РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Педагоги - за качество
Президент России Дмитрий Медведев выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Уже прошел этап общественного обсуждения этого проекта, и сейчас идет процесс принятия государственных образовательных стандартов нового поколения. - До 2020 года в России должна быть сформирована новая современная модель образования, - в связи с этим подчеркнул министр образования РБ Зиннат Аллаяров. Одной из изюминок педагогического форума, в котором приняли участие более 300 человек, стало открытие главой республики тысячной новой (за 19 лет) школы в селе Бурибай Хайбуллинского района. Дворцом знаний ее восторженно называют педагоги и местные жители. Учиться в школе будут 605 детей, ранее посещавших две старые. Конечно же, помимо любования новыми объектами участники совещания побывали во вновь организованных базовых школах. - Мы должны сохранить на селе, как минимум, все работающие начальные школы, - отметил в своем выступлении Президент республики Муртаза Рахимов. - Там, где происходят сокращения, высвобождаются площади, необходимо предусмотреть ускоренное развитие дополнительных форм образования и внеклассного воспитания. Как отметил Зиннат Абдуллович, в ходе мероприятий по переходу на новую систему финансирования общая численность работников образования республики за прошедший учебный год сократилась более чем на 15,5 тысячи человек. В результате такой оптимизации существенно повысилась заработная плата в школах. - Наша школа стала базовой, - поделилась впечатлениями Гулия Кашкарова, заместитель директора по учебной работе средней школы села Матраево Зилаирского района. - С 1 сентября у нас будут обучаться около 200 ребятишек не только из нашего села, но и из близлежащих деревень. В связи с переходом на подушевое финансирование малокомплектные школы в этих деревнях стали начальными филиалами нашей. Должность завучей в филиалах упразднили. Теперь там работают только учителя. В итоге нам удалось оптимизировать расходы на содержание детей в школе. Если раньше один учащийся обходился нам в 28300 рублей в год, то сейчас - в 25320. Зарплата учителей повысилась на 20% и составила в среднем 10785 рублей. На селе это хорошие деньги. - В этом году у нас открыт интернат для одаренных детей, - рассказала Елена Валиева - заместитель директора по учебной работе Башкирской гимназии имени Ш. Бабича села Зилаир, где работают семь победителей конкурса лучших учителей России. - Дети из отдаленных деревень теперь смогут получать качественное образование. Ведь специалисты есть не во всех малокомплектных школах. Открытие интерната выгодно и с экономической точки зрения. Стоимость обучения одного ребенка в гимназии обходится в 21 тысячу рублей, это самый низкий показатель в районе. С переходом на новую систему финансирования в зарплате мы не потеряли, она осталась примерно такой же. А благодаря тому, что появилась стимулирующая часть, учителя будут стараться повышать свое мастерство. С ЕГЭ у нас справились все 29 выпускников. Некоторые из них поступили в уфимские вузы. - Наша школа оснащена всем необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, так что работаю я с удовольствием, - говорит Ильгиз Аккускаров, учитель физкультуры школы села Матраево. - И места для занятий физкультурой предостаточно: спортзал и две спортивные площадки. До реорганизации и ремонта в школе пользовались старым инвентарем, остававшимся с советских времен. - Некоторые университеты говорят о том, что можно сохранить сельскую школу, если, начиная со средних классов, активно использовать современные электронные технологии по опыту Южной Кореи и некоторых других республик, - сказал в своем выступлении Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ. - Это направление можно было бы развивать и у нас. Мы вынесли на обсуждение в Госдуму законопроект, который затрудняет ликвидацию сельских школ, и считаем, что сельский ребенок должен быть максимально обеспечен правом на образование там, где он родился и вырос. Затронув тему ЕГЭ, Олег Николаевич признался, что сам выполнил задания по ЕГЭ по гуманитарным предметам и убедился, что традиционная форма развивает творческие способности ребенка намного лучше, чем тестовая. Результаты ЕГЭ заставили его усомниться в объективности системы оценки. По мнению Смолина, школьники должны сдавать ЕГЭ на добровольной основе. - Оптимизация школ у нас в области идет с теми же трудностями и с теми же противоречиями, что и у вас, - заметил гость педсовета Вячеслав Лабузов, министр образования Оренбургской области. - С одной стороны, малокомплектная школа не в состоянии дать учащимся качественное образование, но с другой - без школы село исчезнет: молодые пары после рождения ребенка будут стремиться туда, где есть возможность для школьника учиться. Мне понравилось, что в вашей республике думают о том, как повысить качество образования. Это самое главное. И я рад, что у вас не происходит бездумного закрытия «малокомплекток». Один из путей - помочь сельским учителям подняться до уровня работы своих городских коллег. Сегодня эта возможность предоставляется им благодаря доступности сети интернет. Другое дело, что не все педагоги хотят учиться. В этом году у нас в области выделено свыше 700 миллионов рублей на строительство школ. В таком объеме финансирование этой сферы идет впервые. Тему дошкольного образования на педсовете затронул премьер-министр Правительства республики Раиль Сарбаев. - Сегодня по республике около 42 тысяч детей стоят на очереди в дошкольные учреждения, - сказал он. - Демографическая ситуация улучшается, поэтому скоро эта цифра возрастет до 50-60 тысяч человек. Строить новые сады или возвращать прежние в действующую сеть сегодня довольно проблематично. Поэтому особое значение мы придаем развитию семейных форм воспитания. Содержание одного ребенка в месяц в детсаде обходится более 4 тысяч рублей, а в семейных детсадах экономится тысяча рублей, и малыш находится в кругу семьи. В 2010 году премьер-министр предложил провести республиканскую акцию «Теплая школа», в рамках которой будет капитально отремонтировано более 100 базовых школ. Следующее августовское совещание участники педсовета договорились провести в Туймазинском, Буздякском, Шаранском и Чекмагушевском районах.
По сравнению с 2004 годом расходы бюджета республики на образование возросли почти в 2,7 раза и составят в текущем году свыше 32 миллиардов рублей. За последние пять лет введены в строй более 200 объектов почти на 22 тысячи мест, в том числе 121 - новая школа и 33 детских сада. В школах используется около 22 тысяч комплектов компьютерного оборудования. Все они подключены к сети интернет. Сегодня свои сайты имеют более 40% школ. В рамках Нацпроекта получено около 2 тысяч кабинетов физики, химии, биологии, географии, башкирского языка, интерактивных досок для школ, более 450 школьных автобусов.
С настроем на новое
19 августа педагогическая общественность собралась в Конгресс-холле на традиционном Августовском совещании работников образования Уфы.
Татьяна Шангина
-В новом учебном году наши дети будут учиться в хороших условиях, - заверил, открывая педсовет, глава администрации Уфы Павел Качкаев. - Для этого нынешним летом проведена большая подготовительная работа. В 87-ми учебных заведениях сделан частичный капитальный ремонт, в 6-ти - комплексный. - Сфера образования в городе остается сегодня приоритетной, - отметил Павел Рюрикович. - За пять лет открыты 26 новых детских садов. Благодаря этому на 4 процента уменьшилось количество детей, стоящих на очереди в дошкольные образовательные учреждения. В этом году планируется ввести в строй еще три детских сада. Демографические показатели у нас лучшие в России, так что и детских садов нужно как можно больше. Обращаясь к вопросу реализации национальной образовательной инициативы Дмитрия Медведева «Наша новая школа», начальник Управления образования администрации Уфы Азамат Сайфуллин заявил, что многое уже сделано, но немало еще предстоит. Информатизация школ в Уфе на достойном уровне: всего в городских школах 222 компьютерных класса, на один компьютер приходится 21 ученик. Повсеместно есть выход в интернет. - С первого сентября вводятся стандарты нового поколения, предъявляющие требования не к содержанию обучения, а к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения, - рассказал Азамат Саитович. - Их внедрение будет постепенным, с начальной школы. Результаты ЕГЭ уфимских школьников сопоставимы с республиканскими и российскими. По русскому языку и математике показатели даже выше. Тревожит то, что 181 выпускник (3,7%) не справился с заданиями. Не секрет, что успешного ученика может вырастить только успешный учитель. В связи с этим разрабатывается проект городской целевой программы «Педагогические кадры Республики Башкортостан до 2010 года». Нужно отметить, что с введением нормативно-подушевого финансирования заработная плата педагогов выросла в среднем на 25 процентов. Участники совещания затронули и другие актуальные проблемы школы и социума. - Особое опасение сегодня вызывает здоровье наших детей, - сказал руководитель центра здоровьесберегающих образовательных технологий ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ Фарис Харисов. - Общая заболеваемость детей до 14-ти лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек 15-ти лет - на 18%. Количество детей 6-ти лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13 млн. 400 тысяч школьников 53% имеют ослабленное здоровье. Две трети - хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых. В рамках реализации проекта «Наша новая школа» создана общероссийская общественная организация содействия укреплению здоровья в системе образования.
Зиля Чинаева, заведующая детским садом №264: - Наш детский сад - один из 25 автономных дошкольных учреждений города. Мы самостоятельно распоряжаемся финансами и можем правильно спланировать расходы. Педагоги оказывают дополнительные платные услуги, с которых им идут отчисления. Благодаря этому их заработок значительно повысился: средняя зарплата воспитателя равняется 6 тысячам рублей, такую же сумму он получает за дополнительные услуги.
Люция Газизова, учитель русского языка и литературы лицея №136 имени М. Искужина, обладатель гранта: - Новый учебный год, как всегда, я начинаю с вдохновением и особенным настроем. А проблемы в школе остаются те же самые. Трудно подготовить детей к ЕГЭ, когда в старших классах на русский язык отводится всего один час в неделю. С одной стороны ЕГЭ хорошо показывает базовый уровень знаний учащихся, с другой - не все дети из деревень могут подготовиться к нему так, как горожане. Школьники сегодня не любят читать и проводят много времени за компьютером.
Ирина Абдуллина, учитель начальных классов школы №16, обладатель гранта: - Мой педагогический стаж - 30 лет. Каждый год я выхожу на работу с удовольствием, за лето успеваю соскучиться по детям. Радует, что в нашей школе для них созданы все условия. В этом году отремонтировали столовую, поставят новое оборудование. Конечно же, в Год учителя хотелось бы, чтобы педагоги не жаловались на свою зарплату.
Сергей Рудик, директор лицея «Содружество»: - Наша школа одна из первых в городе с сентября 2008 года перешла на новую систему финансирования. Мы грамотно провели оптимизацию кадров и численности классов. Благодаря этому зарплата у учителей повысилась, они получают высокие премии. Средняя наполняемость классов у нас превышает 25 человек. Очень не хватает учебных мест. По заявлениям родителей мы могли бы набрать восемь первых классов, но вынуждены ограничиться только тремя. Так что нужно решать вопрос о расширении школы.
Ирина Баранова, директор гимназии №86: - Начало нового учебного года - всегда радостное событие для учителя. Настроение прекрасное: и педагоги, и школа готовы к работе. В этом году у нас не только проведен косметический ремонт здания, но и оборудован стоматологический кабинет, откроется новый медицинский центр. Результатами ЕГЭ мы довольны. Хорошо, что детям дается возможность выбора остальных экзаменов. Это снимает нагрузку с тех детей, которые не могут сдать пять обязательных экзаменов. В старших классах у нас реализуется разноуровневое дифференцированное обучение - учащиеся занимаются по своему личному плану. Старшеклассники знают, куда они будут поступать, и усиленно к этому готовятся.
Татьяна Шангина |