес ясность в вопрос о преподавании родных языков в школе, активно обсуждаемый на страницах Интернета. По словам Зугуры Рахматуллиной, вице-премьера Правительства РБ, и Зинната Аллаярова, министра образования РБ, родные языки, которые охраняются на территории нашей республики законом, будут преподаваться и дальше. Это государственная политика в сфере образования, которая обсуждению не подлежит. В кулуарах педсовета учителя поделились своими чаяниями, возлагаемыми на новый учебный год. - Не зря вводятся стандарты нового поколения, - говорит Альбина Ахматнурова, заместитель директора школы №46, учитель русского языка и литературы, награжденная нагрудным знаком Отличника образования РБ. - Они нужны - традиционная система себя изжила. Это видно по нашим старшеклассникам и выпускникам - порой мы, учителя, от них отстаем. Ученики более продвинутые, информированные, но, к сожалению, очень мало читают. Информационные технологии нужны, компьютер - замечательная вещь, но я убеждена, что книгу он не заменит. Весной половина наших учителей начальной школы прошли курсовую переподготовку по новым стандартам образования. А что из этого получится, покажет время. Второй год дети сдают в обязательном порядке русский язык и математику, к счастью, выпускников, которые бы не справились с экзаменом, не было. Часов русского, конечно, не хватает, но стараемся рассчитывать учебный план таким образом, чтобы этого не ощущалось. Ирина Ибрагимова, директор школы №155: - К сожалению, сегодня наблюдается какая-то общая отрешенность родителей от воспитания своих детей. В последние годы очень остро преподносится, что школа «обязана», «должна» и во всем «виновата». Понимаю, что у людей сегодня много проблем, но хочется более тесной связи и взаимопонимания с родителями. Школа - не тот организм, который что-то дает в одностороннем виде. Для полноценного развития личности нужен комплекс мер по обучению и воспитанию детей вместе с родителями. С 1 сентября наша школа станет автономной. Эта система привлекательна дополнительными стимулирующими выплатами, финансированием на закупку оборудования и ремонта. Надеемся, что переход на нее пройдет успешно. У нас учатся 1270 детей, и в ближайшие пять лет без учеников мы не останемся. В среднем по нашей школе педагоги получают от 10 до 18 тысяч рублей. Много одиноких женщин, воспитывающих детей, и эта сумма, конечно же, небольшая. Нужны доплаты регионального плана. Хорошо, что вводятся новые стандарты образования. Должна быть единая система во всем, в том числе в учебном и воспитательном процессе. Лейла Абдюкова, учитель английского языка гимназии №39: - Очень рада, что вступил в строй пристрой нашей гимназии, но хотелось бы, чтобы и основное здание выглядело также прекрасно. Нужно улучшать материальную базу гимназии. Основные стандарты, особенно по предметам, по которым сдают ЕГЭ, должны обязательно выдерживаться. Чтобы не было такого, что работаем по одним учебникам - одному формату, а экзамен проходит по совершенно другому. Мы находимся в выигрышной ситуации, поскольку хорошо знакомы с этим форматом, а тем, кто учится по обычным учебникам, гораздо сложнее. Лариса Килина, учитель начальных классов лицея №60: - Настроение перед 1 сентября бодрое - ожидаем позитивных изменений. Хотелось бы, чтобы решили проблему со ставкой учителей начальных классов. Дело в том, что она равна 20 часам (за нее платят 4200 рублей), а по учебному плану у нас выходит только 16. Все это отражается на зарплате. Остальные часы приходится добирать за счет дополнительных занятий и группы продленного дня. Ввести новые образовательные стандарты в нашей школе пока не позволяют условия. Из-за перегруженности не хватает помещений. С оборудованием же проблем нет. Хочется больше уважения к педагогам, ведь во всех детских проблемах сегодня обвиняют школу. Елена Романова, учитель русского языка и литературы школы №156: - Надеюсь, изменения, которые происходят в образовательном процессе, пойдут на благо. С нового учебного года мы начинаем работать по новому учебному плану, где больше внимания уделяется профильным предметам. За счет варьирования элективных курсов можно увеличить количество русского языка и математики. Хотелось бы больше внимания к детям со стороны общества и государства. Они сегодня не защищены от негатива, который льется с экранов телевизоров, сказалась на них и сложная экономическая ситуация в стране. В некоторых семьях ребенку не могут купить лишнюю вещь, есть ученики, которые недоедают. Разве они могут думать об учебе, когда приходят в школу? Ребенок, у которого все благополучно в семье, успевает лучше. Эльвира Сыртланова, учитель географии школы №79: - Надеюсь, что количество часов, отведенное на изучение родного края, останется в том же объеме. Нужно показывать детям, где мы живем. Только так можно привить любовь к своей Родине. Информационные технологии активно внедряются и у нас. Радует, что скоро в нашем кабинете установят мультимедийную доску. С нетерпением жду этого момента - с ней можно будет проводить уроки еще интереснее. Очень жаль, что молодые специалисты не идут работать в школу. С новым поколением они находят общий язык гораздо быстрее, чем мы.
Азамат Сайфуллин, начальник Управления образования Уфы:
- 75% опрошенных горожан отмечают значительные улучшения в системе образования в последние годы. В каждой школе внедрены инновационные технологии, благодаря чему отмечается устойчивая динамика роста качества знаний учащихся. По итогам года она составила 59,1%, при успеваемости 99, 9 процента. 328 выпускников закончили школу с золотыми и серебряными медалями. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 53 тысячи учащихся. Победителями стали четыре с половиной тысячи ребят, призерами - более восьми. Самое яркое достижение - победа трех учащихся на российском этапе, семь заняли призовые места. Активно развивалось исследовательское движение школьников в Малой академии наук. Из 628 исследовательских работ, представленных в этом году на конкурс, 185 получили призовые места. Информатизация позволила внедрить модель дистанционного обучения детей-инвалидов, которая прошла успешную презентацию на выставке информационных технологий «Электронный Башкортостан». В наступающем учебном году еще 20 подростков приступят к обучению в дистанционной форме. Создан Городской образовательный портал, который в этом году признан лучшим среди сайтов управлений и отделов образования республики. Ныне успешно проводятся интерактивные видеосовещания.
Татьяна Шангина |