РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Картинки с золотыми обрезами
7 января 1839 г., когда физик Д. Араго сообщил Парижской академии об изобретении Луи Дагером первого практически применимого способа фотографии - дагеротипии, официально признан днём рождения фотографии (в России чаще использовалось слово светопись). Изобретенный в 1851 году англичанином Фредериком Арчером мокрый коллодионный процесс добрался до нашего города лет через 15: в Уфе тогда существовало "фотографическое заведение г-жи Петровой". Уфимцы могли видеть его "продукцию" на выставке "Географическое открытие Башкирии", где было представлено несколько фотографий с видами Уфы 1867 года из собрания Государственного Эрмитажа. Для того, чтобы сделать всего один из этих снимков, фотографу того времени необходимо было привезти к месту съемки "фотоаппаратик" размером примерно 30х30х40 см, установить светонепроницаемую палатку, приготовить химические компоненты и нанести на чистую стеклянную пластинку фотоэмульсию, мокрую пластину вставить в фотоаппарат и произвести съемку, обработать негатив, напечатать с мокрого же негатива фотографию, проявить и закрепить её. С распространением сухих негативных пластинок, а позже и гибкой фотоплёнки из целлулоида, фотография приобрела современный вид, началось её бурное распространение. В справочной книге по Уфимской губернии 1883 года указано, что в городе имеются два фотографа. А уже через несколько лет в Уфе работали "Славянская фотография Денисова", "Центральная фотография Пиотровской", фотографии Паршина, Адольфа Бухгольца, Л.П.Фон-Бергхольца, Ф.Я. Анисимова, В.Ф.Петрова, Леона Сулистровского. Во многих семьях начиная с конца 1880-х годов появляются альбомы с фотопортретами (позже их стали называть "кабинетками" - от "Cabinet-portret", а снимки поменьше "визитками" - от "Vizit-portret"). На паспарту, украшенных виньетками, почти всегда обозначалось имя владельца ателье. Края картонок обычно были золочёные. Фотоальбомы были кожаными, с металлическими застежками, на страницах были специальные кармашки для фотоснимков.
* * *
На рубеже ХХ века в Уфе открылось фотоателье О.Ф.Германа, занимавшееся, кроме портретной съемки, фотографированием и продажей снимков с видами города на бланках почтовых карточек. Есть предположение, что большая часть дореволюционных открыток Уфы, отпечатанных типографским способом, сделана по оригиналам заведения Германа. В рекламе он не нуждался: если заказчик хотел получить наилучшее по его понятиям качество, он шёл к Герману. При подготовке любых печатных изданий у ателье не было конкурентов. Но с началом первой мировой войны фотограф, называвший себя на русский манер Александром Леопольдовичем, стал кое-кому поперек горла. Ведь на самом деле его фамилия слишком явно намекала на связь с ненавистной Германией - вывеска Германа с Большой Казанской исчезла. 1908 годом датированы первые снимки Уфы Аполлония Александровича Зираха (1855-1919). За 11 лет Зирах сделал несколько тысяч снимков города и окрестностей, самые значительные из них хранятся в Национальном музее РБ. В начале августа 1910 года в Уфу прибыл С.М.Прокудин-Горский, носивший неофициальный титул "царского фотографа". По всей видимости, он пробыл в Уфе всего два дня, но восемь снимков, сделанных им тогда (негативы с ещё двумя видами, к сожалению, до наших дней не дошли, по крайней мере, в основной коллекции в Библиотеке Конгресса США их нет), по ценности превосходят всё, что снимали тогда другие фотографы. Снимки-то - цветные. В период первой мировой войны в России возникает одна из замечательных традиций - рамки с семейными снимками на стене: фотографы перестали быть редкостью и на селе. В городе же конкуренция была очень острой. После закрытия заведения Германа стиль "высокого искусства" пытались поддерживать фотографии Волкова и Шперлинга. Очень хорошие мастера работали в товариществе Лангнера под вывеской "Модерн" на Центральной улице.
* * *
В период НЭПа в Уфе существовало не менее шести фотоателье. Процветала, как и прежде, фотография Ивана Кирилловича Волкова, популярны также были и фотографические заведения А.Ноговицина и И.Шалгина. Но на первые места постепенно выходило заведение А.В.Орлова. Из рекламы: "Всевозможные фотографические работы: группы всех размеров, кабинетные, открытые письма, визитные и для удостоверения личности, а также производится увеличение портретов до натуральной величины. Исполнение спешных заказов". Фотожурналистики в республике в 1920-е годы практически не существовало, газеты обходились без снимков. Кое-кто из фотографов пытался, правда, снимать и вне стен ателье. И первым среди таких был конечно же Степан Стива (1882 - 1972). Броскую свою фамилию Стива "заработал" ещё в юности активным участием в любительских театральных постановках. В начале века Степан Степанов был телеграфистом (сохранилось его прошение от 2 июля 1900 года на имя начальника почтово-телеграфной конторы о приёме на работу). И настолько лихим работником был молодой Степан, что в среде соратников-революционеров получил право на подпольную кличку, которую даже не надо было выдумывать. После октября 1917 года Стива был сменным комиссаром почтово-телеграфной конторы, затем его перевели в Москву. По каким-то причинам в середине 1920-х он вернулся в родной город. И вскоре выяснилось, что коммерческие успехи Стивы могут быть не хуже революционно-театральных: поставив на поток печать сувенирных фотографий с видами города Уфы размером с открытку (отличительная их черта - несколько небрежная пояснительная надпись с номером в нижнем углу снимка), он получил приличный доход (большая подборка снимков Стивы была показана на выставке "Старая Уфа", посвящённой 430-летию Уфы). Позже вместе с Александром Орловым Степан Алексеевич организовал большую артель фотографов. В конце 1920-х в Москве отпечатана серия открыток с видами Уфы способом меццо-тинто. Качество печати неважное, иногда снимки откровенно нерезкие. Но и эти карточки крайне интересны как едва ли не уникальные кадры Уфы того времени. Для нас же главное то, что сняты они фотографами артели Стивы-Орлова: многие отпечатанные в Москве открытки дублируют фотокарточки, о которых говорилось выше. В 1930-е годы разразился новый, после первого, еще дореволюционного, бум развития фотолюбительства. Каждый мальчишка тогда мечтал о "Фотокоре" или "Туристе" (такие названия тогда давали фотоаппаратам), но меньше всего фотографий города осталось именно от этого времени. Пожалуй, интереснее многих снимал в те годы Михаил Львович Кожевников. Кроме того, от тех лет осталась великолепная подборка фотооткрыток, выпущенных "Союзфото". На некоторых из них указано: "Фото З.Скворцовой". И хотя тираж у этой длинной серии открыток 1000 штук, найти их не так-то просто. В 1957 г. фотоартель "Труд" выпустила серию фотооткрыток, посвященную 400-летию присоединения Башкирии к России. За последующие 4 года эти артели отпечатали ещё несколько десятков великолепно выполненных видов Уфы. В 1966 г. вышла первая серия цветных почтовых карточек с видами города. В начале 1990-х годов в Уфе появилось оборудование и материалы для быстрой обработки, и цветная фотография стала поистине массовой, но почему-то на фоне глянцево-цветного изобилия старые "кабинетки" и "визитки" не выглядят примитивом, а наоборот удивляют и восхищают.
Журнал "Уфа" // Анатолий Чечуха |