РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"100 дней после приказа
Внимание общественности к Башкирскому академическому театру драмы имени Мажита Гафури не случайно - это главный театр республики. Сто дней назад был назначен новый директор. Им стал Раис Исмагилов. Предлагаем нашим читателям интервью с ним.
- Раис Абдрахманович, каковы ваши первые впечатления от работы в Башкирском Академическом?
- Что такое жизнь, можно понять, только соприкоснувшись с ней - факт общеизвестный. Вот так же и я до поры до времени видел только одну сторону медали, посещая театр, общаясь с людьми искусства. Теперь я соприкоснулся с ее оборотной стороной - с проблемами, с вопросами, которые надо решать, увидел, что картина глубже, противоречивее, так что привычного представления о театре у меня теперь нет. Первым впечатлением я бы назвал именно изменение угла зрения на закулисную театральную жизнь. Второе и, может быть, самое главное в том, что нет нерешаемых проблем, все они разрешимы, стоит только приложить усилия. Основа моего взгляда на вещи - очень позитивная позиция руководства республики, министерства культуры, руководства города. Так, недавно у нас в театре произошла встреча с главными специалистами администрации Уфы. Они ответили на вопросы коллектива театра, обратили внимание на наши проблемы, вникли в них, и уже есть положительные результаты такого общения, за что мы им весьма признательны. Мы работаем под пристальным вниманием министерства культуры, руководства республики. Они нам всячески помогают, чтобы работники театра, а следовательно и зрители, были довольны. Это отражается на качестве спектаклей. В таких условиях проще жить и работать. Есть реальная поддержка, есть великолепное здание, не возникает вопросов по оплате коммунальных услуг, по зарплате. Есть мощная актерская труппа, способная решить все творческие задачи.
- Но, видимо, есть и проблемы...
- Да, конечно. Из трех положенных по штату режиссеров у нас в наличии только один. Нет главного художника, звукорежиссера, художника по свету. Не хватает специалистов. Сейчас мы делаем упор на то, чтобы была отправлена группа учиться в Москву и Питер. Я не сторонник того, чтобы приглашать в театр временщиков, нужны свои специалисты. Но есть и такие проблемы, которые с наскока не решишь. Мы бы хотели, чтобы у нас сложился мощный тандем режиссеров и драматургов. В свое время режиссеры удачно сотрудничали с Мустаем Каримом. Такого же рода совместной работы мы бы хотели и сегодня. У нас достаточно драматургов, портфель театра не пустует. В то же время мы обращаем недостаточно внимания на нашу современную прозу, которая также могла бы быть инсценирована. Пока все упирается в нехватку режиссеров. Это проблема не одного дня, но ее можно и нужно разрешить. Так что, Бог даст, все у нас получится.
- Что произошло в театре за минувшие сто дней?
- Театр побывал на гастролях в Набережных Челнах, Кургане, Челябинске, Салавате. Нас везде ждут, везде любят. Актеры работают на сцене во время гастролей вдохновенно, откликаются на прием зрителей. Так что в перспективе мы считаем, что должны больше гастролировать, и не только в близлежащих регионах, но и в Европе, и в Азии.
- Есть такая поговорка: новая метла по-новому метет...
- Я созидатель по своей натуре, а не революционер. Резко менять ничего не буду, никаких резких движений не предвидится.
- Обычно всегда встает вопрос о трудовой дисциплине на рабочих местах...
- Актеры у нас прекрасные, разносторонние, играют с удовольствием и главные роли, и в массовке. Отдают много сил, у них большая работоспособность, им по плечу и башкирская, и русская, и зарубежная классика. Не хватает, повторюсь, режиссерской работы. Что же касается трудовой дисциплины, тех, кто опаздывает или вовсе пропускает репетиции и спектакли, не хочет играть в массовке, то - не наверное, а точно - с такими нам не по пути.
- Следующий сезон будет проходить в год 450-летия присоединения Башкортостана к России. Что вы готовите к нему?
- Мы планируем поставить к этой дате несколько спектаклей. Пока говорить о них рано, творческий секрет, что называется. Но праздник отметим достойно.
- Как идет реконструкция театра?
- Она будет закончена в этом году. Такое указание дал Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Он побывал у нас в театре в апреле этого года. Мы получим Малую сцену, разместим гримерки для актеров, пошивочный, реквизитный, бутафорский, сварочный цеха. Намного легче будет работать. С нашей Малой сценой мы связываем далеко идущие планы. К нам возвращаются из Москвы 25 студентов-щепкинцев. Здесь они будут пробовать свои силы, здесь же будут ставить свои спектакли начинающие режиссеры.
- А намечается ли "реконструкция" творческого процесса?
- У нас сегодня заполняемость зала - более 60 процентов. Этого мало, хотя есть для этого и объективные причины. Понятно, что люди смотрят дома телевизор или на худой конец идут в кино. Но я знаю, что когда ставят интересную пьесу, в любом театре всегда аншлаг. Вот пример: премьера спектакля "Кодаса" режиссера Айрата Абушахманова прошла с большим успехом. То же самое произошло со спектаклем "Цыганские страсти в турецком подворье" режиссера Рустама Хакимова. Так что главное - оценить состояние времени, уловить его дыхание. Нельзя не учитывать и менталитет нашего народа. Разумеется, в репертуаре должны быть и комедии, и трагедии, и драмы, но в каком соотношении - это надо думать. Надо советоваться с людьми, со зрителем. У нас очень умный, интеллигентный зритель, его учить не надо, надо учиться у него. Для нас пример - работа Русского академического драмтеатра и Театра оперы и балета. Они сумели привлечь зрителя. И мы хотим работать так же, как они. Вообще, мне кажется, работа у директора должна быть такой: приходишь с утра и спрашиваешь у кассира, какова выручка, сколько человек ушло после первого акта. Для пустого зала мы играть не будем, это никому не интересно. Для привлечения зрителя реклама в СМИ не срабатывает. Главная реклама - это сам зритель. Ему понравилось - он до всех дозвонится, всем расскажет. Назавтра все билеты проданы. Если же рекламировать назойливо - он не придет в театр. Главное все же - качество спектакля, отличная работа актеров и талант режиссера. У нас ведь часто ходят именно на актеров. Вот пример - на днях у нас состоятся концерты Фидана Гафарова и Нурии Ирсаевой. Все билеты давно проданы. Режиссура, актеры, качество спектакля - вот на что мы не пожалеем ни времени, ни денег, ни сил. Тогда будет успех.
Журнал "Уфа" // Айдар ХУСАИНОВ |