РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Гражданское общество: свобода действия
- Сергей Николаевич, разрешите поздравить вас с новой должностью. Что будет входить в область вашего внимания, какие сферы вы будете курировать? - Главный спектр вопросов, которыми я буду заниматься, это, по определению, - проблемы развития гражданского общества. То есть политические партии, общественные организации и другие соответствующие структуры, вплоть до системы местного самоуправления, потому что это одновременно и власть, и один из институтов гражданского общества. Реформа местного самоуправления идет полным ходом, но процессу перехода ее в новый формат надо всячески помогать. И это вряд ли можно сделать быстро без применения государственных рычагов. - Задача интересная, но не простая. Вот мы говорим «гражданское общество», «гражданин»… Но каждый ли человек - гражданин? - «Квалификация» гражданина зависит от его знания своих прав, стремления сделать «электоральный» выбор, умения выражать свою точку зрения. Нам нужно развиваться в этом плане, необходима правовая и политическая культура. Если государство претендует на звание правового, должно быть развито гражданское общество. Именно так: только гражданское общество в состоянии превратить свое государство в правовое. - А когда у нас с гражданским обществом, скажем так, было совсем плохо? Как обстоит дело сейчас? - В условиях тоталитаризма произошла инверсия гражданского общества в государство. То есть государственные институты полностью заменили общество, и многие общественные объединения - союзы писателей, художников и так далее - превратились в государственные. Конечно, за прошедшие два десятилетия процесс разгосударствления таких структур шел довольно активно, но говорить о том, что он полностью завершен, еще рано. - Мы говорим «правовое государство», а в народе самая любимая поговорка: «Закон что дышло - куда повернул, туда и вышло». - И эта поговорка появилась не двадцать лет назад… Она буквально в корнях сознания, поэтому, чтобы сделать государство правовым, нужно преодолеть этот правовой нигилизм. - А не кажется ли вам, что люди не видят силу, опору в гражданских институтах? - Да и наше гражданское общество пока нельзя назвать сильным, развитым. Взять один из главных институтов гражданского общества - политические партии. Они должны быть посредниками (и очень активными посредниками!) между гражданами и государством, выполнять следующие функции: выражать интересы граждан, отстаивать и представлять их в представительных органах и в конечном итоге создавать законы для реализации этих интересов - а уже исполнительная власть призвана обеспечивать их реализацию. Сейчас процесс адекватного делегирования защиты интересов и прав и реализации законов хромает. Поэтому в России и возникло недоверие к политическим партиям. И люди начинают думать (и, к сожалению, часто не без основания!), что в эти партии собираются для того, чтобы достичь каких-то своих корыстных, карьеристских целей. В этой связи стоит задача всемерно способствовать тому, чтобы политический плюрализм был не декоративным, а настоящим, работающим, чтобы эти партии в процессе политической конкуренции предлагали реальные способы решения проблем, которые есть в обществе. - Раньше большой популярностью пользовались политические клубы. Мы с интересом следили за теледебатами, а сейчас этого нет… - Помню эти времена. И сам был организатором одного из политклубов в университете. Почему их сейчас нет? Народ стал от них уставать. Когда люди за разговорами не видят действия, они перестают верить словам и не хотят тратить время попусту. Я думаю, что клубы, конечно, нужны, но любая дискуссия должна заканчиваться конкретными предложениями, а не просто выпусканием пара. У нас есть дефицит конструктивных предложений. Люди устали и от критики. Ее в России всегда было много. Критиковать мы умеем очень хорошо, талантливо, забористо. Но сегодня остро ощущается дефицит на конструктивные идеи по модернизации страны и общества. - Но ведь есть и дела - реальные, изменившие нашу жизнь, этого нельзя отрицать… - Согласен. Яркий пример - поддержка многодетных семей у нас в республике. Это серьезнейшая работа, причем не разовая кампания, а целенаправленная политика. Взять село. Когда все вокруг рушилось, наш Президент Муртаза Рахимов сказал: нельзя лихо махать саблей, особенно на селе. И верно. Решалась судьба не только некоторых форм хозяйствования - речь шла о сохранении села как некой социальной общности, образа жизни. Если вырвать из-под них эту почву - все рухнет, исчезнет. Не будет деревни - исчезнут связи между людьми. И сейчас благодаря этому мудрому решению - не крушить, а поддерживать, реорганизовывать - существуют и крупные, и индивидуальные хозяйства. Вот как-то купил огурцы, думал - «Алексеевские», ан нет, оказалось, из Туймазов. Значит, появились новые формы организации жизни в новых условиях, и они дают результаты. Надо слушать общество. Знать устремления людей и давать им возможность реализоваться. - Хотя проблем в стране меньше не становится, не правда ли? - Любая проблема - это осознанное противоречие. Мы часто видим, как руководство страны предлагает ряд мер экономического характера. Решение наверху принимается грамотное, а вот на уровне исполнения весь процесс начинает тормозиться. У нас есть категория исполнителей-перестраховщиков. Но если есть хоть малейшая опасность, что промедление исполнения чревато неприятностями лично для них, - начинают бегать быстро. И очень хорошо умеют отчитываться о проделанной работе. - Раньше со своей бедой мы шли в партком, профком, сейчас куда обращаться? Где реализовать свои замыслы - творческие, культурные, семейные? - Ваш вопрос говорит о том, что общество пока недостаточно дифференцировано. Национальные интересы можно реализовать в соответствующих объединениях. Они у нас есть - башкирское, русское, татарское, чувашское, немецкое… Конфессиональные интересы тоже - есть мечети, церкви… В последнее время появилось много новых ниш для реализации культурных, спортивных, общеобразовательных запросов. Общество начинает серьезно развиваться в этом направлении. Не то, что лет двадцать назад. - Но от политики мы всё же устали… - Во всем мире политически активное население составляет пять процентов. Этого достаточно. Остальные свое мнение выскажут на выборах. - Зачастую мы по инерции равняемся на Запад, на Америку - может, уже хватит «догонять» их? - Есть уровень цивилизации, к которому необходимо стремиться. Америку, думаю, нам догонять ни к чему, но взять что-то положительное вполне можно - это их высокая производительность труда, самодисциплина, ответственное отношение к своему делу. А вот солидарности, когда человек на чужую беду как на свою откликается, открытости, душевности - этому американцам надо учиться у нас. - Америка считает, что она самая-самая, и в этом ее трудно переубедить. Может, нам этого не хватает? А что объединяет нас, как вы думаете? Таинственная русская душа? - Объединяет ли она? Это еще вопрос. А вот принципы, на которых зиждется наша культура, великая русская литература, которая, в отличие от американской, никогда не была развлекухой, нас объединяют. Нас как нацию воспитали произведения русских писателей о судьбах народа, о его проблемах. Это мощный интеллект, осмысление того, что происходит в стране, в мире, в человечестве в целом. Достоевский, возможно, первый, кто изучил внутренний духовный мир человека в полной мере! Нам, россиянам, присуще это душевное самокопание. Еще нас объединяет общая история - сложная, мучительная. Язык объединяет. Чувство патриотизма? Увы, мы это утратили. - А семья? Разве это не наша общая ценность? - Безусловно. Семья как социальный институт тоже. Семья - это тоже свобода. У человека две свободы - внешняя и внутренняя. Семья - это внутренняя свобода: туда человек может уйти и быть свободным от внешнего мира. Но чтобы это было именно так, семья должна быть закрытым миром. В обществе должны это понимать. Это священно - собственность, личная жизнь, семья. В Америке, кстати, интересы семьи охраняются всячески. - Вы говорили о значении русской литературы, российской культуры, но сейчас засилье поп-шоу… - Суть нашей истинной культуры сохранилась. А массовая культура сейчас строится по американским образцам, даже мультфильмы снимаются по их шаблонам. Нам нельзя терять своего. В обществе это начинают понимать, и это тоже надо обсуждать, в том числе и на политическом уровне. - В Башкортостане прошли Дни Москвы. Не кажется ли вам, что Москва противопоставлена тому, что расположено за МКАД? Мы словно живем в разных обществах… - Меня удивляет другое: москвичи живут в бешеном ритме - и, несмотря ни на что, успевают многое! Они творят, создают интересные вещи. Возможно, этому способствует сама атмосфера повышенной конкуренции, больших возможностей, острых политических ситуаций. В столице нет равнодушия - москвичи очень близки ко всем важным событиям в стране. Это концентрация всего - и положительного, и отрицательного, конечно, тоже. - Но ведь и у нас происходят события большого масштаба - Аксаковские дни, к примеру. К нам приезжают писатели с мировыми именами. - Согласен. Именем Аксакова названа премия, которая вручается в нашей республике писателям, пишущим на русском языке. Это и есть истинный патриотизм, любовь к своей земле. В этом году премии получили Станислав Куняев и Анатолий Генатуллин - у них пронзительная проза, удивительный язык. Эта премия стала брендом нашей российской духовности. О ней говорят на всех континентах, а учреждена она у нас - в Башкортостане, нашим Президентом. Этим стоит гордиться. - Кстати, а какие книги читаете? - Политические, исторические… Одновременно мне интересна современная российская литература. К примеру, Пелевин, Толстая, Акунин. - Какую музыку любите? - Мне близко то, что хорошо. Главное - чтобы это было сделано профессионально. Люблю слушать Хворостовского, Казарновскую, современную музыку и классическую, оперу, балет и даже, если хотите, Мадонну. Язык не поворачивается назвать ее работу легким словом «шоу». Конечно, богемный образ накладывает отпечаток на поведение, но на сцене она - мэтр. - Хобби? - Туризм. Каждый год отправляюсь с друзьями на сплав по нашим рекам - Зилим, Инзер, Белая. Отключаю сотовый телефон и наслаждаюсь жизнью, красотой нашей природы.
Лилия ЗИМИНА |