РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Дистанционный контроль
Медицинский спутник Система GPS-навигации, совмещенная с функцией диспетчерского контроля, активно внедряется на многих транспортных и коммунальных предприятиях Уфы. Но наиболее востребован и необходим орбитальный контроль оказался в службе городской «Скорой помощи» - он позволяет резко повысить оперативность экстренных выездов медицинских бригад, 112 машин которых не так давно получили GPS-маяки. Для того чтобы понять важность этого нововведения, несколько слов нужно сказать о том, как работает система вызова «неотложки». В едином колл-центре, оснащенном многоканальными телефонами с номером «03», диспетчеры принимают звонки со всего города. Далее вызовы в зависимости от адреса распределяются по подстанциям «скорой» в районах Уфы, диспетчеры которых отправляют медицинские бригады по вызовам в соответствии с их срочностью. Именно здесь проявляются новые возможности GPS-навигации. Если раньше для отправки санитарной машины диспетчеру требовалось сначала по рации уточнить ее местоположение, сориентироваться по карте, запросить соседние машины и лишь затем направить бригаду по конкретному адресу, то теперь достаточно просто посмотреть на компьютерный монитор. Спутниковый навигатор позволяет в реальном времени видеть положение всех машин как на карте города с отображением маршрута, направления и скорости движения, так и в виде списка бригад с указанием адресов ближайших домов. В результате время реагирования на вызов резко сокращается, что позволяет врачам быстрее прибыть на помощь. Новые технологии существенно упрощают и процесс госпитализации. Пока «скорая» находится в пути, врачи в стационаре смогут подготовиться к приему больных - в Уфе разработана и внедрена система превентивного интернет-оповещения больниц о доставке пациентов. В перспективе в рамках развития единой информационной системы экстренной медпомощи Уфы планируется усилить работу с первичным звеном. Передача поликлиникам вызовов категории «неотложный» будет автоматизирована, что позволит отказаться от диктовки данных по телефону и тем самым серьезно сократит время от обращения больного до передачи его заявки врачу поликлиники.
Полезное видео Более приземленная, но не менее важная для жизни миллионного мегаполиса система контроля создается в рамках программы «Безопасный город». В ходе ее реализации в Уфе было установлено 268 камер наружного наблюдения. Их главная роль - профилактика правонарушений. В то же время видеотехника помогает раскрывать уже совершенные преступления. Только в прошлом году с ее помощью удалось раскрыть 42 эпизода. Эффективность видеонаблюдения значительно повышает вывод «картинки» на мониторы автоматизированных пунктов диспетчерского контроля. Это позволяет практически мгновенно реагировать на всевозможные ЧП, направляя на место происшествия необходимую на данный момент экстренную службу - от милиции до скорой помощи и МЧС. Не так давно принципиально новая система контроля дорожного движения - комплекс видеофиксации «Арена» - появилась и у столичного ГИБДД. Умная техника фиксирует скорость автомобилей и, естественно, любые нарушения ПДД, которые попадают в ее поле зрения. Особенность оборудования заключается в том, что оно может контролировать скоростной режим в полностью автоматическом режиме без непосредственного участия сотрудников ДПС и объективно карать нарушителей рублем. Принцип ее работы достаточно прост. Со стационарных камер, установленных на наиболее оживленных улицах Уфы, на компьютер полка ДПС по Интернету поступают цифровые снимки машин, превысивших скорость или нарушивших ПДД. Полученные фото распечатываются на одном листе вместе с квитанцией об уплате штрафа, автоматически запечатываются в конверты и отправляются нарушителю почтой. Квитанции приходят только автовладельцу, вне зависимости, кто сидел за рулем. Штраф можно оплатить в любом банке или обжаловать его в мировом суде. По мнению милицейского руководства, комплекс «Арена» поможет разрешить и споры, часто возникающие между автоинспекторами и водителями о том, кто виноват. - Камеры видеофиксации не обманешь, - уверен глава УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов. - Эти высотехнологичные устройства ошибаться не могут. Поэтому откреститься от такой квитанции не получится. Кроме того, их отличает высокая производительность - одна стационарная камера регистрирует за день столько нарушений, сколько не в состоянии запротоколировать взвод ДПС. На сегодняшний день в Уфе работает 24 стационарных и 17 мобильных камер, в 2010-м планируется появление еще 100. Нужно сказать, что окупаемость комплексов «Арена» оказалась весьма неплохой. Первая экспериментальная камера, установленная на проспекте Салавата Юлаева, только за месяц «заработала» в двух направлениях 5 миллионов рублей, которые поступят в местный бюджет. Но, по словам руководства республиканского ГИБДД, главная задача при внедрении такого рода техники - полностью исключить человеческий фактор, который чаще всего становится причиной коррупции на дорогах, а заодно и поднять безопасность движения. Это особенно актуально для Уфы, поскольку 42 процента всех зарегистрированных в республике ДТП с пострадавшими происходит в ее столице.
Алексей ФАТЫХОВ |