РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Ноосфера: разум + творчество
- Смысловую нагрузку вашего названия маленькой не назовешь. Как оно родилось? Айдар: - Я сидел на уроке обществознания и рылся в учебнике, и мне очень понравилось это слово. Ноосфера - это, если вкратце, вся совокупность человеческого знания. Звучит, конечно, пафосно, но… будем стремиться соответствовать. - Значит, вы верите только в разум? А как же чувства, интуиция? Алия: - Я как девушка верю в интуицию. Айдар: - Я тоже верю, потому что я окончил инфак - учился с одними девушками. Часто они оказывались правы, руководствуясь исключительно своей интуицией. Так вот, изначально у нас было много песен социальной направленности - пытались осмысливать то, что происходит в мире, а не внутри. То есть работал больше разум. Сейчас стали появляться более сентиментальные темы - а название уже жалко менять, нас под ним знают... Кстати, в 2006 году состав группы поменялся, из «зачинателей» осталось всего два человека - я и Александр Погорелов. - Как это отразилось на вашей музыке? Айдар: - Она стала пожестче - с приходом Рустама Биктимирова, он у нас тяготеет к классическому тяжелому металлу. Вообще у нас очень разные вкусы - именно это и создает наш стиль. Одна песня похожа на поп-рок, другая - гранж, третья - металл, а все вместе Саша окрестил забавным термином - «поп гранж металл». Так мы сейчас себя и определяем, когда требуют назвать стиль. Еще насчет содержания… Сейчас развелось очень много людей, которые в своих ЖЖ любят писать, как им плохо. А мы хотим сказать: ребята, бывает ведь и гораздо хуже! А жизнь-то на самом деле хороша. В общем, минус на минус - плюс. - Скажите, а что такое вообще рок-группа? Мне кажется, сейчас это несколько расплывчатое понятие… Айдар: - Ну, если в шутливой форме - рок придумали для того, чтобы не вставать в семь утра на работу. А если серьезно, рок - это обязательно какая-то философия, желание донести что-то до людей, а не просто развлечь. Вот это - общее у всех рок-групп. Причем в России рок несколько другой, чем на Западе: больше текстовая нагрузка. Соотношение текста и музыки - примерно 50 на 50. Хотя многие слушатели не вдумываются в то, о чем песни - просто нравится жесткий громкий звук. - А как вы относитесь к современному русскому року? Айдар: - Прекрасно отношусь. Сейчас есть много мыслителей, они делятся на несколько категорий. Одни считают: все, что было раньше и на Западе - это хорошо, а у нас вообще никак; другие - все, что было раньше, и там, и у нас, - хорошо, а сейчас плохо; третьи - на Западе всегда все классно, а у нас - не то. Я не согласен ни с кем из них. «Сплин», «Би-2» делают интересные вещи, Земфира - абсолютный профессионал. Слышал ее последнюю пластинку. Она даже растеряла часть аудитории именно потому, что сейчас очень серьезно подходит к аранжировкам. Алия: - Надо сказать, что музыканты слушают музыку несколько по-другому: какие инструменты используются, какие партии он играет… Айдар: - У меня появилось новое увлечение: лазить в интернете и выискивать группы гитарной направленности, которые где-то слышал на совместных выступлениях. Например, в 2005 году на телеканале О2, на конкурсе «Имею право» (мы там, кстати, вышли в финал), мне очень понравилась саратовская группа «Старая волна». Недавно выкачали их из интернета - оказывается, чуть не распались уже! Жаль, если так. Алия: - Сейчас модное направление - эмо, эти группы огромной волной разбавляют рок, некоторые даже думают, что это и есть рок. В результате очень много групп играют одно и то же. Хотя если послушать кого-то отдельно - может, это и неплохо. Айдар: - Кстати, такая тема затронута: культура слушателя должна расти. Сравним двух исполнителей - западного и нашего. Ну, например, Кристина Агилера и… Алия: - Максим? Айдар: - Нет, Максим неплохо работает. Какие группы из мальчиков были популярны в 90-х на Западе и у нас? У них - Backstreet boys, у нас - «Руки вверх». Ну и в итоге давайте посмотрим, что хочет публика там и что - у нас. Кстати, зря ты так Максим приложила - у нее душевные песни, не всегда безвкусные. А мы, оказывается, потихоньку растем! - это я только сейчас для себя открыл. Алия: - Вот, например, сейчас мы сидим, а эта музыка печатает по мозгам, она здесь просто для фона. А вот если бы для фона ставили что-то получше, посложнее, если начать вслушиваться в какие-то гармонии - люди бы привыкали, и требования стали бы другие. - Айдар, ты окончил инфак - а работаешь кем? Нужен ли вообще музыканту этот «запасной вариант»? Вот Фредди Меркьюри, пока не прославился, держал магазин секонд-хенда - на случай, если ничего не выйдет… Айдар: - Преподаю английский на курсах. Саша работает по специальности - он инженер сотовой связи, а наш басист открыл свой магазин. Мы его так и представляем: Рустам Биктимиров - благоразумие, сантехника. В этом смысле мне очень понравился его диалог с известным творческим деятелем Уфы Виталием Мухаметзяновым - они вместе летели в самолете. Виталий спросил: «А чем ты занимаешься?» Рустам как человек, взвешивающий свои ответы, уточнил: «Для себя или для людей?» То есть пока для людей он продает сантехнику. Хотя я не верю людям, которые говорят, что играют музыку для себя. Алия: - А я работала в спортшколе. Уволилась, потому что платят мало, сейчас продолжаю учебу в своем Институте физкультуры. - А музыкальное образование? Айдар: - Все музобразование нашей группы сводится к полностью законченной музшколе Алией и частично законченной музшколе басиста Рустема. Я освоил гитару сам. Но с нотной грамотой, с аккордами общаться приходится - без этого нельзя. С годами приходит понимание, что тут не только талант, а и работать тоже надо. - А как ты вообще начал писать, как открыл это в себе? Айдар: - В детстве нравилась эстетика этого дела - гитары, прически, поведение на сцене…То, что мы слушали в школьную пору - «Аквариум», «Кино», «Алиса», Летов - вызывало желание и самому что-то высказать, тем более что у них описаны реалии 70-80-х, а на дворе стояли уже девяностые. Это переросло в желание играть не только 3 аккорда… Так что изначально песни в нашей группе писал я, потом в них что-то привносилось. Сейчас Александр тоже сочиняет. Ребята начали писать так, что я вообще могу выйти покурить! Потом отрабатывается звук - накладывается бас, гитара, вокал - получается, что вся песня сделана вместе. А если говорить о том, чтобы зарабатывать деньги своей музыкой - это очень долгий и трудоемкий процесс. Многие группы исчезают именно из-за того, что думают: вот мы сейчас соберемся, и завтра у нас все получится - а не тут-то было! Вот если где-нибудь в Штатах команда собралась - они делают демозапись и относят в несколько звукозаписывающих компаний. Им либо не позвонят - и они задумаются, стоит ли вообще этим заниматься - либо позвонят и что-то предложат. Когда-нибудь и мы будем работать по такой схеме. - Тогда какие цели вы перед собой ставите? Айдар: - Это такие ступеньки. Я придерживаюсь теории: не может быть в жизни какой-либо одной глобальной цели - они должны быть поменьше. Люди, выпустившие несколько альбомов, могут написать книгу, снять фильм. Я вот, например, рассказы пописываю иногда на досуге… А на данный момент цель - выпустить альбом. Он уже почти готов. Вы знаете, сейчас, к сожалению, музыка - это продукт, как и все остальное. Продается - значит, хороша. Надо сделать так, чтобы это выглядело как продукт - и тут важно все, в том числе и внешний вид, и работа с публикой. А на самом деле чтобы была хорошая песня. Алия: - Для этого надо быть алхимиком! Знаете, иногда стоишь на сцене, поешь - кажется, всю душу бы отдала, чтобы тебя поняли, - а люди смотрят так свысока: «Да нет, что-то не очень». Зато когда понимают - вот это счастье!
Екатерина КЛИМОВИЧ |