РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"У каждого свой модерн
- Юноша - охотник, он привык с боем брать все, что ему понравится. Вдруг он видит девушку… и понимает, что ее просто так не схватишь, затем обнаруживает, что он вторит ее движениям, что кроме первобытной радости обладания есть что-то еще - любовь. Вот что такое "Вакханалия", - рассказала народная артистка России и Башкортостана, художественный руководитель балета БГТОиБ Леонора Куватова. - Когда я в составе советских сборных трупп ездила на гастроли в Италию, Америку, Японию, видела этот красивейший номер в исполнении своих коллег. Уфимцы увидят эту миниатюру впервые. Еще хочу сказать: благодаря нашим традициям, когорте сильных педагогов и поддержке правительства, благодаря тому, что под боком у нас хореографическое училище, мы не испытываем недостатка в кадрах. Из своих выпускников готовим настоящих звезд. В этой премьере вы сможете увидеть на одной сцене и мастеров, и только начинающих артистов.
- Классическая постановка - это та, где используются движения из классического танцевального экзерсиса, описанного в методике преподавания Вагановой, - пояснил мне заслуженный артист РБ Ринат Абушахманов.- Неклассическая хореография отходит от этих стандартов, модерн построен на отрицании классики (и танцуется баз пуантов). Но почему классический балет прожил уже несколько веков и будет жить дальше? Потому что у него есть свой институт, программа обучения. А у модерна такой единой формы нет, у каждого хореографа этого направления - Киллиана, Форсайта, Матса Эка - свой модерн. В этом дивертисменте не все постановки отрицают классику. - Расскажите о сюжетах ваших постановок. - Например, "Лирический дуэт" на музыку Алекса Норта - это сегодняшний взгляд на классический любовный дуэт, ностальгия о романтических временах. Это не о современной молодежи. На эту тему у нас будет следующая постановка - на музыку Игоря Стравинского. - Следующий номер - "Ямайская румба", как вы ее изучали? - С этим, как ни странно, проблем не было: ведь мой старший брат Айрат был чемпионом Башкортостана по латино-американским танцам. Но у меня - не бальные танцы, а номер на симфоническую музыку Бенджамена. С элементами румбы. В "Дивертисменте" мои постановки можно будет сравнить с работами Александра Пепеляева, которого приглашали несколько лет назад. И с тех пор новых хореографических миниатюр в нашем репертуаре практически не было, а это тоже интересный жанр. И полезный для артистов. Сейчас мы его возобновляем. - Что самое сложное в работе хореографа? - Самое сложное - это как раз найти свой стиль. А сверхзадача - как говорил мой учитель, профессор академии имени Вагановой Георгий Алексидзе: хореограф тогда может считать себя истинным мастером, когда его не узнают - он меняется от постановки к постановке. - А чьи стили близки вам? - В любой пластике спектакль может быть поставлен как хорошо, так и плохо. Это не стопроцентная составляющая успеха. В первую очередь хореографов учат делать из любого драматического сюжета внятное либретто - ни одно художественное произведение нельзя поставить один в один. Еще много зависит от того, где ставится спектакль. Наш зритель любит следить за сюжетом - чтобы кто-то кого-то любил, кто-то кого-то хотел убить. Западный зритель уже давно воспитан на бессюжетных спектаклях, на современной пластике - балеты Баланчина, танцсимфонии Ноймайера там имеют бешеную популярность. В них можно проследить, как развивается музыка, а вместе с ней - и пластика. Но за "голой" хореографией следить достаточно сложно. Есть гениальные бессюжетные спектакли - например, "Шопениана", бриллиант классической хореографии - но у нас он идет редко: билеты плохо продаются. Я отдаю предпочтение не типам хореографии, а просто хорошим спектаклям. Если я его смотрю, и меня это завораживает, и я все понимаю - это и есть эталон, к которому нужно стремиться. У того же Матса Эка (его модерн для нашего зрителя был бы довольно шокирующим) "Кармен" - великолепный спектакль. А "Спящая красавица"", "Лебединое озеро" - уже не то. - Для постановок вы берете свою любимую музыку? - Чаще всего хореограф берет музыку посложнее. Ремиксы тут не подойдут. Например, Бах в обработке электроники: знакомые мелодии с хорошим ритмом. Но, оставляя основной мотив и добавляя ритм, они разрушают драматургию музыки, на сплошной однообразный поток звуков ставить очень тяжело. А чем сложнее музыка - тем труднее ее воспринимать: надо вслушиваться, разбираться, привыкать. Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта" после Чайковского когда-то казался абсолютно не танцевальным. Но это не так. Просто его музыка гораздо сложнее, пронизана лейтмотивами. И это ставит перед хореографами важную задачу: чтобы постановка оказалась с музыкальной точки зрения грамотной. На сегодняшний день в этом - основная проблема танцовщиков, которые берутся ставить, не изучив связи музыкальной и хореографической драматургии.
В Башкирском академическом театре драмы премьера спектакля по трилогии Нажиба Асанбаева "Заки Валиди" намечена на март. - До сих пор идет работа даже на уровне текста: ведь с 2002 года стало известно много новых фактов, - пояснил главный режиссер театра Айрат Абушахманов. - Когда я ездил в Турцию, чтобы ознакомиться с биографией героя, то ректор главного турецкого университета, услышав, что прибыл его соотечественник, устроил прием в мою честь. И этот человек, увенчанный всеми возможными научными регалиями, сказал: "Во всей тюркологии ученый номер один - это Заки Валиди". В Америке о нем уже сняли бы несколько фильмов. Еще один спектакль - "Парящая лампочка" Вуди Аллена - должен появиться в феврале. Его готовит Наркас Искандарова: известная уфимская театральная и кино-актриса уже давно превратилась в штатного режиссера Нового московского театра. А пьеса - об одном несостоявшемся герое шоу-бизнеса. И о поголовной помешанности американцев на этом самом бизнесе.
Скворец вернулся из теплых стран, а его домик занял воробей! Разбираться, кто действительно должен жить в домике, будут петух, лиса и собака - в общем, начиная с 19 января на сцене Национального молодежного театра регулярно творится "Птичий переполох" Сарвар Суриной. А в марте башкирская труппа театра и режиссер Ильнур Муллабаев представят на суд уфимского зрителя своих "Ромео и Джульетту". Ответ русской труппы и ее режиссера Мусалима Кульбаева - "Женитьбу Фигаро" Бомарше - мы увидим 20 и 21 февраля. Этот спектакль, а также выставка в фойе театра, будут посвящены памяти Андрея Миронова.
Мансур и Гафур - соседи, знают друг друга с детства и часто сидят за одним столом… Но все-таки они существуют на разных уровнях. Кто из двоих способен обрести счастье, а кто нет - об этом новый спектакль Уфимского татарского театра "Нур" по драме Хамита Иргалина "Не покидай меня, надежда!". Ее премьера состоялась накануне Нового года. Коллектив театра и приглашенный режиссер Олег Скивко уже трудятся над пьесой Владимира Куркина "Саня, Ваня, а с ними Римас". Время действия здесь - военные годы, работу планируется завершить ко Дню Победы.
На "Алису в стране чудес" замахнется молодой петербургский режиссер Сергей Хонченков в Башкирском театре кукол. "Родной" же режиссер Наиль Байбурин поставит спектакль "Куда улетают одуванчики?" (это пьеса Мустая Карима "Петушиная мельница" в новой редакции Ильгиза Каримова). Еще в этом году Уфимская академия искусств выпускает курс актеров театра кукол - их дипломный спектакль "Маленькие трагедии" (режиссер - руководитель курса Гульнара Валитова) тоже вольется в репертуар театра.
Екатерина КЛИМОВИЧ |